РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения математике учащихся 5 класса посредством устных упражнений

Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения математике учащихся 5 класса посредством устных упражнений

Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения математике учащихся 5 класса посредством устных упражнений

С.Н. Кудрина (Россия, Камышлов МБОУ КГО СОШ №58)

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической практике. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения и т.д.

Будущее России определяется уровнем образованности выпускников, понимаемой как способность к самоопределению, саморазвитию и желанием направить эту способность на решение личных задач и задач страны.

Традиционный подход, обеспечивающий до недавнего воспроизводство грамотного и добросовестного исполнителя, сейчас не устраивает ни общество, ни учителя, ни самого ученика: важна готовность действовать инициативно, устанавливать эффективное общение с окружающими людьми. Надо ли говорить, что в наше нестабильное время, когда от человека требуется принятие нестандартных решений, коммуникативность - важное качество современного человека, насущная социальная потребность. Но чтобы удовлетворить эту потребность, нужно обеспечить развитие коммуникативной компетентности уже на школьной скамье.

Характеристика образовательной ситуации позволила осмыслить и выделить противоречие между социальной потребностью общества в современных инициативных людях, способных устанавливать эффективное общение с окружающими людьми, и традиционными подходами в образовательном процессе, которые не позволяют в полной мере реализовать эту потребность.

Выявленное противоречие определяет проблему ограниченности возможности в развитии коммуникативной компетентности обучающихся при традиционных подходах в обучении.

Современные подходы к организации системы школьного образования, в том числе и математического образования, определяются, прежде всего, отказом от единообразной, унитарной средней школы.

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей :

1. В направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

2. В метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

3. В предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Коммуникативная компетентность находит отражение в деятельно -коммуникативной составляющей ГОС общего (полного) образования (развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих самоопределение и самореализацию) .

Анализ процесса подготовки учащихся в системе среднего общего образования свидетельствует о необходимости специальной, целенаправленной работы в плане развития коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность.

Изучение проблемы коммуникативной компетентности, ее формирования, развития нашло отражение в ряде исследований отечественных и зарубежных психологов. Так, разработке теоретических основ и организационно — методических аспектов изучения и совершенствования коммуникативных качеств, способностей были посвящены исследования И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Т.С. Яценко, Ю.Н. Емельянова, Е.А. Климова, Н.В. Кузьмина и др. авторов.

Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников на уровне уроков математики рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик».

Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность .

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

В математике коммуникативная компетентность выражается в:

  • умении выражать в понятной форме последовательность решения математических задач;
  • умении объяснить содержание математических задач, решаемых в учебной и внеучебной деятельности;
  • умении выразить для других людей в требуемой форме произведенные математические вычисления.

Для формирования коммуникативной компетенции учитель использует следующие методы и приемы:

  • решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;
  • устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;
  • использование на уроках математических софизмов;
  • использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;
  • использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
  • сдача различных устных зачетов.

В педагогике и психологии большое внимание уделяется коммуникативной компетенции, которая означает совокупность знаний, умений и навыков общения с людьми. В ее состав входят знания личностных особенностей людей, понимание людей, умение правильно их воспринимать и оценивать, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми .

В литературе встречаются различные определения коммуникативной компетентности.

А.Б. Добрович рассматривает коммуникативную компетентность как постоянную готовность к контакту. Это объясняется ученым с позиций сознания, мышления. Человек мыслит и это означает, что он живет в режиме диалога, при этом человек обязан постоянно учитывать изменчивую ситуацию в соответствии со своими интуитивными ожиданиями, а также с ожиданиями своего партнера.

А.В. Хуторской рассматривает коммуникативную компетенцию как знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Таким образом, коммуникативная компетентность – это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон.

В ее структуре можно выделить следующие компоненты:

  • Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.
  • Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении.
  •   Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.
  • Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его.
  • Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.

Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

В качестве способа формирования коммуникативной компетентности я предлагаю использовать деятельностный подход, так как усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности. За умениями, навыками и развитием ученика всегда стоит действие с определенными характеристиками (восприятие, осознание, запоминание, воспроизведение и т. д.).

Под деятельностью в условиях учебного процесса мы понимаем процесс взаимодействия объекта и субъекта, ориентированный на получение нового продукта в идеальной или материальной форме. Из данного определения видно, что в основу деятельности кладется технология получения того или иного продукта деятельности, а не объект или субъект деятельности. Чтобы дети в классе, учились и усваивали знания и умения в форме полноценной учебной деятельности, ее нужно правильно организовать .

Ребенок усваивает какой-либо материал в процессе учебной деятельности только тогда, когда у него есть:

  1. внутренняя потребность и мотивация такого усвоения;
  2. деятельность ребенка связана с преобразованием усваиваемого материала и получением нового духовного продукта, то есть знания об изучаемом материале.

Без этого полноценной человеческой деятельности нет.

Таким образом, деятельность человека подчинена всегда какой-либо его потребности, направлена на предмет, способный удовлетворить эту потребность. Этот предмет побуждает и направляет деятельность субъекта.

Особая роль в становлении личности, в развитии мышления на сегодняшний день отводится процессу формирования способностей у учащихся самостоятельно работать с информацией, осмысливать свои действия, осуществлять их анализ и переносить полученные знания на новое предметное содержание. Для формирования коммуникативной компетентности важно найти такие средства, которые позволили бы осуществлять данную деятельность целенаправленно, эффективно и динамично. Формировать коммуникативную компетентность на уроках математики можно различными средствами, например, с помощью диалога, игровых форм, создания проблемной ситуации, на основе игрового и свободного общения, системы упражнений, групповой работы и др. Я предлагаю использовать устные упражнения. Это связано с тем, что устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития способностей у учащихся самостоятельно работать с информацией, для активизации познавательной деятельности школьников, для развития мышления. С их помощью учащиеся понимают сущность математических понятий, теорем, математических преобразований.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают возможность изучить большой по объему материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки учащихся.

При раскрытии понятия «устные упражнения» следует исходить из того, что решение существенной части задач школьного курса математики предполагает сформированность у учеников таких качеств, как: владение правилами и алгоритмами действий в соответствии с действующими программами, умение проводить элементарные исследования.

Серьезным потенциалом в формировании таких исследовательских качеств, как умение целенаправленно наблюдать, сравнивать, выдвигать или опровергать гипотезу, умение обобщать и другие, обладают устные упражнения.

Таким образом, устные упражнения представляются нам как многоаспектное явления обучения математике, обладающее следующими основными функциями:

  • быть способом деятельности;
  • являться средством целенаправленного формирования знаний, умений и навыков;
  • являться средством активизации познавательной деятельности;
  • служить средством связи теории с практикой;
  • быть способом стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников;
  • являться интегративной составляющей методов обучения;
  • быть способом организации и управления деятельностью.

Устные упражнения, с одной стороны, способствуют систематизации знаний и осознанию целесообразности работы над данными понятиями, а с другой – активизируют и делают осмысленным сам процесс учебных действий. Ученик выступает здесь субъектом учебно-познавательной деятельности, причем деятельность связана с созданием субъектом новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способов действий. Деятельности в устных упражнениях присущи черты исследования и творчества.

Таким образом, формировать коммуникативную компетентность можно с помощью устных упражнений, а в качестве способа формирования использовать деятельностный подход.

Кудрина Светлана Николаевна20.10.2012 62910 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar