РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Содержание и методы педагогического содействия духовно-нравственному становлению личности младшего школьника

Содержание и методы педагогического содействия духовно-нравственному становлению  личности младшего школьника

Содержание и методы педагогического содействия духовно-нравственному становлению  личности младшего школьника

В статье рассмотрено основное содержание педагогической системы становления личности младшего школьника, предложены методы, приемы, средства, формы организации педагогического содействия.

В своей работе нами было выделено и уточнено содержание компонентов педагогической системы содействия духовно-нравственному становлению личности младшего школьника, установлена результативность научно-методического обеспечения и системы педагогических условий.

В ходе экспериментальной работы мы использовали следующие методы – анкетирование младших школьников, учителей начальной школы, родителей, педагогическое наблюдение за организацией педагогом условий процесса духовно-нравственного становления, изучение и систематизация итогов педагогической деятельности.

В этой работе мы представим содержание работы педагога на всех этапах педагогической системы содействия духовно-нравственному становлению личности младшего школьника.

На информационно-статистическом этапе на основе изучения теории и практики решения проблемы духовно-нравственного становления личности младшего школьника, результатов констатирующего эксперимента задан вектор совместной деятельности педагога и младшего школьника, определены содержание, методы, средства и параметры результативности педагогического процесса.

В качестве ведущего способа духовно-нравственного становления личности младшего школьника была рассмотрена рефлексия.

Процесс педагогического содействия духовно-нравственному становлению был организован поэтапно.

На мотивационно-целевом этапе были заданы цели развития мотивации к духовно-нравственному содействию педагога и младшего школьника к созидательной, духовной деятельности. Совместное и индивидуальное творчество, вербальное и невербальное общение, игры способствовали выработке мотивации активности младшего школьника. На этом этапе младшие школьники погружались в проблемы духовно-нравственных ценностей, современных общественных идеалов, педагогами проведены беседы духовно-нравственного содержания, экскурсии, анализировались жизненные ситуации.

Духовно-нравственное со-действие, творческое созидательное взаимодействие младшего школьника с педагогом и одноклассниками – результаты первого этапа педагогического содействия.

Планово-прогностический этап включил в себя следующие действия. Нами была определена модель духовно-нравственной личности младшего школьника, составлена программа спецкурса по духовно-нравственному воспитанию личности младшего школьника, комплект диагностических методик.

На организационно-исполнительском этапе нами была реализована программа «Я и мир вокруг меня». Цель программы духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника – поэтапное становление этико-эколого-эстетических отношений к Себе, к Другим, к Миру на основе духовного исследования Себя, Мира, осмысления каждого момента своей жизни, позитивного преобразования Себя и Мира.

Механизмом такого становления выступают переживания, действия, поступки, получаемые в процессе общения, результатом которого является формирование личностного смысла.

Выделение стержневого вектора детерминировало конечный результат: формирование ценностного отношения личности младшего школьника к Себе, к Другим, к Миру.

Такое решение проблемы духовно-нравственного становления личности младшего школьника основано на сензитивности младшего школьника к нравственной, изобразительной, преобразовательной деятельности.

Этическая, экологическая, эстетическая доминанты представлены в триединой поддержке духовно-нравственного становления личности младшего школьника. В связи с этим важными педагогическими условиями в программе являются:

  1. создание духовно-нравственной атмосферы, пространства духовного общения и взаимодействия субъектов, которое реализуется в смысловом насыщении педагогического процесса;
  2. обеспечение творческого насыщения потребностей младшего школьника в различных видах этико-эстетико-экологической деятельности;
  3. позиционный диалог, формирующий позитивное мышление и на его основе – нравственное поведение.

Постоянный образец добродетелей взрослых, упражнение в добродетели, метод естественных последствий, убеждение, наставление, внушение, беседа, меры предупреждения и поощрения, творение красоты, наблюдения и опыты в природе, благопожелание, благословение являются основными методами духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника. К ним же мы относим педагогическое стимулирование духовно-нравственного становления личности младшего школьника, применение теоретических знаний на практике, стремление разрешения теоретических задач из практики, затруднения, проблемное обучение, социально-психологические методы, индивидуальный подход, коллективная саморефлексия и идентификация, самокоррекция результатов деятельности, реализм в оценке деятельности индивида, группы. Методы стимулирования творческого мышления и активности: реакции-отклики, оценки, снятие или сдвиг временных ограничений в наиболее интересных для младшего школьника видах активности, создание атмосферы открытости, свободы, поощрение непосредственного свободного выражения чувств и мыслей, снижение уровня тревожности, стресса и т.д.

Методы мобилизации – субъективная сторона возбудителей объективного значения, личностных отношений, действующая в интропсихологических процессах, побуждающая и направляющая процесс становления и саморазвития личности и проявляющаяся в ее личностно-ориентированной, социальнопреобразовательной и миросозидательной деятельности.

Среди широкого спектра разнообразных форм организации процесса духовно-нравственного становления личности младшего школьника выделяем следующие: ассоциации педагогов, младших школьников и родителей по совместной творческой созидательной деятельности; мастерские доброты; уроки тишины; этические беседы; экскурсии в природу; праздники, развлечения, посиделки; занятия по развитию сенсорных чувств; труд-игра; народные школы; детская благотворительность.

Основными средствами духовно-нравственного становления личности младшего школьника в предлагаемой программе выступают: активная самодеятельность младших школьников; игры (дидактические, сюжетно-ролевые, народные); литература; устное народное творчество; природа родного края; искусство.

Программа основывается на следующих идеях:

1. Идея целостности духовного мира ребенка:

  • духовный мир ребенка – ценностно-смысловое ядро его внутреннего мира, определяющее способы ее бытия во внешнем мире – формируется на основе желаний и стремлений самого школьника, а затем при активном содействии взрослых.

2. Идея субъектного становления младшего школьника в ситуации свободного выбора и личной ответственности:

  • духовно-нравственное становление личности младшего школьника представляет собой процесс формирование личностно значимых образов (предметов, явлений, отношений, поведения и др.) и их синтеза в целостную картину мира, отражающую степень гармонизации и развития основных сфер личности (разума, чувства, воли);
  • младший школьник – субъект собственной жизнедеятельности, в этой связи процесс духовно-нравственного становления личности младшего школьника есть процесс духовного познания окружающего мира, других, себя, осмысления каждого момента своей жизни, позитивного преобразования Себя и Мира.

3. Идея духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника как фасилитации построения младшим школьником своей внутренней формы в процессе интериоризации и личностно-смысловой интеграции общечеловеческих ценностей:

  • педагог в данном процессе выполняет функцию духовного наставника, фасилитатора, цель которого – организация помощи младшему школьнику в достижении гармонии с миром, с другими и с самим собой, раскрытии лучших своих качеств, поддержка врожденных способностей к саморазвитию и потребности в самосовершенствовании.

4. Идея создания единого воспитательного пространства как сферы духовного общения для всех участников воспитательного пространства – младших школьников, педагогов, родителей.

Идеи определяют закономерности педагогического процесса:

  1. направленность воспитательного процесса, ориентированного на духовно-нравственное становление личности младшего школьника, на регулирование выхода им из проблемы как точки его отчуждения от педагогических воздействий;
  2. зависимость воспитательного процесса от конкретных условий и конкретного младшего школьника;
  3. взаимосвязь педагогического процесса, направленного на духовно-нравственное становление личности младшего школьника, с задачами обучения, воспитания, и развития личности в образовании;
  4. взаимодействие педагога и младшего школьника как субъектов позиционного диалога;
  5. ведущая роль педагога заключается в оказании помощи младшему школьнику в преодолении трудностей самоопределения, самореализации, самоорганизации;
  6. эффективность педагогического процесса, направленного на духовно-нравственное становление личности младшего школьника зависит от степени доверия младшего школьника педагогу;
  7. парадоксальность любого педагогического явления включает механизмы «живого движения», выполняющего в педагогическом процессе регулятивную функцию.

Принципы духовно-нравственного воспитания младших школьников:

  1. принцип свободы;
  2. принцип природосообразности;
  3. принцип ментальности (и вытекающие из него принципы патриотизма и гражданственности);
  4. принцип гуманистической направленности;
  5. принцип толерантности;
  6. принцип связи с жизнью (педагогические особенности: моральное воздействие, «не навреди», конструирования жизненного плана);
  7. принцип воспитания в коллективе;
  8. принцип целостности воспитательного процесса;
  9. принцип преемственности воспитательного процесса.

Деятельность педагога, организующего воспитательный процесс, направленный на духовно-нравственное становление личности младшего школьника, заключается в обращении младшего школьника и педагога к проблемам ребенка, имеющим нравственную основу.

В деятельности педагога возможно применение средств обучения и воспитания, однако характер деятельности принципиально развивающий, форма отношений с младшим школьником – договорная, результата – выбор младшим школьником той линии поведения, которая, по его мнению, правильная, и за которую он несет ответственность.

Программа духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника направлена на поддержку усилий ребенка по формированию эмоционально-ценностной основы своего внутреннего мира, на раскрытие сущностных сил личности. Процесс духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника представляет собой динамично функционирующую целостную систему педагогических условий и ситуаций, действующих в конкретной среде.

Содержание педагогического воздействия на духовно-нравственное становление личности младшего школьника заключается в формировании определенного опыта познания, исследование Себя и Мира, осмысления каждого момента своей жизни, позитивное преобразование себя и Мира.

Механизмом духовно-нравственного становления личности младшего школьника являются усвоение знаний, переживания, действия, поступки, получаемые в процессе общения, результатом которого является формирование личностного смысла.

Основными этапами духовно-нравственного становления личности младшего школьника выступают возрастные кризисы 6-ти и 11-12-ти лет, в течение которых младший школьник дважды переосмысливает свои мировоззренческие позиции и установки, переоценить систему своих ценностей. Каждый этап включает четыре ступени: осознание проблемы, формирование образа ситуации, выход за ситуацию, выработка линии поведения.

Результатом духовно-нравственного становления личности младшего школьника является сформированность ценностного сознания, эмоционально-чувственного отношения, волевых интенций.

Основные стратегические направления духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника выражаются:

  • в распознавании и использовании в любой ситуации воспитательных моментов;
  • в сосредоточении внимания на достоинствах ребенка;
  • в готовности содействовать ему в развитии своих способностей;
  • в подготовке младшего школьника к полноценной жизни с учетом его духовно-нравственной природы;
  • в установлении четких рамок и совместном духовном общении с младшим школьником.

Контрольно-диагностический этап включает в себя работу по определению результативности и эффективности педагогической системы становления личности младшего школьника.

На коррекционно-регулятивном этапе мы определим дальнейшие действия, методы, приемы, регулирующие и корректирующие вектор педагогической работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника.

Салиш Салтанат Салишевна14.10.2012 26180 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar