РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Волонтёры-профориентаторы помогут выбрать профессию по душе!

Волонтёры-профориентаторы помогут выбрать профессию по душе!
ВОЛОНТЁРЫ-ПРОФОРИЕНТАТОРЫ ПОМОГУТ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ ПО ДУШЕ!

Коробченко Галина Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Межшкольный учебный комбинат № 3»
 

Аннотация: В настоящее время актуальность профориентационной работы возрастает с каждым годом. Учитывая необходимость введения новых эффективных форм профориентационной работы с учащимися разных возрастов, в предложенной статье предлагаю рассмотреть результаты внедрения деятельности волонтёрского отряда «Найди свою планету».

Отрочество – это период первичной, амбивалентной оптации. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям[3;4].

Ушедшие в прошлое старые формы профориентационной работы с учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, потребовали появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на наш взгляд, может стать одной из таких форм работы. Идея создания волонтёрского отряда «Найди свою планету» возникла с учетом того факта, что подросткам намного легче понять позицию своего ровесника и раскрыться, нежели выразить свои сомнения взрослому человеку.

Целью деятельности волонтёрского отряда является знакомство учащихся с многообразием мира профессий, развитие коммуникативных навыков и познавательных психических процессов, формирование умения осознавать особенности своей личности.

Поскольку развитие способности к осознанному выбору - процесс длительный и личностно-ориентированный, деятельность волонтеров – профориентаторов носит комплексный характер и рассчитана на учащихся от 5 до 11 класса, предполагая познавательную и социальную направленность.

Стремясь учитывать возрастные и психологические особенности школьников, мы предполагаем возможность использования широкого спектра форм (а также методов и приемов) педагогического и психологического характера, от обычного урока до игрового тренинга.

Полезный жизненный опыт, знания, приобретают также и старшеклассники, организующие профориентационные мероприятия. Главное здесь - активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему! По принципу «равный-равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на мероприятиях, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

Целевая группа, с которой работают волонтёры: дошкольники и начальная школа; учащиеся 5-7 классов; учащиеся 9-11 классов.

Волонтеры-профориентаторы участвуют в следующих мероприятиях:

  • Мероприятие «Ярмарка профессий» - ежегодное профориентационное мероприятие, предоставляющее информационно-развивающее пространство для старшеклассников в определении своей профессиональной траектории оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда: презентациями профессиональных учебных заведений г. Красноярска, мастер-классами по различным сферам деятельности, организационно–деятельностными профориентационными играми для учащихся старших классов. Волонтёры выступают на нём: ведущими торжественной части, кураторами школьных групп, фото и видео операторами, интервьюерами.
  • Конкурс детских рисунков «Профессия моих родителей» - совместная детско-взрослая деятельность, позволяющая развивать интерес у ребёнка к миру разных профессий. Волонтёры проводят сценические постановки в образах героев известных сказок, связывая сценарий мероприятия с профориентационой деятельностью.
  • Мероприятия «Дни профессий» - это мероприятие, основной идеей которого является информационно – просветительская профориентационная работа с учащимися через презентацию областей профессиональной деятельности.

Волонтёры организовывают мастер-классы, проводят викторины и конкурсы, анкетирование и берут интервью у учащихся об организованных мероприятиях.

Результатом этих мероприятий является развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа "Я"); приобретение первоначального опыта в различных сферах профессиональной деятельности.

Волонтёрский труд не оплачивается. Волонтёры - не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность - это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.


Список литературы:
1. Самоопределение и выбор профессии: Программа профессионального курса для молодежи: часть1. – М.:ВНПЦ профориентации, 2001г. - 132с.
2. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: ЧЦ «Перспектива», 2002г. - 52с.
3. Истратова О.Н. Практикум по детской псхокоррекции:игры, упражнения, техники.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010 г.-349 с.
4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Большая книга подросткового психолога. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010 г.- 636 с.
5. Технология профессионального успеха. Учебник для 10-11 классов, под. ред. С.Н. Чистяковой. – М, 2003г.
Коробченко Галина Юрьевна09.12.2012 18490 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar