РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в условиях современной школы

Использование здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в условиях современной школы

Условия современной школьной жизни могут дать школьникам достаточный объём знаний, но не способны выполнить социальный заказ общества – сохранить здоровье детей. Подтверждением тому является снижение здоровья юных россиян, неустойчивая мотивация в сохранении своего здоровья, отсутствие механизмов внедрения принципов здорового образа жизни в массовую практику.

Обществом осознана необходимость формирования новой стратегии современной общеобразовательной школы, в которой здоровье рассматривается как необходимый компонент образования. Отсюда важной педагогической задачей является воспитание физически культурного и грамотного юного гражданина страны, способного нести ответственность за своё здоровье.

Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. Значимость формирования ценностных ориентаций в аспекте рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью сохранения и совершенствования их физического, психического и социального благополучия. В документах Всемирной организации здравоохранения подчёркнуто, что осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья является ключевым фактором, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будет оставаться недостаточно эффективными.

Своевременное формирование устойчивых ценностных ориентаций на здоровье, физическую культуру позволит избежать детям приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм.

В вопросе здоровьесбережения подтверждается необходимость преодоления противоречий между:

  • потребностью общества в воспитании здорового молодого поколения и отсутствием достаточных педагогических условий для формирования здоровья в семье и школе;
  • резким увеличением информационной нагрузки на детей и сохраняющимися традиционными формами и методами обучения.

Проблемой физического здоровья младших школьников занимаются педагоги, физиологи, методисты, медицинские работники. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои обязанности свободно. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома. Физическое воспитание – это не только уроки физкультуры, но и валеологическое воспитание, а также физическая культура школьника. Поддержанию физического здоровья служит процесс физической подготовки младшего школьника к жизнедеятельности. В единстве с другими видами воспитания и при оптимальных социальных условиях физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

В связи с этим в педагогике целесообразно применение здоровьесберегающих технологий, основанных на природосообразности.

Главными ориентирами состояния здоровья и физического развития ребёнка выступают:

  • показатели соматического здоровья (медицинские данные);
  • общая активность; физическая, трудовая, общественная, познавательная;
  • овладение школьниками основами личной физической культуры, теоретическими и методическими знаниями о путях физического развития в данном возрасте и в перспективе;
  • осведомлённость о перспективах своего физического развития; сформированность адекватной самооценки своего здоровья, своих физических возможностей и особенностей;
  • развитие выносливости, гибкости, скорости, силы;
  • развитие речедвигательной памяти, координационных способностей, движений, разнообразной чувствительности;
  • потребность и способность в физическом самовоспитании: саморегуляция поведения, использование режима дня, специальных упражнений по созданию положительного настроения и знание техники самомассажа, самоуправление, самотренировки, наращивание тела, регулирование осанки, выработка походки и т. д.

Одной из причин снижения уровня здоровья школьников является отсутствие в процессе обучения необходимого для нормального развития молодого организма объёма физической активности: "сидячие уроки”, однообразие видов, как правило, пассивной деятельности на уроке, проведение занятий в душном помещении, "замкнутом” - закрытом миру пространстве.

Другой причиной снижения уровня здоровья школьников является низкий уровень здоровья самих педагогов. У педагогов в виду стрессового характера профессии достаточно высок уровень невротических реакций и, соответственно, низок уровень сдержанности, соблюдения педагогического такта в общении с детьми.

И ещё одна, очень важная, причина низкого уровня здоровья школьников – отсутствие сознательного отношения каждого учащегося к собственному здоровью, стремления быть здоровым.

Как показывает практика, здоровье во многом зависит от применяемых технологий семейного, дошкольного и школьного воспитания, от здорового образа жизни младшего школьника.

К сожалению, многочисленные данные свидетельствуют, что именно образовательная среда является сегодня одним из наиболее сильных (дидактогенных) факторов отклонений в здоровье и развитии детей.

По данным В. Ф. Базарного, к ним относятся:

  • комплекс факторов закрытых помещений:
  • возрастающее воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, или обеднённой природными сенсорными стимулами среды обитания;
  • информационно-психогенные факторы;
  • возрастающее воздействие потоков абстрактной сигнальной
  • информации на фоне бледнеющей образной сферы (воображения);
  • комплекс факторов телесной атонии;
  • возрастающая телесно-мышечная атония, гипокинезия, гиподинамия на фоне моторно-закрепощённых состояний организма;
  • комплекс духовно-психических факторов.

Доктор Базарный говорит: "…20-летний опыт исследований, выполненных под нашим руководством многочисленными учениками, убедил нас в главном: эмбрионально-согбенная поза детей, повторяемая изо дня, в день, из года в год – это основа возникновения болезней зрения, позвоночника, психики, нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и т. д.

Владимир Филиппович имеет в виду позу, которую принимают дети, когда рисуют, пишут, читают… Он её описывает так: "…сжавшись в комочек, близко-близко наклоняется к бумаге, припав на одну руку и держа на весу другую, опираясь лишь на карандаш…”.

Нами была проведена апробация педагогических условий обучения по данной технологии. В борьбе за здоровье младшего школьника были специально оформлены кабинеты:

  • дети занимаются за конторками
  • в классах на полу находится ковровое покрытие, где дети проводят специальные упражнения для стоп ног
  • по классу развешаны карточки со счётным материалом.
  • на уроках дети часто путешествуют с помощью сюжетных картинок, которые находятся на боковой и задней стене кабинета.

Применяется регулируемая конторка с одной стороны вместо обычной парты. Учащийся может из положения "сидя” перейти в положение "стоя”. По высоте конторка и парта соответствует росту ученика.

В частности методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов, методика выполнения сенсорно-моторного тренажа, методика формирования шагового логоритма при прочтении текстов в режиме ближнего зрения и дальнего зрения, методика формирования шагового логоритма при прочтении текстов с использованием напольных шагово-метрических сеток и др.

Нами была проведена апробация педагогических условий обученияпо данной технологии.

К концу 3-ей четверти получили следующие результаты апробация условий методики проф. В.М.Базарного: - дети занимаются за ростомерными конторками (95% учащихся привыкли стоять за конторками, 30 % - первыми занимают места за конторкой) имея возможность присесть или прилечь (на ковер). Конторки позволяют самостоятельно регулировать свою активность и исключают принудительное физическое расслабление во время уроков.

  • на полу находится ковровое покрытие для стоп ног, что способствует оздоравливающему эффекту на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов, но 15 % учащихся не могут стоять на ковриках из-за дискомфорта.
  • физминутки. На каждом уроке с детьми проводятся 2-3 физминутки на снятие мышечного напряжения.
  • упражнения на офтольмотренажере, что позволяет переключить взгляд из режима ближнего на режим дальнего зрения, предотвращать остеохондроз, стимулировать кровоснабжение мозга.
  • траектории. Для использования зрительно-пространственной активности на уроках используются разного рода траектории, по которым учащиеся «бегают» глазами (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), толщина линии не менее 1 см.
  • проводиться пропаганда ЗОЖ перед учащимися, о чем свидетельствует повышение количества детей занимающихся в спортивных секциях, кружках;

В декабре 2010 г. был проведен медицинский осмотр детей по двум критериям:

  • осмотр костно-мышечной системы: осанка и плоскостопие, сколиоз.
  • осмотр окулиста.

Осмотр костно-мышечной системы Осмотр окулиста

осанка плоскостопие

норма – 10 чел.

сколиотическая осанка – 2 чел.

сколиоз – 0 чел. норма – 11 чел.

плоскостопие – 13 чел.

норма – 21 чел.

дальнозоркость – 3 чел.

близорукость – 0 чел.

Абсолютно здоровыми признаны 9 чел.


При ознакомлении родителей с результатами осмотра 2 родителя (Сополева С.И., мама Сополева Олега, и Фурмат Л.В., мама Высоцкого Владимира) не согласились с озвученными результатами, т.к. дети имеют проблемы со здоровьем.

Изучив имеющуюся литературу, физиологические возможности учащихся, мы разработали памятки с комплексом упражнений, которые дети должны выполнять в течение 1,5 – 2 минут (помимо физминуток):

1) Упражнения для детей с избыточным весом.

  • ходьба с высоким подниманием коленей;
  • и.п. – ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочередно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох;
  • и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное
  • прыжки с хлопами над головой.

2) Упражнения для профилактики плоскостопия.

  • и.п. – стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (4-5 раз).
  • и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п. (4-5 раз).
  • и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз)
  • и.п. - стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот споты внутрь (3-5 раз).

3) Упражнения для улучшения осанки.

  • и.п. – о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его.
  • ходьба с правильной осанкой.
  • ходьба с высоко поднятыми руками.
  • ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
  • легкий бег на носках.
Долгинцева Евгения Александровна28.09.2012 39170 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar