РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке
Управление познавательной деятельностью учащегося


Современная дидактика трактует обучение как процесс управления усвоением знаний, управления познавательной деятельностью учащихся в специально организованной учебной среде. Этот процесс обладает всеми характерными признаками системы управления: имеет цель обучения, объект обучения (в качестве которого выступают учащиеся), субъект управления (преподаватель или компьютерная программа.), где вырабатываются управляющие воздействия, поступающие к объекту управления, и канал обратной связи.

Рассмотрим процесс управления познавательной деятельностью в традиционной форме при индивидуальном обучении. Будем считать, что преподавателем осуществляется заранее спроектированный дидактический процесс в соответствии с целями обучения. Этот дидактический процесс должен быть заранее сформирован для каждого учащегося и является формой прямого управления познавательной деятельностью.

В принципе, этот процесс должен давать однозначный и гарантированный результат, соответственно запланированной цели обучения. Однако наше знание о природе обучения и обучаемого далеко несовершенно, и в реальном процессе обучения по разным причинам возможны различные отклонения от запланированного процесса, все вероятности которых предугадать практически невозможно. Что в этом случае делает учитель?

  • Представляет учебный материал, в том числе и для самостоятельной работы;
  • Наблюдает за деятельностью учащихся;
  • Контролирует ее ход;
  • Корректирует усвоение

Другими словами, учитель теперь управляет познавательной деятельностью учащегося на основе обратной связи. Управление обучением со стороны учителя это не хаотическая и произвольная деятельность по наблюдению, контролю и коррекции, а также вполне упорядоченная и целенаправленная деятельность, подчиняющаяся заранее выбранной стратегии.

Наблюдая за поведением учащегося при его работе с учебным материалом, учитель может сделать определенные заключения о, например, доступности материала, об усталости учащегося, предпочтениях и т.п. и подстраивать дидактический процесс под конкретные характеристики учащегося. Однако, при компьютерном обучении, наблюдение затруднено ввиду очевидных трудностей, хотя имеются идеи реализации компьютерного наблюдения, в том числе и с помощью специальных датчиков.

О значении обратной связи в обучении известно давно. Без точной обратной связи трудно научиться даже несложным действиям.

Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять диагностику хода процесса, следить за действиями обучаемого.

В самом деле, учебный процесс организуется ведь не ради получения правильных ответов от учащихся, а для обучения их тем познавательным действиям, которые ведут к этим ответам. Следовательно, контролировать надо содержание формируемых действий.


Обратная связь должна нести следующую информацию:

  • выполняет ли обучаемый, то действие, которое намечено;
  • правильно ли его выполняет;
  • соответствует ли форма действия данному этапу усвоения;
  • формируется ли действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д.

Возможны два способа управления учебной деятельностью учащегося: разомкнутое (отсроченное) или замкнутое (немедленное) управление.

При разомкнутом управлении слежение, контроль и коррекция обучения выполняются по конечному результату, достигнутому за относительно продолжительный период обучения, какими могут быть несколько занятий или даже целый семестр. Понятно, что за это время может быть изучено достаточно большое число учебных элементов и выполнена значительная по объему познавательная деятельность. Недостаток такого способа управления состоит в том, что обнаруженные в конце достаточно продолжительного процесса обучения пробелы чаще всего остаются не заполненными как из-за недостатка времени, так из-за трудности их обнаружения и предшествующего невнимания к ним.

При замкнутом, или немедленном, управлении слежение, контроль и коррекция деятельности учащихся по усвоению осуществляются после выполнения каждого этапа познавательной деятельности и усвоения каждого учебного элемента. Управление учением может учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося (подготовленность, темп и др.) или подчинять индивидуальность групповым усреднениям.

Эффективное учение возможно только при немедленном управлении, иначе ошибочные действия учащегося не будут своевременно корректироваться, а наоборот будут укореняться. Кроме того, психологи в многочисленных экспериментах обнаружили, что время реакции на важные для испытуемого действия превышает некоторое пороговое значение (порядка трех секунд), то интерес, мотивация резко падает.

Наконец, операции управления обучением может совершать сам учитель, могут это делать и соответствующие компьютерные программы.

Именно управление учебной деятельностью, а не передача знаний, является механизмом обучения.

Ладанова И.В.29.10.2012 118170 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar