РАЗРАБОТКИ

Другие модули


формирование УУД у младших школьников

формирование УУД у младших школьников Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Кафедра начального образования.

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников.

Работу выполнила:
Соболева Оксана Александровна,

Личностные универсальные учебные действия.

1. Рассказ В. Осеевой «Синие листья»

Прочитай текст и ответь на вопросы.
У Кати было два зеленых карандаша. У Лены ни одного.
Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зеленый карандаш!
А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси еще брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена.
- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо ,да травку зеленую.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
- Ну что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зеленого нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
- Я ей давала, а она не берет.
Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
Вопросы, ведущие к выводам и обобщениям:
- Была ли Катя настоящей подругой Лене? Докажите.
- Какими чертами характера обладала Катя?
- Кто прав в рассказе, а кто нет?

2. Н. Артюхова. «Саша-дразнилка», 1 класс


Прочитай текст и ответь на вопросы.

Саша очень любил дразнить свою сестрёнку.
Ляля обижалась и плакала.
- О чём ты плачешь, Лялечка? спрашивал папа.
- Меня Саша дразнит!
- Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу за ноги к люстре подвешу.
- Ну что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!
Саша даже поперхнулся от удивления.
- У тебя насморк, - сказал он, подумав. - Тебя завтра в кино не возьмут.
- А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
- Все вы, девчонки, - дрожащим голосом проговорил Саша, - все вы ужасные трусихи и плаксы.
- Мне самой мальчики больше нравятся, - спокойно ответила Ляля.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
- У меня апельсин больше, чем у тебя!
- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.
Тут Саша не выдержал и заплакал.
- О чём ты плачешь, Сашенька?, - спросила мама, входя в комнату.
- Меня Лялька обижает! - ответил Саша,
всхлипывая. - Я её дразню, а она не дразнится!

Вопросы, связывающие жизнь детей и литературное произведение.

- А как вы общаетесь со своими друзьями? Не обижаете ли вы их?
- Часто ли вы обижаетесь на своих друзей? За что?

3. Оцени данные в списке поступки:
а) хороший поступок;
б) плохой поступок.

Запиши соответствующие буквы (а, б) в таблицу.
Оценка (а, б) Поступки
1. Обозвать человека обидными словами.
2. Защитить слабого от сильного.
3. Подарить человеку игрушку, о которой он давно мечтал.
4. Взять у человека игрушку и не вернуть её.
Ключ: б, а, а, б. 4. Если правильно расставишь пропущенные цифры, то Волк не догонит Зайца.

Ключ: 2,3,5,7,9
8,5,3,1,0

5. В.А. Осеева «На катке»

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
- Я нечаянно... - сказал он, отряхивая с ее шубки снег. - Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
- Коленку...
Сзади раздался смех.
"Надо мной смеются!" - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
- Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.
- Иди к нам! - позвали они.
Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.
Задание: Прочитай рассказ, представь себя на месте Вити и подумай, как можно поступить в данной ситуации. Расставь номера предложенных поступков в таблице.

1. Поеду дальше кататься, я же уже извинился.
2. Посажу девочку на скамейку, пусть сидит, если не умеет кататься.
3. Спрошу: «Сможет ли девочка кататься дальше?», если нет, провожу домой.
4. Забуду про девочку и подъеду к мальчикам, чтобы объяснить им, что нельзя надо мной смеяться.
5. Посмеюсь над девочкой вместе с мальчиками. Подумаешь недотрога, все падают.
6. Скажу девочке, что нельзя крутиться у взрослых под ногами.
7. Погрожу мальчикам кулаком.
По-настоящему добрый поступок Допустимый, но не самый добрый поступок Недопустимый поступок

Ключ: а-3
б-2
в- 5

Регулятивные универсальные учебные действия.

1. Задание: Представь себе ситуацию. Дети весело катаются зимой на коньках. За окном стоит мальчик с градусником под мышкой и завязанным горлом и с завистью смотрит на детей.

Какое решение ты бы принял на месте этого мальчика? Выбери среди предложенных ответов свой и обведи соответствующую ему букву.


А. Болеть почаще, чтобы не ходить на физкультуру.
Б. Вылечиться и закаляться, чтобы не болеть часто.
В. Пожалеть ребят, которые в такой мороз катаются на коньках.
Г. Посмеяться над ребятами, которые падают на льду.
Ключ: Ответ Б

2.Найди и исправь ошибки.

38:4=8 (ост. 6) 46:7=6 (ост. 5)
2:10=0 (ост. 2) 90:25=3 (ост.15)
55:9=5 (ост. 10) 68:6=10 (ост. 8)

Допиши предложение.
Остаток всегда __________________.
Ключ: 38:4=9 (ост. 2)
55:9=6 (ост. 1)
46:7=6 (ост. 4)
68:6=11 (ост. 2)
Остаток всегда меньше делителя.

3. Тест «Верно или неверно данное утверждение». Выполни вычисления и поставь знак «+», если утверждение верно, и «-», если утверждение неверно.

Работа на карточке.

1 Произведение чисел 4 и 8 равно 32
2 Частное чисел 10 и 2 равно 20
3 Если 6 увеличить в 5 раз, то получится 30
4 Если 8 уменьшить на 4, то получится 2
5 Если 35 уменьшить в 7 раз, то получится 5
6 Если 7 увеличить на 4, то получится 28
7 Если 4 умножить на столько же, то получится 8
8 Делимое 24, делитель 8, частное 3
9 Множитель 6, множитель 9, произведение 15
10 Если 36 разделить на 9, то получится 6
11 5*4 > 8*3
12 36:9<28:7
Ключ: + - + - + - - + - - - -.

4. Реши выражение и проверь по эталону.
(50+22):4=
75:3*4=
Эталон: (50+22):4= 72:4=18
75:3*4=25*4=100

5. Задание: Реши задачу, используя план решения.

В овощехранилище было 3000 кг картофеля. В магазины увезли 4 машины по 720 кг. А оставшийся картофель разложили в мешки по 20 кг в каждый. Сколько мешков получилось?
1)Х; 2) - ; 3) : .
Ключ: 1) 720*4=2880 кг- в 4-х машинах
2) 3000 – 2880 = 120 кг- осталось картофеля
3) 120 : 20 = 6 мешков
Ответ: 6 мешков.

Познавательные универсальные учебные действия.


1. Задание. Распредели фигуры на 2 группы. Запиши выражение.

По цвету По форме По размеру
Ключ: по цвету: белые и черные 5+2
по форме: треугольники и круги 4+3
по размеру: маленькие и большие 6+1
2. Домашнее задание: Подготовить рассказ о писателе, используя энциклопедии, Интернет, составьте краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

- Подготовьтесь рассказать в начале следующего урока.
- Запишите этот рассказ и красиво оформите.

3. Задание: Сравни дождь и снег и ответь на вопросы.

1) В какое время года чаще всего бывают эти осадки?
Дождь-_____________________ ; снег-___________________________
2) Что общего у этих осадков?__________________________________
3) Как выглядит земля, на которую падают снег и дождь?
От дождя земля _____________________; от снега земля_____________
4) Какие из этих осадков используют для игры?______________________
5) Откуда падают снег и дождь?___________________________________

Ключ:
1. Дождь- летом и осенью, снег- зимой.
2. Дождь и снег осадки.
3. От дождя земля мокрая, от снега земля белая.
4. Снег: можно играть в снежки.
5. Снег и дождь падают из туч ( с неба).

4. Задание: Выполни вычисления и сравни результат.
1. Из числа 12 вычесть 5. К полученной разности прибавить 4.
2. К числу 5 прибавить 4. Из числа 12 вычесть полученную сумму.
Запишите эти выражения.
Ключ: (12-5)+4 больше, чем 12-(5+4)

5. Задание: 54 открытки расклеили в альбомы, и оказалось, что в первом и третьем одинаковое количества открыток.

Достаточно ли у нас информации, чтобы узнать, сколько открыток в каждом альбоме, если в первом и во втором альбоме 32 открытки? Если нет, напиши, какой информации не хватает.
Ключ: Нет. Не хватает информации о количестве альбомов.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия.


Рассказ «Тайное становится явным», В. Драгунский. Прочитай текст и выполни задания.

Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
- ...Тайное всегда становится явным.
И когда она вошла в комнату, я спросил:
- Что это значит, мама: "Тайное становится явным"?
- А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, - сказала мама. - Понял?.. Ложись-ка спать!
Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.
Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.
- Ешь! - сказала мама. - Безо всяких разговоров!
Я сказал:
- Видеть не могу манную кашу!
Но мама закричала:
- Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
Я сказал:
- Я ею давлюсь!..
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
- Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
Ну еще бы... Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
- Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
Тогда мама улыбнулась:
- Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни - ты должен съесть все до дна!
И мама ушла на кухню.
А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал - ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал... Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.
В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:
- Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! - И она меня поцеловала.
В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
- Здравствуйте! - и подошел к окну, и поглядел вниз. - А еще интеллигентный человек.
- Что вам нужно? - строго спросила мама.
- Как не стыдно! - Милиционер даже стал по стойке "смирно". - Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!
- Не клевещите. Ничего я не выливаю!
- Ах не выливаете?! - язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: - Пострадавший!
И к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться:
- Главное, я иду фотографироваться... И вдруг такая история... Каша... мм... манная... Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то... жжет... Как же я пошлю свое... фф... фото, когда я весь в каше?!
Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
- Извините, пожалуйста, - сказала она тихо, - разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!
И они все трое вышли в коридор.
А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
- Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
- Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:
- Да.

Задание 1. Что сделал Дениска с кашей? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.

А. Съел Б. Выплеснул в окно. В. Отдал маме.
Ключ : Ответ Б

Задание 2. Почему мама Дениски ужасно рассердилась? Объясни.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________
Задание3.: Расставьте номера рисунков в том порядке, в каком происходили изображенные события в рассказе. Работа в группе.

  • Пострадавший дяденька
  • Завтрак
  • Мучения с кашей и избавление от нее
  • Рассерженная мать
  • Денис раздумывает над словами матери
  • Предложение мамы
  • Урок на всю жизнь
  • Возмущенный милиционер

Ключ:
6. Пострадавший дяденька
2. Завтрак
4. Мучения с кашей и избавление от нее
7. Рассерженная мать
1. Денис раздумывает над словами матери
3. Предложение мамы
8. Урок на всю жизнь
5. Возмущенный милиционер

4. Задание: Укажи только то, о чём говорится в этом предложении. Верные суждения отметь галочкой.

За дверью стоял сельский почтальон Евстигнеев, обычно никогда не приносивший писем так поздно.( В. Лидин.)
  • Почтальон пришёл в необычное время.
  • Почтальон принёс очень важную весть.
  • Почтальон часто заходил в этот дом.
  • Герой знаком с почтальоном.
  • Действие происходит в сельской местности.
  • Почтальон пришёл вечером.
  • Появление почтальона ждали.
Ключ: Почтальон пришёл в необычное время.
Герой знаком с почтальоном.
Действие происходит в сельской местности.

5. Задание: Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.
Текст 1
Светлояр-озеро. Оно очень глубокое, с чистой водой.
Рассказывают, что в тихую погоду сквозь толщу воды видны купола церквей и слышен звон колоколов.
Текст 2
Светлояр - спокойное чистое озеро. Оно очень глубокое, с удивительной чистотой, прозрачной водой.
Рассказывают, что в тихую погоду сквозь толщу воды видны купола церквей и слышен мелодичный звон колоколов.
-Какой из текстов является более точным и выразительным? Почему?
-Спишите текст, где прилагательные делают речь автора более точной и выразительной. Подчеркните имена прилагательные.
Ключ: текст №2
Соболева О.А.04.10.2012 75650 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar