РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Использование информационно-коммуникационных технологий как цель достижения лучших результатов»

«Использование информационно-коммуникационных технологий как цель достижения лучших результатов»

«Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и добиться усвоения им знаний, как дать возможность для его дальнейшего развития и реализации качеств, как повысить мотивацию к обучению».

Одним из путей решения проблемы повышение мотивации к обучению и обеспечение высококачественного обучения каждого учащегося является информатизация учебного процесса, то есть внедрение в обучение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе позволяет решать многие дидактические задачи: обеспечить творческую и самостоятельную работу учащихся; реализовать дифференцированный и индивидуальный подход; обеспечить высокую информативность, оказывать помощь и консультацию; с помощью применения ИКТ технологий можно быстрее учащимся освоить базовый курс, используя обучающие и контролирующие программы, интернет-ресурсы.

В своей практической деятельности информационно-коммуникационные технологии начала использовать с 2002 года. Знания информатики и владение приемами работы с компьютерными программами позволили мне ввести в комплексно-методическое обеспечение предметов компьютерные презентации уроков, разработать и применять компьютерное тестирование учащихся, создать электронные пособия по математике.

С 2008 года кабинет математики оборудован интерактивной доской, это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее усваивают пройденный материал. Качество уроков заметно улучшается.

Ежегодно психологом нашего лицея проводится анкетирование учащихся по проблеме «Исследование субъективной удовлетворенности учащихся П№2 преподаванием учебной дисциплины «Математика»» (рис.1).

Результат исследования субъективной удовлетворенности учащихся П№2 преподаванием учебной дисциплины «Математика».

С 2009 года вхожу в состав творческой группы Краевой экспериментальной площадки по теме «Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессиональных компетенций учащихся». Цель исследования которой состоит в необходимости раскрытия сущности процесса формирования профессиональных компетенций обучающихся, основой которого является развитие технического мышления на уроках теоретического обучения. Чтобы реально решить задачу по ориентации обучения на формирование профессиональных компетенций будущего специалиста технического профиля, необходимо важное условие – это педагогическая деятельность, основанная на использовании развивающих педагогических технологий, в том числе информационно - коммутационных.

В настоящее время мной ведется разработка компьютерных программ – электронных учебных курсов по различным разделам учебной дисциплины «Математика» разделов «Стереометрия», «Тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения и неравенства». Практика использования электронных учебных курсов на первоначальном этапе показала, что учащиеся качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Математика» (рис. 2).

Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов, методик обучения и тем самым повысить его качество.

Надо отметить, что освоение новых технологий требует большого труда и много времени. Как показывает опыт, нет ни одной программы, которая бы полностью устраивала преподавателя и на 100% была бы адаптирована к процессу изучения предмета. Поэтому появилась идея о создании собственного электронного учебного курса.

На первоначальном этапе создания электронного учебника достаточно большой проблемой для меня стал выбор программы, в которой он будет создан. Так как в настоящее время среди основных требований при создании электронных курсов для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. И нужно было подобрать программу, в которой с мультимедийным представлением информации появлялась бы возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. В настоящее время существует много свободно распространяющихся программ-оболочек, с помощью которых можно создать наглядный, красочный и интересный для учащихся электронный учебник. Разработанные мной электронные учебный курсы, созданы в программе Websoft CourseLab. Это мощное средство для создания интерактивного учебного материала (электронного курса), который может быть использован в сети Интернет, в системах дистанционного обучения, на компакт-диске или любом другом носителе.

Создание электронного учебника - это достаточно трудоемкий процесс и на первоначальном этапе его создания передо мной встал вопрос о целесообразности его использования в учебном процессе, ведь для реализации программ начального профессионального образования используются в качестве основных - учебники, рекомендованные Министерством образования России и Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования». Ответ на этот вопрос «пришел» сам собой, в процессе обучения электронный учебник не заменяет обычный учебник, а дополняет его. Из практики использования электронных учебников хочу сказать, что он:

  1. допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
  2. обеспечивает практически мгновенную обратную связь, то есть выполняет роль наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее;
  3. помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;
  4. существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
  5. облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.Так например, при изучении геометрии большинство учащихся испытывают затруднения в понимании доказательств отдельных теорем, особенно при самостоятельном их изучении. В данных пособиях большинство доказательств и разбор решения отдельных задач созданы с помощью трехмерного моделирования 3dmax, что способствует лучшему их пониманию и запоминанию;
  6. позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного учащегося, проверить знания по определенному разделу. Электронные пособия содержат достаточно большое количество тестов разных уровней, тренажеров;
  7. позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с электронным пособием то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
  8. позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
  9. позволяет индивидуализировать работу с учащимися, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

В электронных учебных курсах я постаралась реализовать методический прием "делай как я" (этот прием отражается при поэтапном построении различных чертежей, разборе задач). Такая среда наделяет электронный курс чертами живого учителя.

Как показывает анализ, большинство учащихся уже на ранних стадиях учебы прекрасно осознают необходимость применения компьютера в своей профессиональной деятельности. Эффект познания усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках информационных технологий обучения, связаны с практической деятельностью будущего специалиста или представляют интерес в его сегодняшней учебной работе. В данных учебных курсах каждый пользователь может познакомиться не только с определениями различных понятий, и формулировками теорем, но и разобрать доказательства к каждой теореме или лемме по той или иной теме курса. Для лучшего восприятия теоретического материала данный учебный курс содержит более 100 рисунков и чертежей.

Так как при изучении любого материала мало владеть только теорией, необходимо уметь решать и задачи, поэтому в данном учебном курсе каждому пользователю для закрепления теоретического материала по определенной теме предлагается решить ряд задач. Поэтому электронные учебные курсы снабжены большим количеством задач с производственной направленностью, чтобы учащиеся понимали значимость изучаемой дисциплины в производственной деятельности. В данном курсе также имеются задачи с подробным разбором решения, т.е. помимо формулировки условия задачи, имеется: подсказка, чертеж, решение и ответ, данный вид задач поможет пользователю – учащемуся не только правильно построить чертеж, но и проанализировать решение той или иной задачи. То есть проявляется первый режим работы электронного курса - обучение без проверки. Для реализации второго режима работы электронного курса – обучение с проверкой, в конце каждого параграфа или главы, пользователю (учащемуся) предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала. Для реализации третьего режима работы электронного курса - обучение с проверкой, в конце каждой главы для итоговой проверки знаний, данные задания содержат вопросы не только по теории, но и задачи практической направленности, на отыскание чего-либо.

Так же на своих уроках использую компьютер в различных режимах обучения, а самое главное – в режиме графической иллюстрации изучаемого материала. Работать в данном режиме мне позволяет интерактивная творческая среда «Математический конструктор», с помощью которого можно осуществлять конструирование, моделирование и эксперименты. Использование данной интерактивной среды имеет ряд преимуществ по сравнению с циркулем и линейкой, с её помощью можно создать большое количество разнообразных моделей геометрических фигур, осуществлять построение графиков различных функций, что затруднено в случае с материальными моделями как в техническом, так и в материальном плане.

Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов методик в обучении и тем самым повысить его качество.

Конечно же использование информационно-коммуникационных технологий для учебного процесса на этом не останавливается мной запланирована достаточно большая работа: разработать электронные учебные пособия по таким разделам математики как «Показательные, логарифмические функции. Показательные, логарифмические уравнения и неравенства», «Иррациональные уравнения и неравенства», «Теория вероятности и элементы статистики», «Начала математического анализа»; разработать и проводить интегрированные уроки по предметам математика и информатика, на которых учащиеся смогут, используя пакет прикладных программ выполнять отдельные задания, а затем выполнять математические вычисления; продолжать использовать ресурсы интерактивной доски на различных этапах урока.

Все направления информатизации нашего образовательного учреждения способствуют успешному обучению учащихся нашего лицея и, как итог, выпуску квалифицированных специалистов для авиационной промышленности нашего края.


Библиографический список
1. // Вестник профессионального образования. №3(21) 2011.
2. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование и Информатика», 2010. - 68 с.
3. Семенова Н.Г. Создание и практическая реализация мультимедийных курсов лекций. Оренбург.: ОГУ, 2009. - 128 с.
4. Роберт И.В. Научно-педагогические исследования в области информатизации профессионального образования //Ученые записки. Вып. 14. - М.: ИИО РАО, 2008.
Гизатулина Юлия Рашитовна25.10.2012 28470 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar