РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Ключевые образовательные компетенции по информатике и ИКТ для старшей ступени обучения

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать обще пользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
  • воспитание чувства ответственности за результат своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Реализация целей осуществляется посредством учебной рабочей программы по информатике и ИКТ, элективных курсов, активного вовлечения обучающихся в олимпиадное и конкурсное движение, научно-исследовательскую и проектную деятельность для формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся.

Для осуществления образовательного процесса в МБОУ «СОШ № 19 г. Белово» используются следующие педагогические технологии: традиционное обучение, информационная технология обучения, развивающее обучение, технология проблемного диалога, метод исследовательских проектов, элементы программируемого обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Основная форма деятельности обучающихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность обучающихся в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний обучающихся. По предмету «Информатика и ИКТ» предусмотрена текущая, промежуточная аттестация, а также итоговая аттестация.

Формы контроля: тематические зачеты, компьютерное тестирование, диктанты по информатике, решение задач, устный ответ, письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, итоговые контрольные работы, индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, исследовательские проекты).

Реферат – это самостоятельное изложение проблемы на основе информации, полученной из различных источников. В реферате должно быть раскрыто знание учеником конкретной темы в контексте всего предмета, умение правильно соотнести критический, научный, практический, цитатный материал и собственный взгляд и суждения, умение привлекать цитируемый материал для подтверждения собственных мыслей. Реферативная работа подразумевает поиск информации по актуальному вопросу в справочной и научной литературе, Интернете и СМИ, подготовку текста своего анализа и интерпретации имеющихся источников. В реферате упор делается на умения отбирать, критически анализировать информацию, формировать и формулировать собственную точку зрения.

Примерная тематика рефератов:

  1. Выбор программного обеспечения для решения определенных задач (обработка графики, видео и пр.). В работе проводится сравнительная характеристика возможностей пакетов схожих программ от различных производителей, в том числе свободно распространяемых и делаются выводы относительно выбора программы.
  2. Классификация программного или аппаратного обеспечения. В данной работе необходимо изучение существующих классификаций и предложение своей классификации.
  3. Образовательные ресурсы Интернета.
  4. Личное пространство в Интернете: организация, возможности, проблемы, угрозы.
  5. Сервисы Веб для школьников: возможности и проблемы.

Исследовательский проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта (теоретического продукта), это что-либо, что задумывается, планируется и реализуется. Целью проекта, как правило, является создание чего-либо нового, не существующего в данный момент. В результате осуществления (реализации) проекта появляется новое изделие, производственная линия, технологический процесс. Результатом выполнения учебного проекта по информатике и ИКТ может быть информационный продукт: программа, сайт, оболочка и пр. Проектная работа обучающегося должна представлять собой законченное исследование вопроса (задачи) по заданной тематике. Это означает, что обучающийся проанализировал имеющуюся в различных источниках (не только учебного назначения) информацию, обобщил ее, сформулировал самостоятельно результаты исследования и публично их представил.

Помимо проверки уровня учебных достижений по информатике и ИКТ, защита компьютерного исследовательского проекта позволяет оценить:

  • навыки работы с информационным потоком, поиска и создания собственной информации;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями;
  • владение технологией исследовательской деятельности;
  • уровень культуры работы с различными источниками, в том числе и ресурсами Интернет;
  • обеспечение межпредметной интеграции;
  • уровень коммуникативной культуры.

Примерная тематика исследовательских компьютерных проектов:

  1. Информационный продукт, разработанный в веб-интерфейсе с использованием различных технологий: с помощью языка разметки гипертекста, специального программного обеспечения, сервисов web .
  2. Приложение, разработанное в электронных таблицах: реализация упрощенного варианта бухгалтерского и материального учета; анализ и статистическая обработка каких-либо данных, в том числе – собранных в ходе наблюдений и опросов, полученных с помощью цифровых датчиков, найденных в Интернете; решение задач из курсов математики и физики, а также специально подобранных задач, относящихся к математическим моделям явлений окружающего мира;
  3. Приложение, разработанное на языке программирования: решение задач математического моделирования, комбинаторных задач, в том числе – организация обхода дерева и поиска данной вершины, поиск кратчайшего пути.
  4. Информационный продукт, созданный с использованием одного или нескольких графических пакетов: выполнение учебного проекта дизайна одежды, мебели, помещения, здания, земельного участка, механизма, электрической, электронной схемы, изготовления натурной модели, прототипа, реального объекта.
  5. Информационный продукт, созданный с использованием одного или нескольких пакетов для обработки видео: создание учебного видеоролика по определенной тематике.
  6. Программирование устройства, взаимодействующего с объектами физической реальности: модели движущегося робота, интеллектуального дома, обрабатывающего станка, конвейерной линии, автоматизированного склада.
  7. Проектирование, создание и заполнение базы данных.
  8. Разработка комплексного мультимедийного продукта, включающего текст, аудио и видео информацию, гиперссылки, размещенного в Интернете, на компакт-диске: тема проекта может относится к материалу, изучаемому в различных школьных предметах, жизни школы, политической, экологической, научной проблеме, историческому материалу, бизнес-проекту учащихся.
  9. Проектирование, сборка и анализ компьютерной системы для решения определенной практической деятельности: компьютер для дизайнера, композитора и пр.
  10. Информационно-аналитические материалы по какой-либо проблеме содержания курса информатики и ИКТ, созданные с помощью различных приложений.

Осуществляемые формы обучения и контроля способствуют формированию и развитию ценностно-мысловой, общекультурной, учебно–познавательной, информационной, социально – трудовой, коммуникативной компетенций, компетенции личностного самосовершенствования обучающийся.

Использованные источники:

  • Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Профильный уровень
  • http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены