РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методика проведения урока. Почему урок - диспут?

Методика проведения урока. Почему урок - диспут?
Методика проведения урока. Почему урок - диспут?

 

Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. … само поражение в споре может не слишком огорчать, ибо побежденный больше выигрывает в том отношении, что он умножает свои знания.
Б. Шоу

Сегодняшний день требует активных форм учебного общения. Как ни парадоксально звучит, методика классического урока обрекает каждого ученика на изоляцию. Непосредственное общение, обмен мыслями многие учителя воспринимают как нарушение дисциплины, которое пресекается окриком: «Прекратите разговоры!», а между тем наши ученики мало общаются, речь их скудная и однообразная. Чтобы исправить это положение, из всех видов занятий предпочитаю диспут. На уроке-диспуте учитель учит, а ученик учится. Только это происходит в споре, в столкновении мнений. В каждой параллели за год провожу по два-три диспута (обычно на сдвоенных уроках). Например, «Кто прав в споре о Человеке в пьесе Горького « На дне»; «Чем ценен человек - благими намерениями или поступками?» по роману Лермонтова «Герой нашего времени»; «Возвышает или принижает И. С. Тургенев нигилиста Базарова?» Интересно, что диспуты представляют собой не только споры, но и инсценировки с музыкальным оформлением, иногда учащиеся исполняют определенные роли, представляя себя на месте героя. В игру-анализ включаются все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке учитель должен специально провоцировать спор, подсказывая ошибочные решения, строить с учащимися более демократичные отношения, создавать атмосферу общего поиска истины. В дискуссии повышается учебная активность слабых (они всегда болезненно воспринимают вызов к доске и обращенный к ним непосредственно вопрос учителя), именно в дискуссии все учащиеся комфортно чувствуют себя не только в школе, но и становятся более общительными, они начинают понимать и слушать друг друга, у них повышается самокритичность.

Диспут, таким образом, не просто одна из форм урочной работы, а более высокая духовная форма общения. Здесь школьники приобретают навыки, которые им нужны в жизни: учатся строить свое поведение с учетом позиции других людей, т.е. воспитывают культуру общения в споре, чувство ответственности за окружающих людей.
На диспут идут охотно даже «молчуны». Для себя они будут молча соревноваться, и даже если не выскажут собственной позиции, то, признав себя побежденными, осознают ошибочность своего суждения. Так дискуссия всегда предполагает решение сложных нравственных вопросов: прийти к истине сообща легче, чем в одиночку. Учащийся должен приобрести важные черты зрелого члена общества еще в школе. Ведь часто можно встретить людей, у которых есть знания и убеждения, но напрочь отсутствует умение вести деловой обстоятельный спор. Он не может обоснованно опровергнуть неправильные суждения. Не умеет, не привык, не научен отстаивать свое мнение в горячих словесных поединках. Таким образом, диспут - самая необходимая форма работы на современном уроке с современными детьми.

Важные моменты организации урока - диспута:

  1. Диспут готовится долго и тщательно.
  2. Нельзя превращать урок в «президиум» специально подготовившихся докладчиков.
  3. От спорящих нужно требовать доказательств.
  4. Учащиеся сами по поручению учителя могут составить дискуссионные вопросы.
  5. Нельзя добиваться единодушия в оценках во время спора.

В уроке - диспуте – познавательном споре – столько преимуществ, что его смело можно назвать урок «на вырост». Урок-диспут не может проводиться стихийно, под влиянием определенного настроения в классе, так как это будет фрагмент диспута. Без тщательной подготовки не следует отводить дискуссии целый урок, ведь неподготовленная полемика может бродить по «проселочным тропам», не затрагивая сердцевины.

Интересно, что слово «полемика» происходит от греческого слова «война». На самом же деле прямой и честный спор по самой своей природе требует мирного согласия, ведь метод дискуссии - убеждение. И разговор двух людей – это уже полемика, обмен мнениями, поиск истины. Истории известны случаи, когда философы, мужественно сражавшиеся за истину, имели право гордиться тем, что брали такие укрепления, перед которыми отступали вооруженные мечом. Готовя к дискуссии, полезно напомнить ребятам мудрость древних:
-Я не в силах спорить с тобой, Сократ, пусть будет по- твоему, - сказал Агафон.
-Нет, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом - дело нехитрое.
Платон.

Этапы подготовки и проведения:

1. Выбор темы, ее правильная формулировка. Нужно, чтобы тема диспута звучала остро, а в ее названии содержался элемент дискуссии. Для того чтобы выбрать тему диспута учителю необходимо выяснить, о чем учащиеся хотели бы открыто говорить. Педагог должен помочь им выбрать тему. Для дискуссии можно воспользоваться актуальными проблемами по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Например:

а) трудно ли понять героя 30-х годов прошлого века;
б) вправе ли мы осуждать или судить поступки Печорина?
в) к чему приводит человека эгоизм?
г) можно ли оправдать человека, если его дурные поступки порождены влиянием времени, воспитанием?

2. На диспуте необходимо рассматривать не более пяти вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и не имели бы однозначного ответа.

3. Подготовка к диспуту занимает обычно не меньше месяца. Создается творческая группа, которая заранее вместе с ведущими разрабатывает вопросы, а также составляет список рекомендованной литературы к теме, которая обговаривается и сообщает о наработках учащимся.

4. Диспут должен быть грамотно оформлен. В помещении, где он должен состояться, плакаты с высказываниями, афоризмами, цитаты классиков мировой литературы. У учащихся памятки - правила ведения дискуссии. Ведущим диспута может быть не только учитель, но и ученик, который владеет словом, может направить разговор в нужное русло.

Требования к дискуссии:

  1. Проблема должна соответствовать возрасту и накопленному опыту.
  2. Учащимся необходимо владеть темой, которая опирается на знания, умения, опыт.
  3. Дискуссия должна развиваться по основным вопросам, нести в себе суть противоречия.

Дискуссия - спор по существу, в ходе которого учащиеся получают важные ценности. При подготовке учитель должен четко сформулировать задачу, желательно с пояснениями, раскрывающими суть проблемы, и вопросами о возможных путях ее решения. Целесообразно по этому поводу обратиться к мнениям ученых. При подготовке учащихся знакомят с соответствующей литературой, список которой надо дать заранее.

Памятка "Как работать с дополнительной литературой"

  1. Прочитайте ее страницы.
  2. Определите свою позицию по дискуссионному вопросу.
  3. Сопоставьте свою оценку с авторской.
  4. Подумайте, какую позицию и как будете отстаивать.

Во время выступления необходимо раскрывать тему и ее выбор, уточнить условия, указать на ключевые моменты, создать необходимое настроение. Важен сам момент спора, умение анализировать свои взгляды. Ведущий дискуссии (учитель) должен рассуждать с учениками. Внимание! Не надо добиваться однозначной оценки.

Памятка "Как вести дискуссию"

  1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.
  2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.
  3. Говори просто и ясно, логично и последовательно
  4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.
  5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.
  6. Не повторяйся и не повторяй слов других.
  7. Помни, что лучшие доказательства - точные факты.
  8. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек

Памятка "О порядке действий мысленно"

  1. Выслушайте вопросы и определите мысленно проблему.
  2. Сформулируйте гипотезу.
  3. Дайте предложение, четко ее аргументируя.
  4. Выслушав доводы товарищей, имеющих противоположную точку зрения, найдите сильные и слабые стороны.
  5. Возразите их доказательства.
  6. Что дала вам дискуссия?

Учитель должен направлять учеников, задавая вопросы. Мастерство учителя состоит в том, чтобы, вовремя заметить, почувствовать момент окончания дискуссии, чтобы не повторять сказанного. В конце урока нужно подвести итоги, проанализировать выводы, выставить баллы, провести рефлексию.

Рефлексия:

  • получил ли я удовлетворение после дискуссии;
  • могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль;
  • насколько интересна мне культура проведения дискуссии;
  • смог ли я воспользоваться приемами доказательности;
  • какие я приобрел новые знания;
  • смог ли я понять точку зрения другого;
  • интересен ли мне живой обмен мнениями.
Шовгенова Нуриет Гумеровна29.10.2012 125870 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar