РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль труда в социальной адаптации учащихся на уроках СБО в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

МКС(К)ОУ «Школа–интернат № 53»
Учитель дефектолог Андросова Е.В.

Роль труда в социальной адаптации учащихся на уроках СБО в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Одной из основных задач учреждения является коррекция отклонений в развитии умственно отсталых воспитанников в процессе образовательной и трудовой подготовки.

Говоря о значимости трудовой подготовки в социальной адаптации умственно отсталых учащихся, рассмотрим такое понятие как труд.
Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Труд — это деятельность человека, обладающая следующими свойствами:
  1. осознанностью действий.
  2. целесообразностью действий.
  3. результативностью действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойствен не просто результат, а общественно-полезный результат, потому труд должен обладать также свойством, указанным далее;
  4. общественной полезностью действий. Люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой. Они производят эти блага для себя и для общества;
  5. энергозатратностью действий. Это проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия.
В процессе труда люди вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда — это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. То есть социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Исходя из этого в школах VIII вида основным предметом на протяжении всех лет обучения является трудовое обучение.
Нельзя отрицать и значимость специальных коррекционных занятий по СБО, которые были включены в программу с 1981 года.
Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся, на формирование знаний и умений обслужить себя и других.

Мы изучаем следующие темы:
«Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт », «Торговля », «Средства связи », «Медицинская помощь», «Учреждения, организации и предприятия », «Трудоустройство».

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по разным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Для этого проводятся экскурсии в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Традиционно в мае месяце посещаем городскую службу занятости населения, где учащихся знакомят с востребованными в городе рабочими специальностями.

На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, "Квартплата", "Оформление на работу" и т.п.) проводим практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций.
Занятия по СБО должны способствовать усвоению морально – этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса. Проводим сюжетные, ролевые игры, в которых разбираются, проигрываются жизненные различные ситуации.

Каждая тема программы имеет разделы «теоретические сведения» и «практические работы». Большое внимание уделяется практическим работам. Обязательным условием является изучение правил техники безопасности.
На уроках проводятся практические работы с использованием бригадной формы организации учащихся. На первом занятии, где применяется бригадная форма работы, объясняется и показывается детям, что должен делать бригадир, при этом учитель выступает в роли бригадира одной из бригад. Другие бригадиры, назначенные из числа наиболее подготовленных учащихся, наблюдая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих бригад. Для успешного проведения первых занятий по новой теме бригадиры получают инструктаж об их обязанностях заранее. В ходе практической работы бригадир выполняет часть общего задания. Аналогичные работы на последующих занятиях бригадиры могут организовывать по устной или письменной инструкции учителя под его постоянным контролем. В процессе выполнения задания учащимся даются некоторые указания и объяснения, оказывается им помощь. учитель следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности. На следующих практических занятиях по этой же теме строим работу так, чтобы каждый учащийся последовательно освоил все операции, необходимые для выполнения конкретного задания, побывал в роли бригадира. Например, если на одном уроке школьник мыл и чистил овощи для супа, тогда на другом уроке он занимается пассированием овощей или заправкой первого блюда.
Знакомя детей с новым приемом, сначала даем объяснения всему классу, затем организуем тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.

Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).
В кабинете устанавливаем поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.
Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков организуем соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги подводим в конце занятия.

В заключении сделаем вывод, что вся практическая работа на уроках СБО нацелена на совместную деятельность (ролевые игры, бригадные работы), и решает следующие задачи:
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие, самостоятельность.
  • Развивать способность ориентироваться в задании.
  • Планировать последовательность действий.
  • Вырабатывать самостоятельные трудовые умения и навыки, необходимые для выполнения предусмотренных работ.
  • Способствовать развитию эстетического вкуса и эстетических норм поведения.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены