РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психолого-педагогические основы здоровьесберегающей педагогики.

Психолого-педагогические основы здоровьесберегающей педагогики.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Белгорода» 

Психолого — педагогические основы здоровьесберегающей педагогики 
(из литературных источников и личного опыта) 

Устинова Татьяна Алексеевна
учитель биологии 
Белгород - 2012 

Хороший педагог —
прежде всего психолог!


Убедительнее и красноречивее чем эпиграф, о важности данной темы сказать трудно.
Актуальность темы «здоровьесбережение» очевидна: здоровье нации оставляет желать лучшего; здоровье школьников вызывает особую тревогу! И вся печальность ситуации усугубляется тем, что мы — педагоги причастны к этому. По мнению специалистов- медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Человечеством движут противоречия. В философии, а точнее, в диалектике есть три всеобщих закона, так называемые диалектико — материалистические закономерности мира. Один из них — закон единства и борьбы противоположностей.
Одно из противоречий, которое движет учителем — это противоречие между желанием достичь высоких результатов обучения и ограниченными возможностями психических ресурсов школьника. Учитель умело должен сочетать высокие требования к учащимся с принципом «Не навреди». При организации учебного процесса стараюсь помнить об одном из правил диалектики — правиле «золотой середины. 

Педагог в своей работе должен учитывать особенности протекания психических процессов (восприятия, внимание, память, мышление, чувства, воля ), психических свойств (способности, темперамент, характер) и индивидуально — психологические особенности школьников.
В психологии разработаны методики успешно компенсирующие дефекты памяти, внимания, некоторые формы интеллектуальных отклонений. Это поле деятельности для школьного психолога.
Я бы хотела акцентировать ваше внимание на чувственно — волевой сфере учащегося. Мне кажется крайне важным, с какими чувствами ребенок сотрудничает со мной.

Эмоциональный фон урока следует учитывать в своей работе по двум причинам:
  • во-первых, положительные эмоции благотворно влияют на здоровье вообще и на психическое здоровье в особенности; и -во-вторых придают знаниям особую устойчивость. Знания никогда не бывают «холодными». 

К чему приводят постоянные отрицательные эмоции?
Накоплено немало данных показывающих, что в основе многих детских неврозов лежат длительные отрицательные эмоциональные состояния. Другая причина возникновения невротических состояний — общая слабость детской нервной системы, несогласованность процессов возбуждения и торможения. А именно неврозы - «поставщики» самых разнообразных заболеваний: сердечно - сосудистых, экземы, иммунодефицита, гастроэнтерологических заболеваний, дефицита массы тела.

Четко вырисовывается причинно — следственная связь: длительные отрицательные эмоции - стрессы - неврозы - соматические заболевания.

Проанализировав статистические данные по нашей школе о неврологических расстройствах и пограничных заболеваниях нервной системы, сделала следующие выводы:
  1. Среди заболеваний лидируют функциональные нарушения ЦНС, болен каждый десятый ребенок. 
  2. С возрастом в 10 раз увеличивается процент заболевания вегето-сосудистой дистонией. 
  3. Общий процент данных заболеваний возрастает с 16% в начальной школе до 35% в старшей школе. 
Разумеется, что в этом виновата не только школа. Плохая экология, неправильное питание, недостаток физической активности также подрывают здоровье школьников.

Есть смысл остановиться подробно на причинах стресса.
Среди многочисленных эмоций, способных нанести вред здоровью, особого внимания заслуживает эмоция страха. Многие дети, особенно 5-6 классов, на уроке находятся в состоянии страха. Они боятся выходить к доске, рассуждать, возражать, боятся быть непонятыми одноклассниками, учителем.
Решением данной проблемы может быть использование некоторых приемов. Например, в этих классах у меня есть 2-4 ученика, которых я никогда не вызываю к доске. Часто использую прием, так называемой, беседы по душам: ученик садится со мной на последнюю парту и отвечает на мои вопросы или рассказывает содержание домашней темы. Иногда приходиться жертвовать успеваемостью ребенка ради сохранения его здоровья.

Ведущий фактор стресса - авторитарный стиль преподавания.
Школьники в данном случае полностью отстранены от процесса творческого обучения и проявления инициативы. Ученическая деятельность строится на жестком регламентировании исполнения поставленных целей, а ученик рассматривается как часть механизма, обеспечивающего выполнение преподавателем учебного плана по предмету. Авторитаризм не требует высокого профессионализма в области непосредственного направления деятельности.
В своей деятельности предпочитаю использовать демократический стиль общения. В этом стиле мне импонирует то, что школьники активно вовлечены в процесс обучения, идет интенсивное двухстороннее общение, учитывается их мнение. С учениками складываются дружеские, доверительные отношения. Но чтобы урок не превращался в балаган, у нас действуют несколько правил. Эти правила мы вырабатываем на первых уроках, в сентябре. Если ученик нарушает правила, напоминаю ему, что мы договорились — как строим отношения, а договор нужно соблюдать. 


Другой, не менее важной причиной стрессовых ситуаций на уроке является недостаточное использование различных технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья
В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
Стараюсь находить поводы и причины для радости. Считаю, что для учителя важно уметь восхищаться своими учениками
Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики.
Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов делает урок позитивным.
Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками - это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии.

Не часто, но использую в своей практике прием «авансирования оценки». Вижу, что ребенок старался, готовился, но не дотягивает до «четверки», ставлю ему «четыре». Есть категория учащихся, которые как-бы они не старались, никогда не будут иметь оценку «четыре». Но ведь эти дети тоже должны испытывать положительные эмоции. Советую родителям, чтобы нашли для ребенка какое-то занятие по душе, где он будет получать радость, удовлетворение от своей деятельности. Ведь чаще всего, именно эти ученики, попадают в категорию риска по причине нашей психологической безграмотности и элементарного равнодушия!

Выше уже упоминалось о необходимости индивидуального и возрастного подхода к учащимся.
Приведу один из примеров собственной практики. В прошлом учебном году в 6 классе один мальчик обратил на себя внимание тем, что неохотно работал на уроке , старался сесть на последнюю парту. Он не мешал вести урок, сидел тихо, лишь бы его не трогали. Я спросила: «В чем причина: не нравится биология?» и получила ответ: «Да, надоело учиться!» К этому ученику пришлось присматриваться больше, чем к другим и более бережно к нему относиться. Поговорила с классным руководителем, с первым учителем, узнала — что за семья. Были случаи поведения, из которых я поняла, что у ребенка, скорее всего невроз. По этому вопросу пообщалась с школьным медиком. Сейчас ученик заканчивает 8 класс, ему нравится биология и он садится на первую парту. Отстранение от учебы — одна из защитных реакций нервной системы от перегрузок, во-первых, и отрицательных эмоций во-вторых.
Стараюсь особенно быть внимательной к детям из неблагополучных семей, где часто бывают конфликты и не всегда есть возможность подготовить домашнее задание. В таких ситуациях действует правило: не подготовился к уроку — предупреди учителя до начала урока.
Особо опасны психологические травмы для учащихся, обучающихся в коррекционных классах. Наложение психической нагрузки на проблемы соматического здоровья приводит к еще большим осложнениям. Есть множество специальных упражнений снимающих негативные эмоции.
Понимая, что отсутствие мотивации процесса познания также играет негативную роль. Стараюсь не только в начале урока объяснить учащимся — зачем мы вместе собрались, но и по ходу урока напоминаю о наших целях и промежуточных результатах. Положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность — это половина успеха. Все эти причины можно рассматривать как недостаточную психологическую культуру учебно-воспитательного процесса приводящую как минимум к к длительным стрессам, а в дальнейшем к неврозам.

Невроз трактуется как функциональное нарушение психической деятельности.
Первые признаки невроза — повышенная утомляемость, сонливость, нерешительность, иногда, наоборот, раздражительность, взрывчатость. Часто, именно учитель советует родителям обратиться к невропатологу.
Физиология неврозов.
Современные исследования показывают, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых глубинных образований головного мозга. Особо важная роль в этом отношении принадлежит гипоталамусу. Именно здесь располагаются центры агрессии и страха.
Но возникшее эмоциональное возбуждение начинает распостраняться и на другие отделы головного мозга вплоть до коры больших полушарий. При этом следует отметить, что внутри головного мозга есть много замкнутых кольцевых путей, по которым эмоциональный разряд может циркулировать длительное время. Вот здесь и кроется опасность длительных эмоциональных переживаний.
Мы неумышленно обидели ученика, сказав неприятное слово или занизив оценку, и забыли об этом. А ученик еще долго может переживать эту ситуацию.

Наряду с вышеизложенным, имеются и другие факторы негативно воздействующие на психику подрастающей личности:
  • перегруженные учебные программы, 
  • несовершенство учебных программ и образовательных технологий 
  • интенсификация учебного процесса. 
  • недостаток двигательной активности. 
  • недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации позитивной педагогики (толерантности, доброжелательности, чувства юмора) 
  • низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья 
  • неблагополучное состояние здоровья педагогов, в том числе и психического 
С целью установления уровня тревожности, как одной из причин низкого уровня качества знаний в 7А классе, было проведено анкетирование. (Качество знаний: 7А — 58%; 7Б — 76%).
Анкета «Оценка напряженности» состоит из 30 вопросов, на которые надо ответить: да- нет — не знаю. Например, такие вопросы:
  • У меня редко бывают боли после напряженной, длительной работы 
  • Я всегда успеваю сделать то, что спланировал 
  • Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки» 
Результаты анкетирования:
  • Учащихся с высоким уровнем напряженности 
7А - 11,00%; 7Б - 5,00%
  • Учащихся с уровнем напряженности выше среднего 
7А - 23,00%; 7Б - 10,00%
  • Учащихся со средним уровнем напряженности 
7А - 23,00%; 7Б - 15,00%
  • Учащихся с уровнем напряженности ниже среднего 
7А - 27,00%; 7Б - 35,00%
  • Учащихся с низким уровнем напряженности 
7А - 16,00%; 7Б - 35,00%

Из результатов анкетирования видно, что 33% учащихся 7А класса имеют высокий и выше среднего уровень напряженности. Аналогичный показатель в 7Б -15%. Следовательно и работать в этих классах нужно по разному.

Рекомендации по снижению эмоциональной тревожности учащихся:
  • предъявляйте четкие требования по большинству аспектов процесса обучения; 
  • оптимизируйте объем домашних заданий; 
  • избегайте конфликтных ситуаций на уроке, не поддавайтесь на провокации отдельных учащихся; 
  • перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение; 
  • самый приятный звук для человека – это его имя. 
  • помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек» 
  • не сравнивайте успехи отдельных учащихся 
  • если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть. 
  • если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. 
Умелое сочетание требований с особенностями психологии школьника и есть одна из главных граней педагогического профессионализма.

Литература
  1. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей « Тандем»,1997. 
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь : Пособие для учителя. 3-е изд., – М.: Вита-Пресс, 2001. 
  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ.– М.: НИИ школьных технологий, 2005. 
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979, 170с. 
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003. 
  6. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003г, №3, 37-40с.
Устинова Татьяна Алексеевна19.12.2012 13410 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar