РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация комплексной работы образовательного учреждения по формированию ценности здоровья, его сохранению и укреплению.

Организация комплексной работы образовательного учреждения по формированию ценности здоровья, его сохранению и укреплению.
Организация комплексной работы образовательного учреждения по формированию ценности здоровья, его сохранению и укреплению у участников образовательного процесса. 

Черноталова Галина Викторовна, учитель 
физической культуры, высшей категории 
МКОУ "Спицынская основная 
общеобразовательная школа" 
Шатровского района 

Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего
Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению Очевидным является также утверждение о том, что в сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет оптимальный уровень двигательной активности, а так же стиль жизни современных детей. 

Проблема здоровья школьников становится приоритетным направлением. Ведущими задачами являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, а так же забота о здоровье.
По данным Минздрава, до 60-70% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Состояние здоровья детей и подростков неуклонно ухудшается. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 – 25 %. 

Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников.
Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности. 

В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения невозможна без диагностики.
Поэтому, приступая к работе по формированию ЗОЖ нами было изучено состояние здоровья обучающихся.

Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению. Очевидным является также утверждение о том, что в сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет оптимальный уровень двигательной активности, а так же стиль жизни современных детей.
К сожалению, процент учащихся с заболеваниями увеличивается от начальной ступени к старшей. Особенно высок процент заболеваний, связанных с нарушением осанки и зрения.
По результатам диагностики проводилось анкетирование с целью определения индивидуального стиля жизни учащихся и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни. Анализ анкет дал следующие результаты: высокая личностная значимость своего здоровья отмечается у 67% обучающихся; в то же время проявляется недостаточная адекватная оценка учащимися своего образа жизни (10%), неполное соответствие распорядка дня учащихся с требованием ЗОЖ (24%).

Обобщая вышеизложенные факты, следует отметить, что существует ряд объективных причин, не позволяющих иметь положительную динамику состояния здоровья учащихся, это:
  • наличие заболеваний у детей на момент поступления в школу; 
  • неблагоприятные воздействия окружающей среды; 
  • неправильное питание в семьях с низким уровнем дохода (ниже прожиточного минимума). 
Работа по защите обучающихся от перегрузок, сохранение физического и психического здоровья одно из основных направлений работы школы. 

Приоритетными направлениями в работе педколлектива стали:
  • сохранение и укрепления здоровья школьников. 
  • воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни. 
Исходя из данных направлений в школе была разработана программа «Создание целостной системы воспитания и развития здоровой личности».
Комплексная программа укрепления здоровья в школе – это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия учащихся и персонала; эта программа включает школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду и образование в области здоровья.

Главная цель: воспитание жизнелюбивой, здоровой, гармонически развитой, готовой к созидательной, творческой деятельности.
Программа реализовывалась в три этапа: на первом этапе целью было раннее выявление и развитие индивидуальных физиологических и психических задатков, состояние здоровья, отклонения в физическом и психическом развитии школьника. Проведена психолого-педагогическая диагностика, медосмотр с целью выявления различных заболеваний и определения групп здоровья. Сначала в начальном, а в последующем в старшем звене введён третий час физкультуры. Это позволило существенно увеличить двигательную активность учащихся, снизить утомляемость во время занятий другими предметами. Вопросам здоровья были посвящены уроки ОБЖ, химии, биологии, элективный курс «Азбука здоровья», педсоветы, семинары классных руководителей, тематические классные часы. Возобновили проведение гимнастики до занятий, старшие учащиеся принимают участие в проведении подвижных перемен. 

На последующих этапах также проводилась диагностика, по результатам составлялись диагностические карты, дневники здоровья, в среднем звене введён факультатив «Гигиена школьника.
Вместе со всем педколлективом выстроена система воспитательной работы с учётом спортивных традиций в школе. Школьный спортзал оснащён достаточным количеством спортивного инвентаря и оборудования, имеется нестандартное оборудование, изготовленное своими руками. Хороший стадион: беговая дорожка, площадки баскетбольная, волейбольная, футбольное поле, сектор для метания, два сектора для прыжков в длину, гимнастический городок, тропа здоровья. Всё это, вместе взятое, используется в работе. 

Для более эффективной работы разработали два положения «Самый спортивный класс», и «Лучший спортсмен». Определены критерии по которым подводились итоги, награждение в конце каждой четверти.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому одной из главных задач мы считаем работу с родителями. Эта работа проводится с целью привлечения внимания родителей к проблеме здоровья. В нашей школе налажена работа родительской лектории с доминирующей тематикой здоровьесбережения. Традиционным стало родительское собрание в 1 классе на эту тему. Родители приглашаются на урок физкультуры; на уроке сравнивают своих детей с одноклассниками, видят слабые места, на что обратить внимание в этом направлении. После урока анализ увиденного, беседа о двигательном режиме, правилах занятиями физическими упражнениями. В заключении родители получают памятки о значении совместных занятий с детьми, различными комплексами утренней гимнастики, приглашение на совместные спортивные мероприятиями. Одним из таких мероприятий является устный журнал «Ребёнок должен быть здоровым». Где родители были не только слушателями и зрителями, но и участниками. Так же приглашаются медицинские работники местного ФАПа, работники центральной районной больницы для профилактических бесед о сохранении и укреплении здоровья. 
По-прежнему приоритетным направлением для нас остаётся спортивно-оздоровительная работа.
Развитию в школе различных форм внеклассных занятий в настоящее время придается исключительно большое значение. Внеклассные занятия предоставляют наибольшие возможности для развития у учащихся самостоятельности и индивидуальных способностей. 

Исходя из целей, главными задачами надо считать:
  • повышение массовости в охвате школьников внеклассной работой; 
  • обеспечение большей разносторонности в физической подготовке; 
  • улучшение качества обучения учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам. 
Каждый год в нашей школы разрабатывается план внеклассной работы, задачами которой являются:
  • содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач; 
  • содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся; 
  • углублять и расширять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках; 
  • организовывать здоровый отдых учащихся; 
  • закрепить знания и навыки, приобретаемые в процессе учебных занятий; 
  • выработать привычку к систематическим занятиям физической культурой. 
Главными спортивными секциями являются: легкоатлетическая, баскетбольная. В них занято в общей сложности 30 человек. С младшими школьниками проводятся занятия кружка «Я и моё здоровье».
Традиционным мероприятием является посвящение первоклассников в спортсмены. На протяжении многих лет проводим «Марафон здоровья», приуроченный ко Всемирному Дню здоровья. На протяжении всей недели проходят различные мероприятия: выставки рисунков, книг о здоровье и здоровом образе жизни, беседы по различной тематике, конференция для старшеклассников о вреде курения и алкоголя. Заключительным мероприятием является День здоровья; где участники не только обучающиеся, но и учителя, и родители. Для родителей стали незаменимыми конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья» Семьи победители участвуют в районном конкурсе. Лучшие достижения: 2006 г – 3 место, 2008 – 2 место. 

Массовыми спортивными мероприятиями в нашей школе являются кроссы, туристические походы, лыжные гонки, соревнования по баскетболу и пионерболу, шашкам, шахматам, стрельбе. Каждую четверть проходят Дни здоровья, праздники по спорту, конкурсы, турниры.
Также являемся активными участниками всех районных мероприятий, и добиваемся неплохих результатов. На протяжении нескольких лет обучающиеся нашей школы входят в сборную района для участия в областных соревнованиях, школьных олимпиад.

Анализируя работу над задачей, связанную с организацией здоровьесбережения в образовательной деятельности мы добились следующих результатов:
  • снизился показатель численности курящих; 
  • меньше пропусков по болезни; 
  • показали стабильное состояние профилактической работы (отсутствие учащихся, употребляющих алкоголь и наркотические средства). 
Каждый педагог знал определённую задачу - воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, вовлекать их в оздоровительные мероприятия. Для массового оздоровления детей, старались использовать эффективные, несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе.
Черноталова Галина Викторовна17.01.2013 16550 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar