РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание читателя

Воспитание читателя Из опыта работы
учителя литературы высшей категории
Майоровой Светланы Станиславовны
ГБОУ Гимназия №-205
Г.Санкт-Петербург


Воспитание читателя

Те из наших учеников, кто открыл
книгу без нашей помощи, будут
и дальше читать, как читали. Наши
самые яркие объяснения, как маяки,
помогут самым любознательным
из них ориентироваться в океане
чтения.
Даниэль Пеннак

Как часто мы, учителя литературы, сетуем на то, что дети не читают. Проблема «нечитающих детей» с каждым годом становится всё более ощутимой. Что значит для современного учителя литературы – воспитать читателя, да ещё и грамотного, отзывчивого, чувствующего и понимающего текст, свободно вступающего в диалог с автором произведения?

Проработав в школе 21 год, я пришла к выводу, что главной мотивацией к чтению классики учащимися, да и к чтению вообще, становятся прежде всего уроки литературы. Поэтому в своей работе всегда следую принципу Н.Долининой - «прочитаем произведение вместе».

Как вернуть детям книгу, превратить её в постоянного спутника жизни, в советчика и друга? Этот вопрос становится главным для меня, когда я иду на урок литературы к своим ученикам, которых знаю уже несколько лет, или к тем, кого вижу впервые.

Ответ всегда один – читать: читать самой вслух, читать вместе с детьми и, наконец, позволить читать ученикам, потому что «чтение – подарок» (Пеннак).

На своих уроках стараюсь использовать разные виды чтения:

  • вслух (учителем или заранее подготовленными учащимися);
  • про себя (самостоятельно или вслед за учителем);
  • по ролям;
  • выборочное;
  • чтение вслух по кругу;
  • и др.

Всегда помню о том, что чтение должно быть действенным, поэтому в работе с детьми мне помогают приёмы активизации внимания, которые по сути являются начальным этапом анализа произведения:

  • читаем и подчёркиваем;
  • читаем и выписываем;
  • читаем и формулируем (вопросы, проблемы, задания);
  • читаем и составляем тест;
  • читаем и подбираем ассоциативные ряды;
  • читаем по кругу;
  • читаем и рисуем.

Расскажу о двух, наиболее эффективных.

Чтение по кругу – приём, который можно использовать как в 5 классе, так и в 11 классе. Как говорит петербургский учитель-методист И.А.Мухина, «организация урока начинается с организации пространства». Поэтому при чтении эпизода «Убийство старухи процентщицы» из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» ученики садятся вокруг (или по периметру) большого стола, и каждый читает свой отрывок эпизода. Учитывая, что дети в последнее время вслух читают плохо, заранее распечатываю каждому его отрывок и даю домашнее задание – подготовить выразительное чтение и выписать в тетрадь толкование незнакомых слов из словаря. Чтение на уроке проводится без комментариев учителя. Домашнее задание после такого урока может быть дифференцированным. Приём помогает глубоко почувствовать силу психологизма Достоевского. Термин «психологизм» ввожу на следующем уроке.

Приём чтение и рисование использую во всех классах с 5 по 11. Например, в 5 классе создаём палитру рассказа Набокова «Обида» и пишем на ней средства художественной выразительности. Дома (или в классе) ученики отвечают на вопрос: зачем писателю понадобилось так много красок?

К 9 классу ученики, работающие регулярно с рисунками на уроках литературы, способны создавать эйдос-конспекты - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения.

Достоинство этого приёма в том, что задействован весь класс, а значит, работа каждого будет оценена. Кроме того, сочетание чтения и творчества помогает учителю проверить уровень восприятия произведения учителю, а ученикам - по-новому взглянуть на сам процесс чтения.

В своей работе руководствуюсь пятью «не бойтесь»:

  • не бойтесь, если летом дети не прочитали «книги по списку»;
  • не бойтесь читать своим ученикам вслух (даже - и особенно - старшеклассникам);
  • не бойтесь делать паузы во время урока;
  • не бойтесь вовремя остановиться и оставить ребёнка-читателя наедине с книгой;
  • не бойтесь читать то, что читают ваши ученики, и обмениваться с ними впечатлениями о прочитанном.

Как часто слышу от своих учеников: «Мёртвые души»- это читать просто невозможно, тем более летом!» На вопрос: «Кто всё-таки прочитал?» - поднимаются 1-2 руки, и слышится комментарий: «Думал, умру со скуки». Ничего не говорю, улыбаюсь и… начинаю читать поэму с самого начала, медленно, без комментариев и обязательно с выражением, ведь пока только я знаю, что Гоголя без выражения читать нельзя. Педагогическое терпение подсказывает мне, что надо читать и ждать, потому что «любознательность не вынуждают, её пробуждают. Читать, читать и довериться глазам, которые открываются, лицам, которые веселеют и проясняются, вопросу, который вот-вот сорвется и повлечет за собой следующий» (Пеннак).

А потом делаю паузу (на самом, как мне кажется, интересном для них), даю задание, в котором обязательно должна проявиться связь «я и автор» или «я и герой» и жду… следующего урока. Наблюдаю небольшой прогресс: почти все готовы самостоятельно читать «Мёртвые души» и делиться со мной своими открытиями. По результатам творческих работ учащихся вижу, что книга прочитана, понята и уже не вызывает такого скептического к себе отношения, потому что найдено самое главное – её актуальность, связь с читательским «Я» каждого, а значит, понимание её права называться классикой. Работая с детьми, всегда помню слова французского писателя, педагога Даниэля Пеннака: «Истинная радость от чтения и состоит в открытии этой необычайной личной связи: автор и я… Одиночество написанного взывает о воскрешении текста моим собственным немым одиноким голосом.

Учитель тут не более чем сваха. Настало время ему тихонечко, на цыпочках, удалиться».

В своей работе уже много лет использую элементы французских мастерских.

Опираясь на труды Л.Выготского, развиваю у своих учеников ассоциативное мышление, эмоциональное восприятие и воображение. Любой анализ художественного произведения начинаю с поиска, со столкновения «двух эмоциональных полюсов» (Выготский).

Поисковый метод стал основным в моей работе с гимназистами. Развивая аналитическое мышление, готовлю своих учеников к участию в исследованиях и проектах, ведь высшая награда для ученика и учителя – стать коллегами-филологами, показать своё со-творчество.

Сколько книг прочитали мои ученики благодаря урокам литературы! Сколько книг прочитала я благодаря моим ученикам-исследователям! Мы вместе расширяем наш круг чтения, что помогает работать над такими темами, как «Утопия алчности» или роман об Идеальном человеке?

(По роману Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».)», «Тема детства в современной литературе (по романам Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» и Василия Аксёнова «Ленд-лизовские»).

И снова я иду к ученикам, чтобы посвятить их в таинство чтения и вместе постичь то «чудное мгновенье», когда они сами становятся творцами.

Майорова Светлана Станиславовна07.09.2012 18690 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar