РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Взаимодействие субъектов образовательного процесса в период адаптации в дошкольном учреждении

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в период адаптации в дошкольном учреждении
Терентьева Светлана Аркадьевна,
воспитатель, 1 квалификационная категория,
МБДОУ «Детский сад №16»
(Россия, город Лысьва Пермского края).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В настоящее время достаточно актуальна проблема адекватной, безболезненной адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению, проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Изменение образа жизни малыша приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния, следствием чего являются негативные проявления во всех видах деятельности, снижение активности детей и отклонения в поведении.

Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным. Особо важным становится взаимодействие всех субъектов педагогического процесса (в т.ч. детского сада и семьи) с целью обеспечения снижения эмоционального дискомфорта в период его адаптации. В дошкольном детстве ребенок только учится управлять своими эмоциями, а значит, и своим поведением. Помогая малышу распознавать свои эмоциональные состояния (осознавать — значит уметь четко выделять отдельные внутренние состояния и называть их), мы даем ему возможность обрести контроль над своими переживаниями, учим облекать их в социально приемлемые формы.

Цель работы является изучение особенностей детско-родительских отношений на коррекцию поведения детей при адаптации и взаимодействия всех участников педагогического процесса для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада

Задачи работы:

  1. Изучить проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению.
  2. Отобрать систему диагностических методик с целью изучения влияния особенностей родителей на коррекцию поведения детей в период адаптации.
  3. Изучить эмоциональное отношение родителей к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
  4. Разработать модель психолого-педагогической коррекционной работы, направленную на коррекцию аффективного поведения детей

Опыт моей работы может быть использован психологами и педагогами для диагностики детей и их родителей в период адаптации к ДОУ, что позволит предотвратить или уменьшить количество аффективных отклонений, возникающих в результате прихода ребенка младшего дошкольного возраста в детский сад, и способствующих нормальному эмоциональному развитию детей в этот период.

Работа была проведена с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями, специалистами ДОУ (педагогами, музыкальным руководителем, медицинскими работниками).

Система психолого-педагогической работы включала три этапа.

1 этап. Диагностико-прогностический. Цель данного этапа: изучение особенностей родительско-детских отношений на коррекцию аффективного поведения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению; выявление уровня адаптации детей к условиям ДОУ. Были проведены следующие методики: анкетирование родителей; наблюдения; опроса родителей; психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)[6]; изучение особенностей родительской позиции по отношению к конкретному ребёнку («Тест-опросник родительского отношения» (А.Я.Варга, В.В.Столин)) [8]; исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения; анализ медицинских карт.

Выбранные диагностические методики позволили изучить особенности влияния родительско-детских отношений на коррекцию аффективного поведения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению; выявить уровни адаптации детей к условиям ДОУ.

Полученные в ходе исследования данные доказывают, что для детей младшего дошкольного возраста характерно аффективное поведение, на особенности адаптации влияет характер отношений родителей к ребенку, понимание или непонимание проблем ребенка.

Анализ анкет познакомил с условиями, мнениями, наблюдениями родителей за своими детьми в семье, по поводу готовности их детей посещать ДОУ, об проходящем адаптационном периоде. Анкетирование выявило воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. На основании анкетирования можно дать предварительную оценку адаптационного периода каждого ребенка; выявить круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

Метод анализа медицинских карт сориентировал на прогнозирование течения адаптации.

В процессе наблюдения и фиксации параметров адаптации детей к ДОУ выявляются степень предполагаемой адаптации: легкая, средняя и тяжелая форма.

«Тест - опросник родительского отношения» (А.Я.Варга, В.В.Столин) сориентировал на изучение особенностей родительской позиции по отношению к конкретному ребёнку.


В качестве одного из ведущих направлений коррекционной работы осуществляется работа с семьей, педагогами, специалистами с целью принятия ими личности ребенка, понимания его индивидуальных особенностей развития, признание значимости эмоциональных процессов, как особой формы регуляции, осуществляющей направленность и динамику поведения детей.

2 этап. Собственно коррекционная работа (формирующий эксперимент), в которой выделено содержание работы с родителями, с ребёнком, с педагогами.

В работе использовались разные методы и формы.

Одним из важных моментов в работе с детьми было блокирование деструктивного аффекта, снятие его последствий и возвращение ребенку утраченного эмоционального благополучия. Именно на решение этой задачи была направлена «эмоциональная гимнастика», в которую включались игры, а также занятия с детьми, состоящие из трех взаимосвязанных фаз. 1 фаза была направлена на то, чтобы снять первое бурное проявление аффекта, эмоциональное возбуждение («сбить аффект»), не дать ему зафиксироваться. На 2 фазе достигалось общее расслабление в движениях, позе, мимике. 3 фаза должна была восстановить прежнее спокойное настроение ребенка.

Процесс формирования замещающей привязанности начинался в играх на установление тактильного контакта с чужим взрослым, опосредованного каким-либо предметом («Веревочка», «Колечко», «Погуляем с куклой» и др.). Использовались также игры, легко запускающие двигательную активность и заряжающие ребенка положительным эмоциональным настроением (с движениями, ритмичными прыжками, бегом и т.д.). Это игры: «Веселый дождик», «Догонялки», «Прятки».

Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводилось в игровой форме. Для этого первое знакомство с воспитателем и детьми проходило в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке. Были проведены серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище. Использовались игры знакомства с детьми и воспитателем: «Давайте познакомимся!», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости я буду угощать» и другие.

Следующим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме: «Расскажи стихи руками», «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти». После игр направленных на знакомство, применялись отвлекающие внимание от нового ребенка, игры на территории детской площадки: «Карусель», «Надень и попляши».

На протяжении всего адаптационного периода проводились игровые занятия, вначале в присутствии мам. Основными задачами таких занятий были: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень - очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей» и другие.

Использовались также в работе приемы, которые позволяли затормаживать отрицательные эмоции малышей: игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки»; пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Домик» монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур); сжимание кистей рук (малышу предлагали резиновую игрушку-пищалку); рисование фломастером, красками; игры - цвет-настроение: «Неваляшки», «Какой огонек в твоем домике», «Цветные дорожки»; игры с моментами психодрамы: «Мишка потерялся», «Медвежонок идет в детский сад», «Игрушечный детский сад», «Капризка».

В основную часть занятий входили игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. Завершались занятия играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Каждое занятие проводилось в несколько этапов, игры по ходу варьировались в зависимости от реактивности детей.

Серия игр была направлена на сохранение положительного эмоционального состояния ребенка в течение дня, расширение контактов ребенка с взрослыми, детьми. Он включал музыкальные игры и элементы музыкотерапии (музыка звучала в утренний прием, был специально сделан подбор фонотеки, проводились музыкальные занятия).

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Занимаясь музыкой с детьми, нашей целью было стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные игры и упражнения как средство развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении детей в период адаптации к ДОУ. Занятия музыкой включали в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки; пальчиковые и жестовые игры; телесные (контактные) игры; игровой массаж; подвижные игры; музицирование на детских музыкальных инструментах. Детям были предложены игры на различение темпа и силы звука, например, «У ребяток ручки хлопают», «Медведь идет, лисичка бежит, зайчик скачет…» и т.д.

Для слушания музыки в младшем дошкольном возрасте были выбраны небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждало детей, а слишком быстрый темп затруднял восприятие мелодии, вызывал неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность. Использовались инструментальные и вокальные произведения следующих композиторов – классиков: П.И.Чайковского, М.И.Глинки, Н.А.Римского-Корсакого, И.С.Баха, В.А.Моцарта и многих других. Именно классическая музыка способствовала наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей. Детям предлагалось рисование во время слушания музыки.

Наряду с традиционными видами занятий, использовались и занятия особого вида – сюжетно- игровые. Фронтальные методы работы обязательно сочетались с индивидуальными. Репертуар: – «Догони зайчика» Е.Тиличеевой, «Мышки и кот» Т. Бабаджан, «Мячик» Р. Рустамова, «Пляска-приглашение» В. Журбинской.

Использовались игровые сюжеты, основанные на игровом образе воспитателя, который в течение всего занятия находился в разных ролях: бабушки, кота, курицы-наседки, мамы-мышки, мамы-кошки и другие. Особенно ярко дети воплощали игровой образ в музыкальных играх-драматизациях по русским народным сказкам: «Теремок», «Репка», «Колобок», драматизация сказки «Как собака друга искала», инсценирование потешки «Курочка Рябушечка». Выполнялись упражнения по подражанию, благодаря которым, дети овладевали способами эмоциональной передачи образов, регуляции своего психоэмоционального состояния, осваивали правила поведения,

Очень полезно заниматься вместе с малышом детским творчеством – лепкой, рисованием разноцветными карандашами и красками, созданием поделок из соленого теста. Для поддержания интереса детей к деятельности были использованы стихи и загадки; иллюстративный материал, игрушки; игровые приемы.

Одной из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет. Важную роль в облегчении адаптации играет предметно- развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Приветствовалось, когда дети приносили с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку и тарелочку, которой пользовались они дома. В группе были фотоальбомы детей и их родителей, что бы малыш мог в любой момент увидеть своих близких и не тосковал вдали от дома.

Параллельно осуществлялась работа с мамами, задачей являлась гармонизация отношений между матерью и ребенком. Мамам предлагались опросники, которые выявляли состав семьи, изменения в жизни семьи за последние годы: рождение, разводы, новые браки и т.п., включались вопросы, касающиеся особенностей развития ребенка и внутирисемейных отношений, вопросы на выявление темперамента ребенка, эмоциональный тест «Я и моя семья», который выявил особенности эмоционального климата семьи, место и роль матери во внутрисемейных отношениях. Мамы писали мини-сочинение «Рассказ мамы о ребенке», с целью оптимизация эмоциональной атмосферы семьи.

Для родителей в родительских уголках вывешивалась информация, выдавались памятки, рекомендации, проводились индивидуальные консультации, родительские собрания: «Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста», «Первые дни в детском саду», «Особенности поведения ребенка», «Расставание с мамой», «Когда родителям целесообразно приводить ребенка в дошкольное образовательное учреждение», «Как родителям готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение», «Что делать, когда возникают трудности в адаптации». Задачей этой работы являлось повышение компетентности родителей о психологическом и эмоциональном развитии детей; проблеме аффективного поведения ребенка в период адаптации к ДОУ.

В помощь воспитателями проводились: индивидуальные и подгрупповые беседы, консультации «Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению», «Адаптационный период, его фазы», «Работа с родителями новых воспитанников», «Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»; предложены памятки для воспитателей «Организация педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя младших дошкольных групп)»; решались проблемные ситуации, подбирались упражнения, игры для психологических этюдов, для психогимнастики с детьми.

3 этап. В январе проведено повторное исследование детей и родителей, с целью изучения результативности коррекционной работы (контрольный эксперимент). Из всего комплекса методик, проведенных на 1 этапе, были выделены две.

Проведена оценка эмоционального благополучия детей, эта характеристика была выбрана как показатель адаптации ребенка к ДОУ. При этом использовалась уже опробованная методика исследования эмоционального благополучия детей. Также была проведена повторно методика «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)».

Проведенная работа показала, что успешная адаптация детей младшего возраста к дошкольному учреждению способствует их эмоциональному развитию. Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлексивность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка. В поведении матерей стало меньше эмоциональных срывов, раздраженности, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку, стремление самостоятельно принимать решения, желание изменить отношения в семье.

Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по адаптации детей к ДОУ с детьми, родителями, педагогами являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса дети успешно прошли период адаптации. Педагоги, родители, музыкальный руководитель, медицинский работник помогали им социализироваться, приобрести навыки и привычки необходимые для посещения детского сада.

Успешная адаптация - это залог физического и психологического, в том числе эмоционального благополучия ребенка. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.

Список литературы:
  1. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности. // Вопросы психологии. 1991. - №1.
  2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. / А.И. Захаров. - М., 1986.
  3. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка // Психолог в детском саду. 2000. - № 2-3. - С. 130.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Уч. пособие. - М.: Изд-во «Академия», 2011. – 144 с.
  5. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.
  6. Печора К.Л., Пантюхина Т.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении / К.Л. Печора, Т.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева – М., 1986.
  7. Спиваковсская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 1999.
  8. Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) / Психологические тесты. Ред. А.А. Карелина – М., 2001. - С.144-152.
Терентьева Светлана Аркадьевна03.12.2012 54400 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar