РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Приемы, обеспечивающие эффективное применение современных педагогических технологий.

Приемы, обеспечивающие эффективное применение современных педагогических технологий.
Приемы, обеспечивающие эффективное применение современных педагогических технологий.

Лиляна Александровна Сурова
Средняя общеобразовательная школа №13
Лабинский район

Если дать человеку одну рыбу,
то он будет сыт один день…
А если научить человека ловить рыбу,
то он будет сыт всю жизнь.


Процесс перехода к информационному обществу внес изменения во все сферы общественной жизни, затронул все институты общества. Образование – важнейший общественный институт, роль которого состоит в подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современных условиях. Следовательно, одна из главных задач школы, как важнейшего компонента системы образования, состоит в создании условий для формирования личности, предполагающих вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, совместную работу, сотрудничество при решении разнообразных проблем, свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность ее всестороннего исследования, постоянное испытание своих интеллектуальных возможностей.

Цель образования, определенная ранее, выделяла как главную свою задачу приобщения индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляцию и сохранение ее культурного достояния, то есть школа давала ученику знания по основам наук в системе. Но скорость прогресса приводит к тому, что со временем часть этих знаний устаревает, от человека требуется обновление его знаний путем самообразования и после окончания школы, что возможно только в том случае, если он научится в школе умению учиться. Важны не сами знания как таковые, а те умения, которые формируются с их помощью.

История как наука и как школьный предмет предоставляет широкие возможности для формирования необходимых современному человеку умений, для определения которых вводится понятие «компетентность» - способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Положительное развитие компетентностей возможно при сформированности таких общеучебных умений, навыков и способов деятельности, как:

  • развитие когнитивных качеств (умение чувствовать окружающий мир, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обрабатывать информацию);
  • развитие креативности (гибкость ума, творчество, чуткость к противоречиям);
  • оргдеятельностные качества (способности осознания целей, умения их пояснить, организовать их достижение);
  • коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающей природы и его информационными потоками;
  • мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Основными составляющими знаний по предмету «История» являются даты и понятия, исторические личности, факты и события, а также их интерпретация, оценка, значение. Рассмотрим некоторые приемы работы с историческими знаниями, способствующие формированию вышеописанных умений, навыков и способов деятельности.

Понятия:

  1. Прием «Запоминание с опорой на связи слов»: чтобы запомнить новое слово, его надо «привязать» к уже известным словам, и чем больше связей, тем лучше. Например: гектограф – аппарат, на котором печатали листовки революционеры (связи: 100 (гекто) экземпляров - это максимум для данного аппарата; гекатомба - жертва богам в Древней Греции (100 быков), можно добавить и другие связи из энциклопедического словаря и затем рассказать себе или другому человеку;
  2. Прием «Похожее к похожему»: запоминание с опорой на свободные ассоциации, произвольные связи между словами. Например, консерваторы и консервирование, плутократия и плут, миллион и лимон. Выбрав связь, ее нужно закрепить зрительной картинкой, подержать в воображении и, конечно же, объяснить вслух себе или соседу, почему именно эта связь пришла в голову.

Даты:

  1. Прием «Трансформация числа в ряд слов»: для более точного запоминания цифры надо переводить в слова. Например, сто пять, четыре, восемь, семь; при составлении ритмических рядов иногда полезны бывают замены типа: полста, сотня, пара и др.
  2. Прием «Опора на связи в числовом ряду»: чтобы запомнить дату, необходимо найти связи между цифрами, в нее входящими. Например, телефонный номер 4-91-37-82 содержит четверку и три суммы цифр, равных десяти, или 990 – начало строительства в Киеве Десятинной церкви, содержит зеркальную симметрию 09/90 и т.д.
  3. Прием «Принцип колодцев»: при запоминании дат наиболее важны две последние цифры, столетие перепутать труднее, принцип работает на взаимной проекции веков. Например, Владимир Мономах умер в 1125 г., Петр I – в 1725 г., а Александр I – в 1825. Опорными точками для запоминания событий могут стать и даты личных событий.

Исторические личности:

  1. Прием «Свободные связи»: имена хорошо запоминаются на основе свободных связей. Например, Врубель – рубль, Демокрит – «где мокрит».
  2. Прием «Ищите родственников»: имена и отчества можно «привязывать» путем поиска родственников. Например, Александр Сергеевич Грибоедов – имя и отчество совпадает с именем и отчеством Александра Сергеевича Пушкина.

Факты и события:

  1. Прием «Фраза с числительным»: связанные между собой события, факты проще запомнить при наличии числительного во фразе. Например: «Семь чудес света» запомнить легче, чем просто «Чудеса света»;
  2. Прием «Принцип четок»: опорная фраза для запоминания. Например, необходимо запомнить все те же семь чудес света: Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский да еще маяк Фаросский;
  3. Прием «Принцип места»: запоминая события, их необходимо связать с пунктом своего привычного маршрута или расположением предметов в комнате, также можно составить схему выступления, включающего блоки с вводными словами. Например, запоминание реформ Петр I в области государственного управления – «прежде всего» была заменена Боярская дума Ближней канцелярией, «на смену которой» впоследствии пришел Сенат, деятельность которого «дополнили» фискалы и т.д.

Описание, интерпретация и оценка исторических фактов и событий может занимать не одну страницу учебного текста, поэтому очень важно научить ученика работать с этим материалом. Существует ряд приемов, существенно облегчающих процесс запоминания данного учебного материала:

  1. Прием «Выделение главных мыслей»: в каждом учебном материале имеется главное и второстепенное содержание, выделение главного способствует прочному и долговременному запоминанию, а также развитию логического мышления. Для того чтобы выделить главную информацию, необходимо прочитать текст и определить, о чем в нем говорится и что говорится об этом. Затем разделить текст на законченные части (чаще всего авторы учебных текстов эту часть работы выполняют, выделяя абзацы) и найти в каждой части ключевые слова, с помощью которых сформулировать главные мысли.
  2. Прием «Определение причин, повода и следствия события»: причина порождает последующие явление, повод – событие, которое явилось толчком к явлению, следствие – результат изучаемого явления.
  3. Прием «Составление плана»: с его помощью выделяются основные положения учебного материала, записывание способствует глубокому пониманию и прочному запоминанию. Для того чтобы составить план, следует прочитать изучаемый материал, разделить его на смысловые части и озаглавить каждую часть, коротко и четко. План должен отражать основное содержание материала, переданное в четкой последовательности.
  4. Прием «Формулирование вывода»: отраженная в нем главная мысль «выводится» из предшествующих мыслей. После прочтения учебного материала необходимо выделить главное, четко определив его смысл, отобрав основные факты, необходимо выделить общее, существенное и сформулировать вывод.
  5. Прием «Практическое применение знаний»: знания лишь тогда становятся действенными, когда они применяются в практической деятельности через самостоятельные упражнения на поиск знакомого в незнакомом и добавление новых знаний.

Эти и другие приемы педагогической техники составляют основу таких технологий обучения, как:

  • Технология проблемного обучения;
  • Технология проектного обучения;
  • Технология развития критического мышления;
  • Технология решения изобретательских задач.

Проектирование, моделирование и конструирование современного урока истории на основе данных технологий стимулирует работу целостного сознания участников познавательного процесса, то есть обеспечивает развивающий результат обучения и предает ему личностно-деятельностный характер, что отвечает требованиям современной концепции образования

Сурова Лиляна Александровна14.10.2012 24230 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar