РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок по теме "Философско-библейские главы в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Урок по теме "Философско-библейские главы в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Преподаватель русского языка и литературы
Уссурийского суворовского военного училища
Маркина Ольга Николаевна.


Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учебные цели: проанализировать философско-библейские главы романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в единстве формы и содержания, донести до суворовцев нравственные уроки Булгакова, главные, в его представлении, ценности; помочь понять замысел писателя, написавшего «роман в романе», и осмыслить временную перекличку линий произведения.

Развивающие цели: формировать умение логически рассуждать и чётко излагать свои мысли; развивать эмоциональные качества и чувства суворовцев; развивать творческие способности обучаемых, их познавательную активность.

Воспитательные цели: содействовать формированию общечеловеческих нравственно-мировоззренческих идей; способствовать духовному взрослению суворовцев.

Материальное обеспечение урока: портрет М.Булгакова, наглядно-иллюстративный материал к «Евангельским главам» романа «Мастер и Маргарита», тексты романа, фильм М.Гибсона «Страсти Христовы», аудиокассеты «Духовные беседы в Московском суворовском училище» и «Беседа с другом о смысле жизни».

Ход урока:

1. Объявление темы и целей урока.

2. Аудиозапись ( фрагмент лекции по библейской истории и о смысле жизни).

3. Вступительное слово преподавателя:

Вселенная…планета Земля…и маленький человек – венец творения Господа, как учит православное христианство. Зачем дана человеку жизнь? Каков её смысл?

«Рукописи не горят»,- пророчески произносит один из персонажей романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» о романе Мастера, но эти слова по праву можно отнести ко всему роману в целом.

Как известно, главная книга жизни писателя увидела свет в полной редакции лишь в 70-е годы, через 30 с лишним лет после её написания. Она[ книга] не могла « сгореть», потому что честное, талантливое, несущее людям великое понимание жизни, рано или поздно должно быть прочитано теми, ради кого писалось. В этом, мне кажется, заключается вечный закон справедливости.

4. Работа с текстом. Анализ I главы:

  • Композиция «Мастера и Маргариты", как нам известно, своеобразная.
  • В чём заключается это своеобразие? («Роман в романе»: повествование о быте московского народонаселения 20 – 30 годов, о жизни Мастера и судьбе созданного им романа о Понтии Пилате).
  • Откроем роман и найдём ответ на вопрос: чему так изумился непрошеный собеседник, подсев к Берлиозу и Ивану Бездомному?
  • Ответ литераторов вызвал логически оправданный второй вопрос Воланда. Какой?
  • Что услышал Воланд в ответ?
  • Но дальнейшее развитие событий опровергает этот тезис. Что же случилось на Патриарших?
  • Значит, человек не может управлять своей жизнью в полной уверенности. Тогда возникает другой логически оправданный вопрос: какие же силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения?

5. Работа учащихся с листком обратной связи:

( Содержание листка обратной связи:

Что лежит в основе человеческого поведения:

  • стечение обстоятельств;
  • ряд случайностей;
  • следование избранным идеалам;
  • нравственный ориентир;
  • жажда власти;
  • страх смерти.

6. Слово-обобщение учителя:

Вот эти вопросы и ставятся Булгаковым в «Евангельских главах». «Зачем ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления?» - грозно допрашивал Понтий Пилат Иешуа.

(На доске: Истина – то, что соответствует действительности, правде.)

Голова грозного прокуратора раскалывалась от боли, и вдруг он слышит слова, которые вряд ли рассчитывал услышать.

- Что же это за слова? ( Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…). Как всё просто и вместе с тем сложно. Как догадался оборванец? Может он врач? Вот так в роман входит философская тема поиска истины, и от того, откроешь ли ты её для себя, зависит твой человеческий облик.

7. Работа с текстом. Анализ «Евангельских глав».

Вы обратили внимание, что Иешуа представлен в романе как бродяга?

  • У него есть родители?
  • Ученики?
  • Описываются ли в «Евангельских главах» проповеди Иешуа, его знаменитые чудеса-исцеления?

Выполнение тестового задания № 1. (Приложение № 1).

- Булгакову нужна была яркая, как солнечный луч, и короткая, как вспышка молнии, жизнь праведника, обыкновенного, казалось бы, человека; М.Булгакову важно было показать внутренний, духовный мир Иешуа, стойкость духа.

  • Какую же истину открывает Иешуа П. Пилату? Главное убеждение Иешуа? (Злых людей нет на свете, все люди добрые…..)
  • Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признания? ( Что Иешуа невиновен. Это и есть истина ).
  • Но вот прокуратору подают другой кусок пергамента. И это уже серьёзно…В чем обвиняется Иешуа?
  • Перед каким нравственным выбором встаёт Понтий Пилат? ( Спасти бродячего философа и лишиться власти, положения, карьеры, возможно, жизни или сохранить своё положение, казнив невиновного и поступив против совести; отступив от истины, Пилат выбирает второе).
  • Однако Пилат пытается подсказать путь спасения. Вчитаемся в ремарки, сопровождающие диалог.
  • Почему Иешуа отказывается от компромисса, который мог бы спасти ему жизнь? (Истина для него дороже жизни).
  • Следование истине, внутреннему убеждению, голосу совести требует мужества, стойкости духа, и во имя её [ истины ] Иешуа принимает мучительную смерть на кресте.

На доске христианская молитва «Символ Веры». ( читает подготовленный суворовец).

Фрагмент фильма М.Гибсона «Страсти Христовы».

- В чём вы увидели несоответствие между изображенным в фильме и в романе? Чем объяснить ? ( Призыв к Отцу – подчеркивается небесное происхождение. Копьём в сердце – Понтий Пилат посылает Иешуа лёгкую смерть, чувствуя свою вину…)

- И вот тут открывается ещё одна тема, связанная с «Евангельскими главами», - тема греха и покаяния.

Грех – это ощущение вины человека перед Богом. П.Пилат совершил грех, он и в историю вошел как человек, подписавший смертный приговор Иисусу Христу.

- Какой человеческий порок Иешуа считает самым главным? ( Трусость).

Выполнение тестового задания № 2. ( Приложение № 2 ).

- Искупить грех можно только покаянием, т.е. признанием своей вины, искренним раскаянием и добрыми делами.

Учёные утверждают, что мир сновидений это больше, чем отражение наших мыслей; именно во сне мы оказываемся наедине с отражением наших скрытых страхов, желаний, тревоги.

Выразительное чтение учащимся отрывка из главы 26 «Сон Пилата».

- М. Булгаков даёт свою версию ощущения греха Понтием Пилатом, его раскаяние в содеянном и его наказание. Одна из попыток загладить свою вину – убийство Иуды.

Реализация индивидуального творческого задания.( Задание: сравнить участь Иуды по книге французского исследователя Э. Ренана «Жизнь Иисуса» и участь Иуды в романе М.Булгакова ).

- Другая попытка загладить (искупить) свою вину – устроить судьбу Левия Матвея.

Реализация творческого задания (сочинение-миниатюра «Каким я увидел П.Пилата в эпизоде «П.Пилат и Левий Матвей»).

- Если человек, уверен Булгаков, искренне раскаялся в совершенном грехе, он будет помилован Богом. Как был наказан П. Пилат за своё малодушие, трусость?

- Чем завершается история Пилата?

- Сколько лет разницы между описанными событиями в «Евангельских главах» и событиями, происходящими в Москве? (приблизительно 1900 лет).

Исследователи творчества Булгакова установили, что события в обоих случаях происходят на Страстной неделе. Появляется Воланд со своей свитой в Москве в среду, а в ночь с субботы на воскресенье покидает её, покидают Москву Мастер и Маргарита. Именно в это время они встречаются с Пилатом, и становится очевидным, что прощён Пилат в самый светлый христианский праздник. Какой? ( Светлое Христово Воскресение – Пасха ).

И эта временная перекличка обеих линий повествования не случайна. Культура человеческих отношений не может существовать только в прошлом. Как и 2000 лет назад человек живёт не только заботой о бренном теле, более всего он живёт правдой и совестью – жизнью духа.

- Иудея с центром в Иерусалиме находилась под властью Римской империи, а Россия Булгакова? ( под властью диктатуры Сталина).

Мастер, написавший роман о Понтии Пилате, рискнувший рассказать людям историческую правду, живёт в тоталитарном государстве. И этому государству не по нутру произведение, затрагивающее проблему ответственности человека, наделённого властью вершить людские судьбы.

Разговор о судьбе Мастера у нас впереди, скажу лишь, что его судьба – это судьба многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма, это судьба и самого Булгакова ( с его представлениями об истине и свободе выбора жизненного пути, о его вере во всепобеждающую силу любви ).

8. Фрагмент аудиозаписи духовной беседы в Московском суворовском училище «Беседа с другом о смысле жизни».

9. Задание на самоподготовку ( «домашнее» задание ):Подготовить к анализу главы 5,7,9,12,18,24,28. Устно ответить на вопрос: Изменились ли горожане внутренне?

Приложение № 1.

Тест № 1.

Почему в романе Иешуа представлен как бродяга?

  1. соответствие библейскому сюжету;
  2. автор подчёркивает внутреннюю свободу героя;
  3. автор стремится показать Иешуа бедняком.

Приложение № 2.

Тест № 2.

Почему для Иешуа один из самых страшных пороков – трусость?

  1. трусость ведёт к предательству;
  2. трусость – сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла;
  3. трусость – малодушие, недостаток душевной силы.
Маркина Ольга Николаевна14.09.2012 88010 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar