РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование информационных технологий на раннем этапе изучения английского языка как средство формирования коммуникативных навыков.

Использование информационных технологий на раннем этапе изучения английского языка как средство формирования коммуникативных навыков.

Использование информационных технологий на раннем этапе изучения английского языка как средство формирования коммуникативных навыков.

В Концепции модернизации российского образования обозначены цели обучения иностранным языкам как развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Коммуникативная компетенция - это способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе языковых, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения. (Зимняя И.А., Азимов Э.Г., Щукин А.Н.). Профессор Г.К. Селевко предлагает «создать информационно-коммуникационную среду для реализации коммуникативного подхода в учебном процессе» [3]. В настоящее время большинство детей на первое место ставят компьютерные игры и общение с друзьями через Интернет (ICQ). Можно предположить, что раз новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов, то их использование в учебном процессе может способствовать формированию положительной мотивации, а, следовательно, не может не влиять положительно на успеваемость. О. В. Амелина пишет «Главное в раннем обучении иностранному языку не то, чтобы ребёнок как можно быстрее заговорил, запел и начал общаться на новом языке, а чтобы он хотел это делать. Главное - не потерять вкус, интерес. Это важно не только в дошкольном, но и в школьном возрасте» [1]. В связи с возрастающим интересом детей к компьютерным технологиям педагоги школ стараются использовать информационные технологии как одно из средств повышения мотивации в изучении английского языка. К тому же, в концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.

Чтобы развивать у дошкольников и младших школьников коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, рассуждать на английском языке с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль.

Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами и навыками.

Выдвинутая автором тема статьи предполагает, что использование интерактивного комплекса и информационно-коммуникационных технологий обучения способствует формированию коммуникативных навыков, а также развитию активной, самостоятельной, творческой личности младшего школьника и дошкольника.

Однако использование информационных компьютерных технологий на уроках английского языка на начальном этапе ограничено во времени, что связано со здоровьесберегающим фактором обучения. В связи с этим рекомендуется использовать мультимедийные средства обучения на наиболее значимых этапах урока. Яркими примерами ИКТ являются презентации, мультфильмы, видеофильмы, мультимедийные обучающие и игровые программы, Интернет- ресурсы.

В рамках муниципального эксперимента обучение английскому языку начинается в средней группе детского сада (возраст детей - 4 года). Со второго класса начальной школы обучающиеся изучают английский углублённо.

Так, например, в средней группе, изучая тему "My family” новая лексика вводится в виде презентации, далее дети разучивают песенку о семье "Mummy, Mummy” и смотрят анимационный материал по данной теме. На изучение каждой темы в средней группе отводится 4-5 занятий. Так, на заключительном занятии по теме «Семья» дети уже могут перечислить членов свое семьи, назвать членов английской семьи и сказать, как к ним можно обращаться, ответить на вопрос "Who is this”?

В старшей группе при знакомстве с темой "Home sweet home” введение новой лексики и знакомство со страноведческим материалом происходит при помощи презентации по теме «Дом, мебель». Использование речевых конструкций "This is a bed”, "The sofa is yellow” представлено в мультфильме по изучаемой теме. На итоговом занятии ребятам предлагается обставить свою комнату, используя функцию перемещения, и рассказать о ней на английском языке. После знакомства с данной темой ребята активно используют изученную лексику, отвечают на вопросы по картинкам, знают, как любят обставлять свои квартиры англичане.

В подготовительной группе при изучении темы "Food” введение новой лексики и знакомство со страноведческим материалом также происходит при помощи презентации по данной теме. Посредством анимации дети знакомятся с новыми речевыми конструкциями "I eat…”, "I prefer…”. Развивая навыки говорения, можно провести интерактивную игру «В продовольственном магазине». «Покупатель» приходит в магазин, чтобы купить продукты. «Продавцом» может быть взрослый или ребёнок. Ведётся диалог на английском языке между «покупателем» и «продавцом» (приветствуют друг друга, задают вопросы, отвечают, «покупатель» благодарит за покупку, прощаются). По окончании изучения темы, используя заранее подготовленные учителем флэш-анимации, группе предлагается составить меню на обед. Владея лексикой по изученной теме, дошкольники рассказывают о любимых блюдах и напитках своей семьи, английских и американских детей.

Одна из главных тем 1-го класса – это английский алфавит. Изучая его постепенно, к кону года обучающиеся выходят на чтение коротких слов. Знакомство с буквами английского языка проходит успешнее при использовании программы Smart Board, где каждая буква наглядно «представляет» себя, рассказывая стихотворение. Детьми лучше запоминаются короткие стихотворения на русском языке, в которых определённые слова произносятся по-английски. Например, Bee- это пчёлка, Летает, жужжит, B- это bear, в лесу он рычит. При изучении темы "I Like Holidays” первоклассники знакомятся с традициями празднования Нового года, Рождества, Дня рождения в англоязычных странах. Учащиеся смотрят красочные презентации, анимационные песенки, разучивают их. В 1-м классе продолжаются развиваться навыки проектной деятельности. Учащиеся при помощи приготовленных заранее флэш-анимаций составляют поздравительные открытки, пожелания, сервируют праздничный стол.

Формирование коммуникативных навыков происходит также с помощью песенного материала, используемого для проведения физкультминутки на каждом уроке: "Clap your hands”, "Head and shoulders”, "Bingo” и др. Когда песня сопровождается флэш- роликом разминка проходит с большим интересом.

На этапе релаксации успешно применяется интерактивная доска. Например, обучающиеся передвигают смайлики к тучке или солнышку, высказывая при этом своё впечатление от урока по-английски.

Основной этап обучения английскому языку начинается во 2-м классе, когда учащиеся начинают углубленно изучать язык. На данном этапе программа предлагает большой объём информации, и ученик должен быть очень хорошо к нему подготовлен.

Еще А.Франс высказал мысль, что "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”. Я как педагог понимаю, что "Ученик – это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь”. Необходимо удержать тот интерес к изучению языка, который уже появился у ученика. Таким образом, на данном этапе обучения считается актуальным использование информационных технологий.

Действенным способом работы с компьютером считается использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала. Демонстрация презентации на Smart Board позволяет продуктивно работать маркером, делая пометки, исправления, дополнения, подчеркивания, как на этапе актуализации знаний, так и на этапе объяснения и закрепления материала.

Успешно вводится и закрепляется грамматический материал (временные темы, притяжательный падеж, модальный глагол и др.).

Так, например, после изучения темы "Animals” во 2-м классе ученикам можно предложить интерактивную игру. На доске ребятам предлагается 5 школьных предметов. Выбирая один из них, ребята выполняют задание. По английскому нужно соотнести между собой слова антонимы. Программа автоматически проверяет и определяет количество баллов. Математика предлагает решить примеры, озвучив их на английском языке. В задании по окружающему миру необходимо определить животное по его звукам. «На физкультуре» ученики делают зарядку под песенку. По изобразительному искусству в качестве релаксации ребятам предложено выразить в рисунке своё впечатление от урока.

Основной задачей использования информационных технологий при обучении навыкам общения является повышение эффективности подачи материала. Подготовленный к уроку материал можно рассматривать как учебный фон. А ученик, или группа учеников создает на этом фоне объекты и управляет ими непосредственно в процессе обучения. Эффект замечательный. Не остается ни одного незаинтересованного ученика, ни одного, кто не хотел бы принять участие в таком уроке.

Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. Современные информационные технологии позволяют не только многократно повысить эффективность развития коммуникативных навыков, но и стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.


Библиографический список.
  1. Амелина А. В. Иностранный язык. Когда ещё рано и когда уже поздно/ Начальная школа. 2006. №1.
  2. Примерная «сквозная» программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Под. ред. Епанчинцевой Н. Д., Моисеенко О.А.- Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.
  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005 г.
  4. Материалы ресурса Интернет: http://standart.edu.ru
Козлова Марина Александровна17.10.2012 38600 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar