РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Блочно-модульная технология как средство повышения качества обучения

Блочно-модульная технология как средство повышения качества обучения
Бабина Людмила Владимировна,
учитель истории и обществознания, МАОУ-СОШ №91
г. Екатеринбург


Технология блочно-модульного обучения как средство развития личности ученика и повышение качества знаний по истории

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать»
Л.Н. Толстой

Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий: в 50-е годы"технология в образовании” и это означало применение аудиовизуальных средств в учебном процесс, в 60-е годы - идеология программированного обучения, в связи с проникновением идей кибернетики в педагогику, 70 годы - теория проблемного обучения, а с начала 80-х г. - создание компьютерных и информационных технологий обучения. Для педагогической технологии 90-х годов общепринятым становится термин - образовательная технология. Одной из новых образовательных технологий, прочно вошедших в учебный процесс сегодня, является технология блочно-модульного обучения.

Она помогает учителю:
  • осуществлять дифференцированный подход в обучении;
  • дает возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах);
  • способствует накоплению материала к выпускным экзаменам, подготовке к ЕГЭ (части С), повышению уровня качества обученности учащихся, повышению мотивации к изучению истории, развитию над-предметных способов учебной деятельности.
Блочно-модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности. Он может реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, заданий, написании творческих работ, участии в семинарах, оформлении презентаций по определенной теме, изготовлении наглядных пособий и т. д. Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс.

Блок – это большой тематический раздел. Блок – это множество модулей предназначенных для изучения той или другой темы. Для каждого блока разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание (путеводитель, шаг, алгоритм – можно назвать как угодно). Модулями являются: лекционно-практические занятия, творческая работа учащихся: написание докладов, рефератов по темам блока, работа с документами, работа с картой, работа с датами, работа с терминами, составление опорных конспектов по материалу учебных параграфов блока или работа с уже имеющимися конспектами. По итогам работы над блоком проводятся консультация и зачет.

Основным средством блочно-модульной технологии является сформированная на основе модулей модульная программа. В текущем учебном году я разработала блочно-модульную программу изучения курса «Россия с древнейших времен до наших дней». Курс истории 10-го класса разбит на 8блоков, 11-го класса — на 9 блоков. В своей работе я использую именно такую структуру блока.
(см.Приложение)

Модуль «ВХОД» осуществляется в виде «входного» контроля в тестовой форме. Результаты входного тестирования позволяют учителю акцентировать внимание на отдельных («забытых» учащимися) событиях, понятиях и определениях на следующем этапе работы – в блоке актуализации.

Модуль АКТУАЛИЗАЦИИ имеет целью «перевести в активное состояние» знания учащихся, необходимые им для изучения новой темы. Кроме основных понятий он включает в себя и способы действия, необходимые для усвоения учебного материала, изучаемого в рамках модуля.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ модуль. Его цель – передача большой по объему учебной информации («укрупненной дидактической единицы» по П.Эрдниеву) в ограниченное учебное время. На каждом уроке новый для учащихся материал первично закрепляется посредством выполнения упражнений или тренинга.

Модуль ПРИМЕНЕНИЯ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) во временном плане состоит из нескольких уроков. Основная цель – планомерное закрепление материала, усвоенного в предыдущем блоке. Особенностью данного этапа работы является то, что учитель может использовать такие формы занятий, как урок-практикум, урок-семинар, лабораторная работа.
Модуль ОБОБЩЕНИЯ выполняет функцию первичного системного пред-ставления содержания модуля. Основной учебный материал еще раз «проговаривается» на уровне обобщения (возможно составление и использование опорного конспекта по методике В.Ф.Шаталова). На этом же уроке осуществляется так называемый «этапный контроль» в виде теста или небольшой контрольной работы.

Модуль КОРРЕКЦИИ. Его цель – ликвидировать отставание отдельных учащихся, а при необходимости – осуществить коррекцию в целом (вернуться на этап работы в ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ блок для повторного объяснения какой-то части материала всему классу). При отсутствии «массовой» коррекции основная часть учеников может работать с более сложным материалом (блок УГЛУБЛЕНИЯ).
Модуль «ВЫХОД». Форма итогового контроля определяется учителем в соответствии с целями и содержанием учебного материала.
Таким образом, модульное обучение позволяет четко организовать умственную деятельность старшеклассников на основе изучения главного в учебном содержании. При этом возрастает мотивация познавательной деятельности учащихся, самоконтроль и самооценка на всех этапах работы.

Литература
• Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.-192с.
• Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
• Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
• Кларин В.М. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989.- 75 с.
• Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004.
• Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. - М., 1995.
• Третьяков Б.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Прак-тико-ориентированная монография/ Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 1997.
• Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе, М., Новая школа, 2001.
http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm
http://www.edu-eao.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=110&Itemid=59
http://open.websib.ru/techno.html
http://referatw.ru/cgi-bin/main.cgi?level=5&p1=89&p2=235&p3=47426
http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html
Бабина Людмила Владимировна28.09.2012 59230 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar