РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Какие нужны в школе уроки изобразительного искусства

Какие нужны в школе уроки изобразительного искусства

Какие нужны в школе уроки изобразительного искусства.

Уроки искусства действительно нужны и важны в современной школе. Известный психолог Б.М. Теплов писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”

Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования или воспользуется лишь наглядными материалами, зависит качество творческой работы ученика. Педагогический рисунок - один из видов наглядности на уроках ИЗО и лучшее средство наглядного обучения.

Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Третий вид - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

Коллективная работа.

Коллективная деятельность в школе – это один из эффективных методов приобщения детей к изобразительному искусству. Задача преподавателя состоит в том, чтобы коллективная деятельность в школе была занимательно-игровой и художественно-творческой. В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности.

Совместно-индивидуальная деятельность – одна из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Но она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс. Конечно же, уровень творческой активности детей на уроке во многом зависит от методики организации и проведения коллективной деятельности.

Исходя из практики, можно с уверенностью сказать, что дети с большим удовольствием вступают в игру и принимают активное участие в создании общей работы.

При индивидуально-коллективной деятельности, можно проследить и оценить вклад ученика в общее дело. При обобщении коллективной композиции важно выявить ошибки и найти пути исправления их, привлекая к этому весь класс. Игра, учеба, труд, творчество соединены воедино, а ученики, с таких уроков уходя радостными и воодушевленными, с нетерпением ожидают следующей встречи с изобразительным искусством.

Арт-техники.

«Совместное рисование».

Несколько человек молча рисуют на одном листе (например, настроение, какие-то чувства и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

«Дополнительное рисование».

Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

«Котелок отличного настроения»

Ребятам предлагается стать волшебниками, и сварить отличное настроение! Для этого есть волшебный рецепт!

Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки
И станем все это варить 3 минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны
И ласковый голос мамы.
Теперь мы это перемешаем!
Заглянем под крышку…
А там у нас у нас не варенье!
Там наше отличное настроение!

Выбирается какая-нибудь емкость. Дальше ребята решают, что из волшебных ингредиентов они нарисуют, что слепят из пластилина, а что изобразят другим способом. Когда все ингредиенты будут продуманы и готовы, по ходу чтения стихотворения добавляются соответствующие компоненты. По завершению упражнения ребята высказывают свое мнение, что они хотели бы изменить в рецепте, добавить что-то своё?

Карта моего внутреннего мира

Инструкция: перед вами лежат различные географические карты. Как видите, они нам могут рассказать о том, как располагаются материки, океаны, моря, горы; об особенностях природы; об устройстве и развитии городов; о различных народах. На карте находит отражение всё то, что смогли открыть и изучить люди. Хотя когда-то наша Земля была совсем неизведанной, люди мало чего знали о том, что их окружает. Но всё это мир внешний. А есть ещё особый мир. Мир внутренний. У каждого человека он свой – удивительный, неповторимый, и где-то неизведанный. Давайте создадим карты нашего внутреннего мира. Они будут похожи на географические карты, только все названия на них будут особенные. Например, «океан любви», или «гора смелости». Обозначьте сначала то, что уже открыли в себе и знаете. Оставьте место для дальнейших открытий.

Когда карты будут готовы по ним устраиваются «экскурсии» друг для друга.

«Моя эмблема».

Инструкция: «Эмблема - это отличительный знак, на котором изображается то, что символизирует какую-то идею, человека, предметы.

А, что символизирует тебя? Какие предметы наиболее ярко отражают твой образ жизни, интересы, планы?

Попробуй создать свою собственную эмблему».

Когда эмблемы будут готовы, ребята их презентуют.

Работа с пластилином

1 вариант: В течение всего времени, пока длится музыка необходимо с закрытыми глазами слепить образ какого-либо чувства: своего гнева (обиды, радости и т.д.), не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам.

2 вариант: можно предложить лепить вдвоём с открытыми глазами.

В зависимости оттого, что лепится, выбирается и музыка. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ. Например: Я коричневая злость, я люблю…

В случае если работали 2 человека, важно проговорить не только то, что они создали, но также и то, как им работалось вместе, что нового и интересного они узнали друг о друге и т.д.

Если участники лепили в одиночку, то им предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что приносит радость.

Работа с бумагой для создания коллажа

1 вариант. С помощью бумаги (различные журналы, цветная бумага, картон, фольга и т.д.), ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости от того, какая тема предъявлена. "Тревожность”, "Мои ресурсы”, и др. Работа длится, пока звучит музыка.

Работа может выполняться по группам. Затем участникам предлагается рассказать о своей работе, о тех мыслях и чувствах, которые возникали по ходу. Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ?

2 вариант. Необходимо вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные позитивно окрашенные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.

Озорные рисунки.

Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.

Арт-терапевтические упражнения

Приведенные ниже игры-упражнения с изобразительными материалами снижают эмоциональную напряженность, помогают осознавать свои чувства, переживания, учат управлять ими.

Пластилиновая живопись. Предварительно нарисовать контурное изображение предмета (можно скопировать рисунки с раскрасок), затем нужно размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.

Отпечатки. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные на природе (камешки, шишки). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.

Кляксы. Взять на кисточку немного краски того цвета, какого хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и попытаться увидеть, на кого или на что похожа полученная «клякса».

Рисование спиралеобразными линиями. Делается контурный набросок предметов (можно использовать раскраски), затем по нему спиралеобразными линиями рисуют (фломастером или ручкой).

Графическая музыка. Под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Пальцевая живопись. Нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальцем или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.

Образ. Выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется.

Монотипия (отпечаток)

Краска в виде пятна или нескольких пятен наносится на поверхность листа, затем сверху накладывается другой лист, все разглаживается. В результате на двух листах появляются необыкновенные узоры. В них попытаться „увидеть" звезды, месяц, волшебные цветы... Можно доработать отпечаток, сделать аппликацию.

Диатипия

Разновидность монотипии. Нанести ровный слой краски на стекло или любую другую гладкую поверхность. Сверху положите лист бумаги. Он и предназначен для рисования карандашом или другим заостренным предметом. На стороне, которая была прижата к стеклу, появится слегка выпуклое изображение.

Ниткопись

При работе удобнее использовать толстые нитки. Опустите нитку в краску, положите ее между двумя листами, а затем, стараясь не сдвинуть листы, вытяните ее. Посмотрите, что получилось. Дорисуйте изображение.

Перевернутое рисование. Возьмите любой предмет, поместите его в необычное положение и попробуйте нарисовать. Например, поставьте вазу вверх дном и начните ее рисовать в таком виде. Поскольку «правильное» левое полушарие не привыкло воспринимать подобное, то у правой половины мозга будет возможность активно поработать.

Антонец Татьяна Викторовна06.10.2012 30670 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar