РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конструирование рабочей программы по математике

Конструирование рабочей программы по математике

Конструирование рабочей программы по математике

Введение

Модернизация образования предполагает осуществление новых подходов в проектировании образовательных программ, поскольку на предыдущих этапах развития образования приоритет в планировании его содержания принадлежал государству. На протяжении десятилетий государственная образовательная система в России базировалась на унификации учебно-воспитательного процесса, что находило выражение в единых учебных планах, программах и приводило к единообразию в обучении, к определенной нивелировке индивидуальных особенностей личности.

На современном этапе в системе образования существует попытка выразить образовательный процесс через проект совместной деятельности педагога и обучающегося, который получил название «образовательная программа». Образовательная программа начинает рассматриваться нормативным документом, описывающим условия организации образовательного процесса, содержание и образовательные возможности, одновременно являясь проектом деятельности, динамично реализующейся ее участниками: учителем и учеником. Образовательная программа ориентирована на создание личностно развивающих условий, удовлетворяющих потребностям ребенка в выборе содержания, уровня усвоения, форм и методов обучения.

В соответствии с принятой в законодательстве классификацией уровней образовательных программ, для каждой программы строится свой государственный образовательный стандарт. В частности, в общеобразовательной школе реализуются основные общеобразовательные программы, которые в свою очередь подразделяются на программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Для каждой из них должен разрабатываться свой государственный образовательный стандарт.

В соответствии со ст. 9 закона «Об образовании» образовательные программы делятся на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь подразделяются на основные и дополнительные. Термин «основная образовательная программа» присутствует в законе «Об образовании» с 1992 года. В соответствии с законом основные образовательные программы разных уровней образования являются частью системы образования Российской Федерации, наряду с дополнительными образовательными программами, органами управления образования и образовательными учреждениями, реализующими данные программы.

Основные программы строятся для реализации и в соответствии с государственными образовательными стандартами, которые являются их составной частью. Дополнительные программы государственных стандартов могут не иметь. Кроме того, к общеобразовательным программам относятся программы дошкольного, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, которым соответствуют три ступени общего образования.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Основная общеобразовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников), и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся (воспитанников), перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.

Закон также определяет, что обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы устанавливается государственным образовательным стандартом. Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях являются Примерные программы. Примерные программы отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета. Рассчитаны такие программы на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. (Перечень программ по учебным предметам федерального учебного плана для образовательных учреждений, а также сами программы размещены на сайте Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru).

Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Данный семинар призван ответить на основные вопросы, возникающие у педагогов при разработке Рабочих программ:«что такое рабочая программа?», «кто ее разрабатывает?», «какова ее структура и содержание?», «кем она утверждается?».

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Основные определения и функции рабочей программы

Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения.

К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».

Примерная (типовая) учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

Примерная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Информационно- методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины, модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), а также курсов по выбору (элективные курсы).

Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ и согласно статьи18.2.2. ФГОС должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов согласно ФГОС должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  5. содержание учебного предмета, курса;
  6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения– нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения является основным компонентом основных образовательных программ, средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.

Целью разработки Рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

В соответствии со статьей 32, п.7 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ обозначено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами (п.5). В пункте 5.2 этой же статьи указано, что примерные основные образовательные программы школы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Таким образом, в соответствии с действующим законодательством РФ, педагогический работник должен строить свою деятельность на основе рабочей программы.

Таким образом, учитель математики встает перед необходимостью разработки рабочих программ по математике.

Напомним словарное значение слова «программа»: план деятельности, работ; содержание основных положений и целей; документ с основными направлениями работы.

В современных условиях стоит разделить программы по следующим категориям:

  • примерные программы по математике основного общего образования; среднее (полного) общего образования, базовый уровень; среднее (полного) общего образования, базовый уровень для профилей гуманитарной направленности; среднего (полного) общего образования, профильный уровень;
  • учебные программы по предметам «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Алгебра и начала анализа» к действующим учебникам из федерального перечня;
  • рабочая программа по математике, составленная учителем на основе учебного плана школы.

Примерные учебные программы по математике и учебные программы к учебникам носят рекомендательный характер и являются основой для составления педагогами рабочих программ по предмету, учитывающих региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, образовательные запросы обучающихся и их уровень подготовленности по математике, возможности использования образовательной среды школы (методическое, информационное, техническое обеспечения учебного процесса и т. д.). Слово «рабочая» определяет нормативность данного документа применительно к образовательному процессу, к конкретной учебной дисциплине. Отсюда следует, что рабочие программы носят точный, конкретный характер в отличие от примерных учебных программ, разработка которых обеспечивается государственными органами управления образованием (Закон РФ «Об образовании», ст.14, п.5).

Задачи Рабочей программы - конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета «Математика» с учетом особенностей учебного процесса образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера и не может быть использована в качестве рабочей программы, поскольку не содержит распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Таким образом, рабочая программа– это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Структура и требования к разработке Рабочей программы

Рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учетом:

  • требований Федеральных государственного образовательного стандарта;
  • обязательного минимума содержания учебных программ;
  • требований к уровню подготовки выпускников;
  • объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов;
  • познавательных интересов обучающихся;
  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.

Поскольку, как сказано ранее, Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания математики, основывающийся на примерных рабочих программах и учебных программах к учебникам и реализующих Федеральный компонент государственного стандарта по математике, то стоит отметить, что структура Рабочей программы, порядок разработки, её содержательная форма определяются органом самоуправления образовательным учреждением (методическим советом, педагогическим советом) и отражаются в локальных нормативно-правовыхактах (Положением).

Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и походит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения на основе примерных программ по учебным предметам, авторских программ. Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, должно соответствовать Региональному базисному плану общеобразовательных учреждений Нижегородской области, утвержденному приказом Министерства образования Нижегородской области от 4 марта 2005 года № 57. Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной образовательной программой и Федеральным государственным образовательным стандартом.

Необходимость отражения в Рабочей программе данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры (данная структура Рабочей программы носит примерный рекомендательный характер). К ним относятся:

  1. Титульный лист;
  2. Пояснительная записка;
  3. Учебно-тематический план;
  4. Основное содержание учебного предмета;
  5. Требования к уровню подготовки обучающихся;
  6. Календарно-тематическое планирование;
  7. Критерии и нормы оценки знаний, умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний;
  8. Учебно-методические средства обучения.

Основные характеристики компонентов Рабочей программы

1. Титульный лист содержит:

  • наименование образовательного учреждения;
  • грифы утверждения программы (можно с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения), согласования на ШМО или методическом совете (с указанием номера и даты протокола заседания);
  • название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
  • Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет;
  • класс (параллель), которым изучается учебный предмет;
  • предмет, дисциплина (модуль);
  • год составления программы.

Примерный титульный лист представлен в Приложении 1.

2. Назначение пояснительной записки:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

  • название, автора и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
  • обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки Рабочей программы, внесенных изменений;
  • цели и задачи реализации учебного предмета;
  • характеристику места учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
  • характеристику учебного процесса в целом: формы, методы, средства и технологии обучения;
  • характеристику особенностей контингента обучающихся, их образовательных запросов, возможностей и потребностей;
  • учебно-методический комплект согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения;
  • обоснование возможностей учебного предмета в формировании и развитии универсальных учебных действия; решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (см. «Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения»: разделы «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся», «Программа формирования универсальных учебных действий»);
  • количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа;
  • механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся;
  • особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля (согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения);
  • планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом, основной образовательной программой образовательного учреждения;
  • инструментарий для оценивания результатов;
  • используемую в тексте программы систему условных обозначений.

Пояснительная записка должна быть лаконичной (Приложение № 2).

3. Элемент структуры Рабочей программы «Учебно-тематический план» отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы. Примерная форма учебно-тематического плана представлена в Приложении № 3.

4. Основное содержание учебного предмета включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

Пример содержания учебного курса описан в Приложении № 4.

Принципы формирования содержания учебного предмета :

  • единство содержания обучения на разных его уровнях;
  • отражение в содержании обучения задач развития личности;
  • научность и практическая значимость содержания обучения;
  • доступность обучения;
  • соблюдение преемственности.

При разработке раздела необходимо руководствоваться следующим:

  • номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану;
  • требования к знаниям и умениям по темам должны соответствовать основным требованиям к знаниям и умениям, которыми должны овладеть обучающиеся после изучения темы и предмета целиком, указанных в пояснительной записке программы;
  • в тексте должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных стандартов; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.

Порядок записи в разделе:

  • название темы;
  • необходимое количества часов дляеё изучение;
  • содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы;
  • практические работы, творческие задания, другие формы занятий, используемые при обучении;
  • требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме в соответствии с ФГОС и целями и задачами общеобразовательного учреждения;
  • формы и вопросы контроля;
  • возможные виды самостоятельной работы обучающихся.

5. Элемент структуры «Требования к уровню подготовки обучающихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях обучающихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).

Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и учебной программе, принятой за основу (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Статья 8 ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Статья 11.3 ФГОС ООО определяет результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в предметной области математика и информатика.

При разработке требований к уровню подготовки обучающихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны:

  • описываться через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • описываться понятным для учащихся языком.

Например, в конце учебного курса учащиеся смогут: различать…, сравнивать…, обосновывать … Средством, позволяющим сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения, выступает таксономия целей обучения, разработанная Б.С. Блумом.

6. Элемент структуры «Календарно-тематическое планирование» отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой.

Может включать следующие разделы:

наименование раздела программы и количество часов на раздел

  • № и тип урока;
  • темы отдельных уроков, расположенные в последовательности и в соответствии с логикой изучения учебного материала
  • виды и формы деятельности
  • наглядные пособия и технические средства
  • требования к уровню подготовки обучающихся
  • виды контроля, измерители образовательных результатов
  • планируемые результаты, формулируемые в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление)
  • домашнее задание.

Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). Календарно-тематическое планирование оформляется в виде таблицы. Примерные формы календарно-тематического планирования представлены в Приложении № 7.Данные варианты календарно-тематического планирования носят рекомендательный характер, учитель в праве вносить дополнение или вести технологические карты (совмещая календарно-тематическое и поурочное планирование материала).

7. Элемент структуры «Критерии и нормы оценки знаний, умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний» включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий обучающихся как целей-результатов обучения.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся определяются применительно к различным формам контроля знаний: устному опросу, решению задач, самостоятельной работе, тестированию, контрольной работе и т.п.

Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом. Так, если учебно-тематический план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к Рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ. Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Устные – перечень вопросов и заданий.

Например:

Программа. Контроль за ее выполнением.

Программа Кол-во час Контроль иотметки Компьютерное обеспечение урока

У-1. Урок-повторение пройденного материала «Действия с натуральными числами»

1 Устный счет
Задания для устного счета.
Упр.1 «Натуральные числа»

У-2  Урок-повторение пройденного материала «Действия с обыкновенными дробями»

1 Устный счет Задания для устного счета.
Упр.2 «Обыкновенные дроби»
У-3. Урок-повторение пройденного материала «Действия с десятичными дробями»
1 Устный счет Тест 1
«Повторение курса математики 5-6 классов» Задания для устного счета.
Упр.3 «Десятичные дроби»

Каждое образовательное учреждение в ООП включает раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования».

8. Учебно-методические средства обучения включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, самостоятельных работ и т.д.) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы, электронные средства обучения.

Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.(Приложение № 8).

Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ

Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения. При экспертизе рабочей программы заместитель директора общеобразовательного учреждения проверяет даты контрольных работ и их количество в классе на одной неделе: нецелесообразно проведение контрольных работ на последней перед каникулами неделе, накануне праздников. Количество в неделю контрольных работ по разным предметам в одном классе регламентируется локальными актами общеобразовательного учреждения и соотносится с требованиями СанПиН.

В соответствии с локальным актом образовательного учреждения, порядок рассмотрения Рабочей программы может быть, например, таковым:

  1. Рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям ФГОС. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на первой странице рабочей программы (слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.
  2. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям ФГОС. На последней странице рабочей программы (внизу) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по учебной работе (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
  3. После согласования Рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Этапы составления рабочей программы

Разрабатывая Рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определенными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы.

Шаг 1. Изучение нормативной базы образовательной деятельности педагога общеобразовательного учреждения (см. http://www.standart.edu.ru).

Шаг 2. Выбор программы по учебному курсу, предмету и соответствующий ей учебник из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.

Шаг 3. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг4. Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации основной образовательной программы ступени общего образования (см. ФГОС начального общего образования, http://www.standart.edu.ru ).

Шаг5. Изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся.

Шаг 6. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной Авторской программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения.

Шаг 7. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.

Шаг 8. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг 9. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ (шаг 8).

Шаг 10. Структурировать содержание учебного материала предмета, курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой

Шаг 11. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы

Шаг 12. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса

Шаг 13. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре

Шаг 14. Экспертиза Рабочей программы

Данная последовательность конструирования Рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом разработчик может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь. Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должна стать полноценная и эффективная Рабочая программа.

Эффективность проектирования рабочих программ в современной школе может быть достигнута, если будут реализованы следующие педагогические условия:

  • осуществлено диагностическое целеполагание как системообразующий компонент проектирования рабочих программ;
  • структурирован учебный материал при проектировании рабочих программ;
  • организован мониторинг эффективности проектирования программ.

Затруднения и типичные недочеты при разработке Рабочей программы.

  1. Не учитываются цели и задачи образовательной программы школы.
  2. Затруднения с описанием требований к уровню подготовки обучающихся через операционно выраженные диагностичные цели – результаты обучения.
  3. Затруднения с необходимостью пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материла.
  4. Затруднения с разработкой контролирующих материалов.
  5. Отсутствуют некоторые обязательные разделы.
  6. Не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области.
Ткач С.С.30.11.2012 91610 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar