РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Слайдовая презентация как современное средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Слайдовая презентация как современное средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Махмудова Наталья Юрьевна,
учитель математики
МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д.Потапова
г. Мичуринска

Слайдовая презентация как современное средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

«Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли».
В.А. Сухомлинский.


Российская педагогика и практика накопила огромный опыт в организации образовательного процесса, но все больше и больше детей проявляют свое нежелание обучаться в школе. Низкий уровень внутренней мотивации подростков к обучению – одна из проблем сегодняшней массовой школы, к решению которой должен стремиться учитель-практик.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности школьников.

Широкое использование информационных технологий в современной жизни обуславливает их активное внедрение в образование. Одной из значимых составляющих приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно – коммуникативные технологии обучения. Большой интерес проявляют учащиеся в создании и применении на уроке слайдовых презентаций.

"Презентация" - переводится с латинского как «представление”. Презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть текстовые и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). Таким образом, одно из назначений презентации – представление материала в более наглядном виде.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование слайдовых презентаций целесообразно на уроках математики, на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде слайдовой презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

На своем опыте я убедилась, что обычные презентации, без активной деятельности учащихся не имеют большой результативности для повышения качества обучения. На таких уроках учащиеся, уже привыкшие к новым технологиям, воспринимают показ слайдов, как отдых на уроке. Интерес ребят к уроку падает, результативность может стать минимальной. Тут на помощь приходят презентации с элементами интерактивности.

Главной отличительной чертой интерактивных презентаций является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у детей способность самостоятельного решения проблемы.
Работа с интерактивной презентацией открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.

Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Вывод: Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Создать слайды для урока при наличии практики можно достаточно быстро. Это очень удобно. Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие. В процессе объяснения, я очень люблю применять анимационные слайды. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например, для проведения математического диктанта, релаксации или для других целей. При закреплении знаний по пройденному курсу использую тестирующий документ, который можно создать в Microsoft Word или Microsoft Excel и показывать с помощью Power Point. Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране.
Вывод: Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени для закрепления материала.

Очень важным на уроке математики является работа с учебником, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности. Освоить данные технологии можно во время работы над проектом. Даже младший школьник выполняет простой по содержанию проект в Microsoft Power Point. В проектной деятельности ученик осознает свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель развивать способности при освоении необходимого предметного содержания, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и путь, который привел к нему.
Вывод: Формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами лучше всего во внеурочное время на факультативных занятиях или кружках с малой группой обучаемых. И именно эти обучаемые, применяя в дальнейшем освоенные ими программы, могут заинтересовать остальных учеников класса, потому что данные программные средства позволяют с минимальными затратами получать как можно больше учебной информации.

Слайдовые презентации можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Слайдовые презентации представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке слайдовых презентаций структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что мотивация в данном случае увеличивается и несет познавательный характер. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Слайдовая презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Слайдовые презентации могут быть использованы:
1. Для объявления темы.
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
2. Как сопровождение объяснения учителя.
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков презентации, в которых могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.
3. Как информационно-обучающее пособие.
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
4. Для контроля знаний.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
Особого внимания требует вопрос совместного использования слайдовых презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции слайдовых презентаций и рабочих тетрадей следует строго разделять и дублировать друг друга они должны только там, где это действительно необходимо.

Преимущества использования слайдовых презентаций:
  1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
  2. В зависимости от подготовленности учащихся один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
  3. Во время демонстрации презентации повышается уровень использования наглядности на уроке.
  4. Повышение производительности урока.
  5. Установление межпредметных связей с другими предметами.
  6. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
  7. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
  8. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
Рекомендации по разработке слайдовых презентаций.
При работе со слайдовыми презентациями на уроках следует знать психофизиологические закономерности восприятия информации с проекционного экрана: при длительной работе наступает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
  1. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
  2. Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста.
  3. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
  4. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
  5. Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
  6. Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер и равномерно заполнять все экранное поле.
  7. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
  8. На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
  9. Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Благодаря интерактивным презентациям, класс вовлекается в активную познавательную деятельность. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Каждый ученик стремится выйти к доске и выполнить задание, даже если сделана ошибка, есть возможность её исправить. Самый важный момент – это анализ реакции самих школьников. Детям нравится выполнять задания на слайде – они увлечены учебным процессом.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Но не стоит отдавать свою роль в уроке презентации, вынося на экран даже то, что можешь сказать сам. Помните: презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике.
Задайте себе вопрос: «Действительно ли задачи урока можно решить только с помощью презентации или можно использовать другие средства?» Если есть возможность продемонстрировать детям опыт, явление в реальности или даже дать это сделать самим, то презентацию лучше не использовать.

Ограничение времени работы с экраном – не более 15-20 минут за урок, чередование деятельности, смена поз, движение, физминутки, которые лучше проводить, не глядя на экран, дать отдых глазам и телу. Поэтому презентации целесообразно использовать не на весь урок, а на его фрагменты.

Источники:
http://www.rusedu.info/Article942.html
http://ikt45.ucoz.ru/publ/likbez/vidy_prezentacij_i_ehtapy_sozdanija_prezentacii/2-1-0-7
Махмудова Наталья Юрьевна07.11.2012 87200 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar