РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение дидактических игр на уроках обучения грамоте

Применение дидактических игр на уроках обучения грамоте Главная забота учителей, обучающих первоклассников, – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой – решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С. Макаренко о том, что "хорошая игра похожа на хорошую работу”, каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.
Применение игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.

Каждый новый тип игр необходимо вводить только тогда, когда на уроке ведётся обучение соответствующим видам деятельности.
Планируя игру на уроке, надо точно знать, какие именно операции и на каком этапе деятельности закрепляются в игре.
Для того чтобы игра при обучении грамоте стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта.
Особое внимание организации и проведению дидактических игр уделено в УМК «Школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Обучение грамоте помимо знаний о языке формирует у школьников умение учиться. Эти игры целесообразно проводить в курсе «Обучение грамоте», пользуясь любым УМК.

Приведу примеры использования дидактических игр на уроках обучения грамоте.
1. «Живые модели». Каждый ребёнок становится «словом» в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение читается, в нём переставляются слова, читается новое предложение, добавляются новые слова, опять читается предложение, заменяются слова, и снова предложение прочитывается. Эта игра помогает понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-либо слово, а может предложение вообще исчезнуть. Моделями могут стать не только слова, но и слоги, звуки, буквы. Тогда игры так и будут называться «Живые слоги», «Живые звуки», «Живые буквы». Проведём игру «Живые звуки». Составим слово «Апрель».
1в.: играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках – какой первый звук в слове? Третий? Четвёртый? Второй? Пятый?
2в.: учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку. Эта игра позволяет ориентироваться на реальные знания детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Постепенно часть заданий в этой игре учитель передаёт классу. Сажать детей на место можно предложить ученикам. «Пусть сядет на место звук «п», но сначала назовёт слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук «ль» сядет на место, но сначала назовёт в классе 3 предмета, которые начинаются с него или с его твёрдой пары» и т.д.
2. «Назови слово с нужным звуком». Лучше проводить в конце урока, когда изучен новый звук. Главное – интонационно выделить звук. Например, «лллуна», «колллобок», «столлл». Когда словарный запас истощается, называются слова с мягкой парой звука. Если ученик не может придумать слово, нужно помочь ему. Например, спросить, как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот? Или постучать по полу и спросить: «Что у меня под ногами?». Такого ребёнка обязательно надо похвалить, что он сам догадался.
3. «Как тебя зовут?». Эта игра проводится для закрепления гласных и согласных звуков. Предложить выйти всех детей, имена которых начинаются с гласных звуков. Имя каждого ребёнка громко называется и определяется, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный. На следующем уроке пригласить детей, имена которых начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена, сравнивают их.
4. «Назови похожее». Эта игра вводится для отработки учебной операции – различение твёрдых и мягких звуков. Всего 8 вариантов этой игры, которые постепенно усложняются. Условие игры оговаривается заранее: учитель называет слово, ученик называет другое слово с этим же согласным звуком или с любым твёрдым согласным.
1в.: учитель – сыр, ученик – сок
2в.: учитель – сыр, ученик – молоток
3в.: учитель – кит, ученик – кино
4в: учитель – кит, ученик – лента
Затем игра усложняется. Учитель называет слово с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука.
5в.: учитель – рука, ученик – река
6в: учитель – рука, ученик – мясо
7в.: учитель – вилка, ученик – вода
8в.: учитель – вилка, ученик – молоко.
5. «Придумай слово по модели». Игра проводится в конце курса «Обучение грамоте». Даётся модель, дети придумывают к ней слова. Сначала даётся трёхзвуковая модель. Например, синяя, красная, синяя. ( Дом, сом, дым, сок…).
6. «Кто внимательный». Ставятся две фишки одна под другой: синяя и зелёная. Рядом с ними выставляются все гласные буквы, которые пишутся после твёрдых и мягких согласных. Ученики закрывают глаза, а учитель переставляет буквы, меняет их местами, например, на место буквы «а» ставит букву «я» и т.д. Дети, открыв глаза, должны узнать, что изменилось. Менять буквы можно только парами. Фиксируется внимание на том, какие гласные пишутся после твёрдых согласных, а какие – после мягких. Если менять произвольно, то нарушится учебная задача.
7. «Найди свой домик». 2 ученика (ведущие) берут один синюю, а другой зелёную фишку. Детям раздаются буквы. По сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Ведущие пропускают только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Если ведущий ошибся, учитель просит проверить, не попала ли в его домик какая-нибудь лишняя буква.
8. «Загадки о звуках». Например, при дифференциации звуков «с» и «з». Слушайте внимательно, я вам расскажу о звуке, а вы покажете мне букву, которой этот звук записывается: это согласный звук. Преграда создаётся языком и зубами, при произнесении этого звука горлышко работает, это звонкий согласный звук, имеет твёрдую пару. Можно изменить задание: Слушайте внимательно, поднимайте нужную букву, «з» или «с»: слон, змея, весы, косы, спокойно. Закон, заноза, бусы, месяц, гроза, лисята, осина, злой, Трезор. Варианты разные: хлопать, топать, встать, сесть и т.д.
9. «Дополни до целого слова». Эту игру можно использовать при изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги с новой буквой. В гости прилетает Каркуша и приносит детям слоги: ка-, ки-, ко-, ку-. Дети учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги. Например, Каркуша, карандаш, картина, яблоко, яблоки, кошка, курица, кукушка и др., а Каркуша проверяет, чему научились дети. Игра «Дополни до целого слова» способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление.
10. «Слово в слове». Эта игра развивает наблюдательность и мышление. Таких игр много в «Букваре». Например, товарищи (товар, вари, щи, товарищ), пожар (жар), овощи (овощ, щи), хлопушка (хлоп, пушка), лопух (пух), смех (мех), шутка (утка), шарф (шар).
11. «Составь новое слово». Цель игры: повышение познавательной активности учащихся, наблюдательности, развитие внимания. Например, в тетради «Я учусь читать и писать» на с. 38 даны примеры этих игр.
Горн рог гром ром
играла играл Олег гол
гулял Гуля горел Олег
молнии лимон горели грели
норма нора лилия Лиля
12. «Собери слово».
Цель: развитие внимания и мышления.
В тетради «Я учусь писать и читать» на с. 49 представленыэти задания – асыч (часы), чдуо (чудо) , на с. 51 – ущак (щука), чщаа (чаща), на с 37 – саоипг (сапоги), ппаак (папка), пргиои (пироги), кптае (пакет).
13. «Словоизменение» Варианты: «Измени порядок букв», «Составь по порядку», «Поменяй слоги». Дидактическая задача этих игр – соотнести букву и цифру. Цель: развитие наблюдательности и мышления. Например, в тетради «Я учусь читать и писать» на с. 39.
3 1 2 4 3 4 5 1 4 1 2 3 5 4
а) огни – комар – камни –
б) весна – навес, кабан – банка, дыра – рады.
14. «Слова – перевёртыши» или «Вперёд – назад»: топот, потоп, довод, шалаш. Сев – вес, сор – рос, сел – лес, нос – сон.
15. «Словообразование». Цель этой игры: развитие познавательных процессов, обогащение словарного запаса детей, развитие орфографической зоркости. Например, в тетради «Я учусь читать и писать» на с. 45.
с о к
р
ы
н
о
т
к
н о т ы
а
р
с
к
р
н
р о т
К
А
Л
Ю
У
с
16. «Фразеологический зверинец». Цель: расширение словарного запаса учащихся. Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).
Ещё раз напомню. Дидактические игры созданы специально для отработки каких-либо учебных задач. Это не отдых и не развлечение. Это серьёзная учебная работа. Необходимо включать игры в каждый урок. Если каждый этап урока завершать соответствующей игрой, то у детей сформируется желание и умение учиться.
Вайс Валентина Константиновна07.11.2012 96680 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar