РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение коллективной формы деятельности учащихся на уроках технологии

Применение коллективной формы деятельности учащихся на уроках технологии

При проведении уроков технологии не всегда хватает времени, чтобы завершить масштабную работу. Поэтому, наряду с другими формами деятельности учащихся на уроках, я применяю коллективную форму.

Например, на изучении темы «Приготовление блюд из варёных овощей» в разделе «Кулинария» в 5 классе отводится 2 часа. Естественно хочется научить девочек готовить и винегрет, и овощной суп, и овощные котлеты. Возникает вопрос: «Как всё успеть?»

Поэтому я поступаю следующим образом: делю девочек на бригады, каждая из которых выбирает себе бригадира. Каждой бригаде раздаю технологические карты, перечисленных выше блюд (по одному блюду на бригаду). При обсуждении последовательности приготовления блюд, каждая из девочек, независимо от того в какой она бригаде, представляет, как готовится каждое из 3-х блюд. Бригадиры распределяют обязанности, раздают посуду, инвентарь, продукты.

Повторив правила безопасной работы, при соблюдении санитарно – гигиенических требований, начинается работа. Девочки увлечённо, с удовольствием выполняют порученную бригадиром работу: кто – то чистит картофель для супа, кто – то морковь, кто – то лук и т. д. На винегрет и на морковные котлеты овощи приносим уже сваренные, для экономии времени. Каждая бригада занята своим блюдом. Бригада, которая справилась с заданием быстрее других, помогает остальным. Итак, на приготовление всех блюд уходит около получаса.

Затем сервируем стол, оформляем блюда. И вот, долгожданный момент дегустации!

Далее приводим кухню в порядок.

В качестве домашнего задания: приготовление любого из двух блюд других бригад. Это не вызывает у девочек трудностей, т. к. у каждой есть технологические карты и при подведении итогов анализируем проделанную работу, девочки задают друг другу вопросы по поводу приготовления того или другого блюда.

Да, для учителя, конечно, большой подготовительный этап, но каков результат! Наш обеденный стол разнообразен – у нас есть и салат, и первое, и второе блюдо!

Уместно применение коллективной формы работы для неделимых классов. Например, чтобы изготовить шкатулку из цветного картона, расшитую с внешней стороны в технике «Изонить» и обтянутую плёнкой, ушло бы слишком много времени.

Я распределяю работу так: один ученик выкраивает детали из картона (по лекалам), другой – детали плёнки, третий – детали из уплотнительного картона, остальные расшивают детали картона внешней части в технике «Изонить». Потом, освободившиеся собирают отдельные детали, накладывая одна на другую в блоки: деталь 1 части из уплотнительного картона + деталь 1 части из расшитого картона + деталь 1 части из плёнки и всё скрепляют скрепками. Также собирают и другие блоки.

Далее к ним присоединяются остальные учащиеся, закончившие работу. Кто- то прочерчивает контур прокалывания на каждом блоке, кто – то прокалывает шилом отверстия, кто – то прошивает блоки обмёточным швом в две нити, кто – то соединяет готовые блоки в шкатулку. Согласитесь, очень трудоемкая работа. На изготовление шкатулки хватает четырёх часов. А сколько бы понадобилось времени, если бы каждый изготавливал отдельную шкатулку? В итоге – готовый результат с минимальными временными затратами и каждый из учащихся умеет выполнять изделие.

Оценки за работу в обоих примерах выставляем коллективно.

Учащимся очень нравится такая форма работы, каждый из них чувствует ответственность перед остальными и поэтому, даже более слабые дети стараются изо всех сил, чтобы не подвести коллектив.

Фролова Ирина Ивановна29.09.2012 18660 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar