РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсы педагогического мастерства как одно из средств повышения профессионализма учителя

Конкурсы  педагогического  мастерства как  одно из средств повышения профессионализма  учителя
Хорош лишь тот учитель,
в котором еще не умер ученик.
Б.Тойшибеков

Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

В решении этой задачи большую роль играют конкурсы педагогического мастерства. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень.

Конкурс педагогического мастерства играет существенную роль в стимулировании педагогического творчества учителей. Кроме того, он несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне.

Для учителей информатики есть много возможностей участвовать в профессиональных конкурсах. Много заочных конкурсов, где можно поделиться своим мастерством и опытом проводится на сайтах Мира конкурсов. Это такие конкурсы, как Всероссийский конкурс авторов ЦОР для школы «Лучший IT-учитель России»(2011), Всероссийские конкурсы цифровых образовательных ресурсов для школы «IT-эффект» (2010, 2011), Международный конкурс инноваций в образовании "Цифровой фарватер"(2012). Томский государственный педагогический университет на сайте «Педагогическая планета» проводит множество конкурсов и фестивалей для преподавателей различных дисциплин, а на сайте Центра Снейл проводится фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна». Фестиваль проводится для педагогов, желающих представить свой педагогический опыт и научиться новому, для тех, кто ищет единомышленников среди коллег.

В рамках Фестиваля можно принять участие в разных мероприятиях, проявить себя, пополнить свое профессиональное портфолио и обсудить насущные педагогические проблемы, общаясь дистанционно.

Педагоги гимназии являются активными участниками и победителями этих конкурсов и фестивалей, а также лауреатами областных конкурсов IT- педагог. Считаю, что самый важный результат конкурса педагогического мастерства – это передача тех знаний, умений и навыков учащимся, которые помогут им в дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности, помогут стать достойными людьми, воспитать человека, гражданина, способного самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться. Конкурсы создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития и роста.

Все это послужило мотивом для моего участия в конкурсах. Гимназия с 2004 года сотрудничает с образовательным центром школьного университета ТУСУРА. Помимо обучения детей, Школьный университет предлагает много возможностей для учителя - участие в творческих конкурсах , общение на сайте с другими преподавателями, обмен опытом. В 2008-2009 учебном году на сайте Школьного университета был объявлен конкурс профессионального мастерства IT-Олимп, который проходил в несколько этапов. На каждом этапе необходимо было проявить определенные способности приобрести определенные навыки, а также все этапы имели свои цели. Например, на первом этапе нужно было провести открытый урок по любой теме, изучаемой в Школьном университете, и прислать материалы к уроку и результаты. Открытый урок давал возможность проанализировать методы учебной работы, сделать анализ урока. После принятия решения участвовать в данном конкурсе и хорошего результата появилась мотивация к участию в других этапах, в конкурсе в целом. На желание участвовать в восхождении на Олимп повлияли следующие факторы:

  • желание приобретения определенного профессионального статуса;
  • желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим;
  • желание познакомиться с опытом работы преподавателей в других регионах.

Участие в конкурсе позволило включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.

Конкурс профессионального мастерства проходил заочно, но, участвуя в различных мероприятиях, общаясь с учителями, обсуждая с ними разные проблемы, в основном в области преподавания информатики, педагоги знакомились с преподавателями из школ разных регионов и даже стран (например, из Казахстана). Конкурс собрал преподавателей, преданных педагогическому делу, способных к профессиональному росту и самоотдаче, участников, которые не испугались публичной оценки своей деятельности и смогли заявить о себе. Участвовать в различных мероприятиях приходилось также и ученикам. Многие из них стали известны в среде Школьного университета, например обучающаяся 10 класса стала участником конференции Планета IT и победителем «Мисс Школьный университет » в номинации Мисс - интернет на портале itdrom.com. По окончании учебного года я стала победителем конкурса " IT-Олим" с присвоением звания «Лучший учитель IT-класса».

Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде педагогических идей и достижений, расширению пространства активного педагогического общения. С преподавателями из разных регионов появилась возможность встретиться непосредственно на Цифровом Буме в ноябре 2010 года. Цифровой БУМ собрал учащихся и преподавателей, неравнодушных к информационным технологиям, тех, кто желал поучаствовать в олимпиадах, конференциях, мастер-классах. Участвуя в работе семинара «Актуальные вопросы формирования ИКТ –компетентности участников образовательного процесса», встречались с людьми , которых знали заочно и которые были главными оппонентами. Одним из таких людей был заместитель директора по информатизации русско - казахстанской гимназии г. Алма-Аты. Из первых уст было интересно получить информацию о преподавании в Казахстане, обменяться опытом. Кроме того, в ходе семинара и научно-практической конференции ИТО-Томск появилась возможность познакомиться с интереснейшими людьми – авторами и создателями учебников для Школьного Университета.

В 2010-2011 году конкурс «Лучший учитель IT- класса» перешел на новый уровень - проведение конкурса в формате видеоконференции, где учителя - финалисты из разных регионов могли on-line поделиться опытом работы в конкурсе Визитка, рассказать о своих наработках, ответить на вопросы зрителей, а также поучаствовать в викторине «Своя игра». Работа была организована таким образом, что учителя могли общаться в чате, обмениваться новостями. Став победителем в номинации «Педагогический энтузиазм», получила мощный заряд положительной энергии, а также моральное и материальное удовлетворение.

В заключение можно сделать вывод, что конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как средство повышения профессионализма педагогов и как открытое массовое педагогическое соревнование учителей, развивающуюся практику, деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств участников.

Емельянова Вероника Владимировна17.11.2012 38500 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar