РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие предметных компетенций на уроках физики

Развитие предметных компетенций на уроках физики
Развитие предметных компетенций на уроках физики.

Полякова С.В. учитель физики
МБОУ ПСОШ №1 им.Г.В.Алисова
с. Песчанокопское

Наша школа с 2005года начала работать в режиме экспериментальной деятельности по теме: «Создание воспитательно–образовательной среды способствующей формированию компетентной личности основанной на физическом , нравственном и интеллектуальном ее развитии», что означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирования общеучебных умений и навыков, общественно значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Внедрение компетентностного подхода в образование требует изменений в учебном процессе, так как меняются:

  • цели образования - ориентация не на процесс, а на результат;
  • формы и организация занятий – обучение приобретает деятельностный характер, т.е обучение через практику, работа в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности личности за принятые решений;
  • механизмы доставки знаний;
  • подходы к оценке.

Немецкий педагог А.Дистерверг почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».

Как добиться того, чтобы учащийся действительно стал активным участником «экспедиции открытий»?

Мы знаем , что таких возможностей в учебно- воспитательном процессе не мало. Но как ребенку усвоить в полном объеме всё многообразие школьного материала? Поэтому каждый учитель должен научить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению проблем. Учебный предмет физика открывает для этого много возможностей. Мастерство учителя должно, поэтому заключаться не в том, чтобы доступно объяснить материал урока, а в умении создать такую учебную ситуацию, чтобы у ребят появилась потребность в знании этого материала. Это должна быть не «перекачка знаний», а самостоятельное добывание знаний.

В одобренной правительством РФ Концепции модернизации российского образования на период до 2010года перед системой образования поставлены новые приоритеты. Выдвигается задача воспитания грамотного , мыслящего, адаптированного к новым условиям жизни в информационном обществе. И достижение учеником нового качества образования в условиях информационного общества невозможно без использования информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания физики.

1. Иллюстративная форма учебного физического эксперимента.

В настоящее время появилась возможность использования информационных технологий в учебном процессе. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют учителю продемонстрировать многие физические эффекты, которые невозможно показать с помощью имеющегося оборудования в кабинете физики. Педагогический опыт показывает , что даже самый красочный и образный рассказ учителя об эксперименте не заменит для ученика непосредственного живого восприятия.

Примеры:

  • Движение ионов и электронов при электролизе.
  • Опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной.
  • Демонстрация фотоэффекта.

Демонстрация опытов обогащает чувственную базу учащихся и способствует созданию системы наглядных образов, которые являются основой для дальнейшего обобщения в виде определенных физических закономерностей и осмысления содержания формулируемых понятий.

При выборе виртуального эксперимента я отдаю предпочтение тем экспериментам, которые невозможно создать в школьном кабинете.

2. Компьютерная презентация учебного материала.

На своих уроках я использую компьютер и при изучении нового материала. Включаю в мультимедийные презентации анимации, видеофрагменты, модели, фотографии физических процессов, явлений . Все это позволяет делать процесс познания более привлекательным из-за красочности компьютерной графики, позволяет лучше развивать наглядно-образное мышление. Такие уроки становятся более яркими, запоминающимися, понятными.

Например:

  • Поведение молекул в жидкости, газе, и твердом теле;
  • модель атома, ядра;
  • возбуждение и ионизация атомов при столкновении и т. д.

3. Компьютерные лабораторные работы и самостоятельные практические работы учащихся.

Информационные технологии можно использовать и для самостоятельной работы учащихся в индивидуальном режиме. Для этого можно использовать тесты из курса «Подготовка к ЕГЭ», «Репетитор по физике», «Экспресс подготовка к экзамену» , здесь можно подобрать тестовые задания по любой теме.

Учащимся можно предложить задачу для самостоятельного решения в классе или дома с последующей компьютерной проверкой полученных результатов.

Пример:

А) ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА ПО НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ. Модель демонстрирует влияние силы трения на движение бруска по наклонной плоскости. Можно изменять коэффициент трения μ, массу бруска m, угол наклона плоскости к горизонту α, а также величину внешней силы Fвнеш. Приведен график силы сухого трения. При выбранных значениях параметров компьютерная модель позволяет определить ускорение бруска a.

Б) БРОСАНИЕ КАМНЯ С ВЕРШИНЫ ГОРЫ (горы Ньютона). Задается высота горы, угол бросания, начальная скорость тела. Необходимо определить время полета и зарисовать траекторию движения камня.

Компьютерный эксперимент повышает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в некоторых случаях приближает её по характеру к научному исследованию. На этапе закрепления знаний многие учащиеся придумывают и свои задачи, решают их, а затем проверяют с помощью компьютерных моделей.

Компьютерные тренажеры можно использовать и для решения качественных задач:

- Насыщенный пар при разных температурах; тепловое движение в твердом теле; зависимость диффузии газов от температуры ит.д..

4. Творческие работы учащихся.

Учащимся 7-9 класс нравится писать сказки, загадки, рассказы сочинения. Ребята 9-10 классов готовят доклады , пишут рефераты, собирают материал для стенной газеты – это результат индивидуального и группового творчества.

Индивидуальные задания стремятся выполнять более сильные учащиеся. Для их выполнения они используют компьютер. Коллективно работают ребята , которым приходится работать с большим объемом информации. Они обсуждают варианты поиска, последовательность ее размещения в данном творческом проекте. В процессе такой работы они учатся терпимо относиться к вариантам одноклассников, учатся принимать их точку зрения, договариваться.

Например: Тема урока: «Производство и использование электрической энергии»

Задание группам: «Преимущества ГЭС, ТЭС , атомных электростанций», «Недостатки ГЭС, ТЭС , атомных электростанций»;

Тема урока: «Тепловые двигатели»

Задания группам: «Применение тепловых двигателей», «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды», «Создать рабочую модель тепловой машины».

Учащиеся любят домашние задания поискового характера в Интернете:

-Найти в Интернете анимации по заданной теме и составить к ним задания;

Использование мультимедийных проектов в учебном процессе приводит к тому , что учащиеся при подготовке дополнительных сообщений используют для иллюстрации своего рассказа компьютерные технологии: сопровождают свое сообщение презентацией в POWER POINT.

Групповая работа на уроках физики дает большие возможности в умственном развитии учащегося. Потому что общение занимает важное место в жизни подростка. Именно в условиях организации группового способа обучения они с наибольшей активностью включаются во все звенья совместной деятельности: обучение, контроль, общение. Все это способствует развитию саморегуляции, от которой зависит успешное учение и дальнейшее включение в трудовую и общественную деятельность.

Используя на своих уроках информационно-коммуникационные технологии, я стараюсь научить учащихся извлекать пользу из опыта, решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением; уметь работать с документами и получать необходимую информацию; умение противостоять неуверенности и сложности, занимать позиции в дискуссиях и иметь свое собственное мнение; сотрудничать и адаптироваться.

Полякова Светлана Викторовна14.09.2012 30790 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar