РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении как средство повышения качества обучения»

«Дифференцированный и  индивидуальный подход в обучении как средство повышения качества  обучения»
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении на уроках как средство повышения качества обучения. 

Сегодня начальная школа работает по новым стандартам 2-го поколения. в качестве базовых целей начального образования приняты следующие: 
  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей 
  2. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка 
  3. Формирование у младших школьников желания и умения учиться 
  4. Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой. 

Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» - это одна из программ начальной школы. Предпосылками для создания УМК стали основные положения теории Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, концепция перспективной начальной школы (А.М.Пышкало, Л.Е.Журовой, Н.Ф.Виноградовой).

Вот уже девятый год я работаю по этой программе и хочу сказать, что комплект сохраняет все лучшее, что накоплено и апробировано в практике преподавания в начальной школе, и гарантирует достижение положительных результатов в обучении и развитии детей. УМК включает учебники и учебные пособия нового поколения, соответствующие требованиям современной школы.
Меня привлекает в комплекте то, что он способствует гармоничному развитию ребенка, позволяет поддерживать устойчивый интерес к учебе, формирует учебную деятельность. К достоинствам комплекта можно отнести его целостность.
Работая по УМК «Начальная школа XXI века», я реализую два типа дифференцированного обучения. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу «больше-меньше», а по принципу «труднее-легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения.

1) Например, урок окружающего мира. Тема: «Охрана животных». Весь класс заранее делится на три группы: «судьи», «защитники», «животные Красной книги».
Дети со слабым уровнем развития были «защитники», им давалось готовое задание, которое нужно было выучить наизусть. Учащиеся среднего уровня обучения были «животные Красной книги», где готовили доклады о животных, входящих в Красную книгу. Сильные ученики были «судьи», где ребята самостоятельно готовили сообщение о том, что запрещает делать «Красная книга».

2) В учебнике Иванова («Русский язык» 3 класс) дается большой объем заданий, который позволяет мне дифференцировать эти задания на уроке. Тема: «Однородные члены предложения». Слабым учащимся дается карточка помощник, где дана схема предложения, по которой ученик разбирает данное предложение. Учащимся со средним уровнем развития дается задание самостоятельно разобрать предложение. А сильным ученикам нужно найти в тексте предложение, которое соответствует данной схеме и разобрать его.
В УМК входят специальные рабочие тетради по русскому языку и математике, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и слабым детям. Существенной особенностью заданий является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Это дало свои положительные результаты.

На уроках ученику предоставляю право выбора путей и способов деятельности. Его участие в обучении заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, гипотез. Идёт коллективное обсуждение наиболее целесообразных путей решения учебных задач. Кроме того, ученику предлагаю право выбора деятельности, партнера, средств обучения.
Например, в учебнике «Математика» (2, 3 классы) два постоянных героя – Волк и Заяц по-разному решают одну и туже задачу (один - правильно, другой – нет, один – рациональным способом, другой – нет). Дети имеют право обосновать целесообразность или правильность любого решения. Таким образом, учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности. В учебниках и рабочих тетрадях УМК заложен принцип дифференциации: даются задания разного уровня сложности и ученик имеет право выбрать задание по своим силам. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Например, на уроке математики дается краткая запись задачи, где есть только условие. Нужно поставить всевозможные вопросы к данному условию. Учащиеся выбирают любой вопрос и решают задачу самостоятельно.
Мне нравится, что в УМК заложены задания поискового, творческого характера (сочинение сказок, загадок, стихотворений, рисование иллюстраций к произведениям). При их выполнении ребята проявляют оригинальность, самостоятельность. Эти задания развивают у детей память, воображение, мышление. Еще ребята пишут рефераты, например, «История образования города Тюмени», «Животные Красной книги», «Растения и животные Тюменского края», готовят презентации. Например, урок окружающего мира 1 класс, тема «Звери-млекопитающие». Предлагаю вашему вниманию посмотреть работу ученика 1 Б класса Сидорова Кирилла.
У ребят формируются познавательные и учебные интересы, им нравится учиться. Дети умеют самостоятельно добывать знания, владеют самоконтролем и самооценкой.

Использование дифференцированного и индивидуального обучения в работе с учетом реальных интеллектуальных возможностей и коммуникативных умений учащихся, позволяет поддерживать и развивать интерес к предмету, обеспечивая высокую активность каждого ученика. Все это дает хорошие результаты учебной деятельности по предметам.

Фадеева Оксана Николаевна20.12.2012 32540 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar