РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование ИКТ для формирования информационной компетентности учащихся

Использование ИКТ для формирования информационной компетентности учащихся

Компетентностный подход сегодня олицетворяет инновационный процесс в образовании. Целевые установки образования должны сместиться не на объём предлагаемых школьнику углублённых знаний, а на возможность использования этих знаний; приобретения опыта их применения, расширения видов познавательной деятельности. С точки зрения компетентностного подхода учителя должны научить учащегося учиться, то есть решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиваться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. Идея активизации познавательной деятельности служит отысканию таких средств и методов, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение.

Информационная компетенция подразумевает использование учеником различных информационных ресурсов. Главной компетентностной задачей будет совершенствование умений работать с информационными источниками.

В наши дни системы образования многих стран направляют усилия на перестройку процессов преподавания и обучения с тем, чтобы подготовить учащихся к жизни в „обществе глобальной компетентности”, основанном на информации и технологиях.

Формирование информационной компетентности выпускников школы включает целостное миропонимание и научное мировоззрение, которые основаны на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе, возможности их формального, математического описания; представления об информационных объектах и их преобразовании в человеческой практике, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средств, реализующих эти технологии; совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века.

Принципиальным является то, что информационная компетентность носит "надпредметный”, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Информационная компетентность позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информацию. Коммуникативная компетентность позволяет достигать поставленных целей коммуникации: получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п. на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей.

Немаловажная роль в формировании информационной компетенции учащихся отводится использованию современных информационно - коммуникационных технологий. Программные средства информационных технологий следует рассматривать как средства обработки информационных моделей.

Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. При этом система заданий и деятельность учащихся должны быть спланированы таким образом, чтобы процесс обучения был направлен на изменение в уровнях мыслительной деятельности; важно формировать не просто мышление, а навыки мышления высокого уровня.

Использование информационных технологий универсальных (базовых), мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу формирования информационной компетентности учащихся.


Текстовый процессор широко используется для:

  • подготовки комбинированных документов: иллюстрированных словарей терминов, справочных материалов, функциональных и структурных схем, информационных моделей и т.п.;
  • работы с литературными текстами, подготовки рефератов, докладов оформления статей, сообщений, деловых бумаг;
  • создания и обработки комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчета о работе, доклада, реферата, школьной газеты);
  • подготовки информации для передачи по компьютерным сетям;
  • организации оформления исследований, отчетов по лабораторным работам.

Табличный процессор предназначен для обработки и анализа структурированных массивов информации. Примером такого использования является:

  • обработка данных лабораторного эксперимента (расчет параметров процесса; построение графиков функциональных зависимостей; моделирование ситуаций;
  • анализ массивов статистической информации по географии, истории, химии и другим предметам, включая расчет показателей по исходным данным, выбор объектов по заданным условиям, сортировка данных и т.п.;
  • решение математических задач (нахождение корней уравнений, построение графиков функций и их преобразование)

Системы управления базами данных (СУБД) предназначены для тематического объединения и структурированного представления разнородной (текстовой, числовой, графической) информации. Так, например, в базу данных «Страны мира» может быть занесены: числовые данные (площадь, численность населения) текстовая информация (столица), графическое изображение герба.

Деятельность учащихся должна быть ориентирована на выполнение типовых операций при работе с информационными системами: поиск информации, фильтрация, сортировка и т.п.

Использование универсальных (базовых) информационных технологий позволяют решить задачу формирования гностической, проектировочной, коммуникативной и организационной компоненты информационной компетентности учащихся.

Электронные презентации - средства визуального представления информации. Так как одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности. Вполне очевидно, что подготовка электронной презентации по определенной теме требует:

  • всестороннего изучения темы;
  • систематизации материала и его структурирования;
  • формирования и интеграции информационных компонентов на слайдах;
  • концентрированного представления его в виде графических и табличных моделей с эффектами анимации и т.п.

Использование компьютерных мультимедийных презентаций в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.

Использование мультимедийных электронных ресурсов - это следующее направление использования компьютеров в учебном процессе. Сегодня рынок предлагает достаточно широкий спектр программных продуктов учебного назначения практически по всем предметам: математике, русскому языку, литературе, истории, биологии, химии, географии и др.

Деятельность учащегося с ресурсами может носить:

  • информационно-поисковый характер (сравнение, анализ и выбор источника информации; выбор оптимального способа поиска информации; системное представление материала из разных источников, его структуризация и др.);
  • коррекционно-обучающий характер (формирование грамотности и вычислительных навыков с помощью тренажеров);
  • контролирующий характер (электронные контролирующие системы, как правило, входящие в состав электронных учебников и пособий или представляющие автономный программный продукт, могут быть использованы учащимся и их родителями для осуществления объективного автоматизированного контроля уровня обученности учащихся.);
  • научно-исследовательский характер (расширение представлений об изучаемых объектах, процессах и явления с помощью графических, видео - и анимационных интерактивных моделей) и т.п.

От педагогов требуется серьезная работа по изучению образовательного потенциала и педагогической эффективности мультимедийных ресурсов в предметных областях.

Сегодня всё больше учителей преодолевают ограниченный взгляд на компьютер лишь как на некоторое техническое средство обучения, предназначенное для демонстрации отдельных слайдов, текстов и готовых программ. Всё шире входит в практику создание собственных образовательных электронных ресурсов. Это требует высокий уровень владения педагогами ИКТ и больших временных затрат. Вместе с тем отдача от работы, как правило, окупает затраченное дополнительное время, поскольку способные учащиеся, привлечённые к этому процессу, глубоко погружаются в изучаемый предмет, а преподаватели более глубоко осваивают технологию создания современных средств информационного обеспечения как образовательной, так и своей профессиональной деятельности. Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ, в современных условиях принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть перенесены на изучение учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Это послужит достижению информационной компетентности учащихся. Сегодня учитель и учащиеся проходят общий путь становления компетентности (в сфере информационно-аналитической, технологической, коммуникативной), становятся партнёрами, что, в свою очередь находит отражение в преемственности поколений в образовательном, культурном и информационном плане.


Литература:

  1. И.Г. Захарова, Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений.-М, 2003
  2. С.П. Авдеева , А.Ю.Уварова , Российская школа на пути к информационному обществу //Вопросы образования.- 2005.-№3
  3. О.А. Брыскина, Методические рекомендации по использованию компьютеров в образовательном процессе
Ладанова И.В.15.11.2012 34650 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar