РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Информационные технологии в интерактивном обучении английскому языку: за и против.

Информационные технологии в интерактивном обучении английскому языку: за и против.

На современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения. В настоящее время, образовательные стандарты требуют от нас, учителей, результатов, которые не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения. Необходимы методы обучения, которые делали бы учеников не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. Именно такая возможность появилась с использованием современных интерактивных технологий обучения.

На помощь и педагогам, и ученикам приходят современные интерактивные образовательные технологии, реализация которых требует применения специально разработанного с этой целью оборудования. Понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, приставки, проекторы, и т.д.

Безусловно, самым лучшим средством формирования иноязычных компетенций учащихся является пребывание в стране изучаемого языка. Но, к сожалению далеко не всем нашим детям этот способ погружения в изучение иностранного языка доступен. Поэтому, создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - один из важных проблемных вопросов современной методики. И именно с интерактивными технологиями в первую очередь связана реализация этой задачи. Наиболее эффективным средством развития компетенций учащихся, изучающих иностранный язык вне языковой среды, является погружение в виртуальное пространство, которое моделирует необходимые характеристики. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения. Важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме. Разнообразие стилей и общения, и обучения на уроке, использование мультимедийных интерактивных технологий - все это обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению английского языка. Использование информационных технологий в сочетании со знаниями и умениями в области иностранного языка позволяет учащимся получить представление о реалиях современной экономической и социальной ситуации в стране изучаемого языка и мире, способствует социальной адаптации.

Мультимедийные проекторы, компьютеры активно используются на уроках. Я часто использую на уроках обучающие и познавательные программы на CD. Среди наиболее удачных программ, используемых мною на уроках Reward, Speak Fluent English и другие.

Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы с игровыми элементами: "Triple Play Plus", "Euro Talk. Elementary", "Euro Talk. Intermediate", "Learn to Speak English". Они отвечают интересам и стремлениям учащихся, удачно дополняют работу по многим темам учебников. Работа с этими программами вызывает у учащихся неизменный интерес. Овладение языком через игру - один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.

Минусы.

Готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать к традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении. Применение компьютерной программы полностью невозможно. Применение ее частично неизбежно влияет на построение урока. Урок с применением мультимедийных технологий должен быть тщательно подготовлен. Поэтому очень важно определить точное место компьютера на уроке, в содержании темы, в цели урока. Особенно важно учителю учесть и такие свои особенности, как умение комментировать программу, способность организовать и поддержать беседу-обсуждение.

Иногда возникает необходимость создания новой программысамим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке. Так, например, существующие в настоящий момент учебники быстро устаревают и не содержат достаточной информации о быстро меняющемся мире. Цель создания программы дополнить содержание существующих учебников современными материалами.

Минусы.

Самостоятельное создание программ требует более серьезной подготовки и на их создание уходит большое количество времени.
Использование презентаций делает урок более интересным, эмоциональным, разнообразным. Ученики могут качественно лучше и с большим интересом воспринимать разноплановую информацию в виде яркой картинки, таблицы и, к тому же, со звуковым сопровождением. При помощи слайдов можно организовывать не только выполнение лексических, грамматических и фонетических упражнений, но и интересную дискуссию.

Минусы.

Характерные недостатки мультимедийных презентаций: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок.


Я уверена, что будущее интерактивного обучения за мультимедиа- лингафонным классом, который позволяет осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладает возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствует интенсификации учебного процесса. Преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: учащиеся активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации. Аппаратные средства и программное обеспечение мультимедиа-лингафонных классов позволяют:

  • повысить эффективность учебного процесса;
  • создать условия для индивидуального и дифференцированного обучения учащихся;
  • увеличить время устной практики для каждого учащегося;
  • обеспечить высокую мотивацию обучения;
  • преодолеть личностно-психологический барьер общения;
  • установить благоприятный психологический климат на уроке;
  • работать над лексической, грамматической, фонетической сторонами языка.

Лингафонный кабинет- это мощный и эффективный инструмент преподавания, позволяет более рационально использовать время занятия и сделать уроки и занятия интересными и насыщенными. Такие комплексы обладают универсальными дидактическими возможностями: они позволяют вести обучение в диалоговом режиме с учетом индивидуальных возможностей обучаемых, обеспечивать дистанционное обучение с использованием современных технологий. Мультимедиа дает возможность использовать многочисленные образовательные ресурсы Интернета в учебном процессе, что качественно повышает уровень обучения и позволяет эффективно распределять учебное время. Интересна и любопытна работа над веб-проектами типа веб-квест. Под веб-квестом понимается веб-проект, в котором часть или вся информация, с которой работают обучаемые, находится на различных веб-сайтах. Учащимся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Объём мультимедийных материалов, хранящихся в глубинах Интернет, поражает даже самое богатое воображение – на языке оригинала вы можете прослушать и концерт интересующего вас исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть обучающее видео или мультфильм на английском языке. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Ученики могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. А роль учителя, применяющего интерактивные технологии, сводится не столько к простому изложению знаний, сколько к умению направить познавательные способности учащихся в нужное русло.

Среди ассортимента интерактивного оборудования, предлагаемого в настоящее время, наибольшим спросом в образовательных учреждениях, по понятным причинам, пользуются интерактивные доски. Интерактивная доска позволяет работать без использования клавиатуры, «мыши» и монитора компьютера. Все необходимые действия можно проделывать непосредственно на экране посредством специального маркера или даже пальца. Учитель не отвлекается от урока для проведения необходимых манипуляций за компьютером. Это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала. Все необходимые действия можно проделывать непосредственно на экране посредством специального маркера или даже пальца. Учитель не отвлекается от урока для проведения необходимых манипуляций за компьютером. Это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала. Весь материал проведенного урока с интерактивной доской можно сохранить в записи и учителю нет необходимости все заново писать и создавать. А учащиеся при необходимости могут получить цифровую копию урока, для самостоятельного изучения дома.

Минусы.

Плохое оснащение школ мультимедийными лингафонными кабинетами с доступом в Интернет. Не стоить забывать, что Интернет- это лишь вспомогательное техническое средство, а не цель и использовать его необходимо разумно, а для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока. Методика применения компьютерных технологий в развитии компетенций обучаемых еще очень слабо разработана. Деятельность учителя становится зависима от возможностей и безукоризненного функционирования компьютера. Также следует обратить внимание на то, что при его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.

Уверена, что альтернативы информационным технологиям нет, но ключевой фигурой интеграции интерактивных технологий в учебный процесс все- таки является и будет преподаватель, имеющий стремление использовать компьютерные технологии в учебном процессе и, конечно, имеющий необходимую квалификацию.

Пахомова Светлана Николаевна18.09.2012 32170 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar