РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Раскрытие социальной значимости деятельности учителя в трудах отечественных педагогов ХIX -начала XX веков.

Раскрытие социальной значимости деятельности учителя в трудах отечественных педагогов ХIX -начала XX веков.
Автор: 
Остапов Станислав – студент гр. Д-11-ИП-2 
Факультета экономики, истории и права 
КубГУ в г. Славянске-на-Кубани 
Научный руководитель: 
Доцент Щеднова Нелля Григорьевна 

Раскрытие социальной значимости деятельности учителя в трудах отечественных педагогов ХIX -начала XX веков.
Все выдающиеся педагогические школы и направления ХIX -начала XX века включали в себя размышления о ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не исключение. Для дореволюционного времени характерно формирование христианских духовных ценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностей общецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурное наследие), эти ценности мы можем увидеть в работах К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы», Л.Н. Толстого «О народном образовании», П.Ф. Каптерева «История педагогики» и т.д. Так, Лев Николаевич Толстой в Яснополянской школе вводил уроки морали. Для него личностным образцом - педагогическим идеалом - был человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности. Л.Н. Толстой считал, что чем моложе ребенок, тем больше его восприимчивость к воспитанию, а вместе с тем то, что в детстве заложено, то крайне трудно разрушить.[2 стр. 3-6]. Следовательно учитель в воспитании и становлении новой личности играет ведущую роль. Итак, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим "я”. Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства.

Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально, применить свое актерское мастерство.
Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя умение найти верный тон урока, что ярко подчеркивал Л.Н. Толстой в своем труде «О народном образовании». От чего в дальнейшем будет зависеть успех педагогической деятельности учителя. В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению. Где одним из главных действующих лиц данной системы является учитель. Какими же методами должен пользоваться учитель для достижения нормального функционирования воспитательной системы? Например, исследовательскими. 

К идее приоритета исследовательского метода в работе учителя, начиная со второй половины XIX века, обращались Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.Ф. Бунаков, согласно идеям которых, ученик в своей познавательной деятельности применяет те же исследовательские операции, что и ученый. К.Д. Ушинский утверждал, что задача учителя в данном случае "заставлять дитя приводить усвоенные им понятия в разнообразные комбинации". [1 стр. 32- 39]. Кем же является учитель для своего подопечного? Многие педагоги-философы определяют учителя как некий «авторитет», который способен воздействовать на учащегося. Проявление авторитета учителя во взаимодействии с учащимися в процессе воспитания и обучения, а также социальное отношение к педагогической профессии наиболее ярко нашло отражение в творчестве писателей второй половины XIX – XX вв., (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.) обращение к которым позволило выделить некоторые характерные типы учителей, например, учитель-идеал – духовный наставник, обладающий высоким уровнем развития профессионально-педагогических, социально-коммуникативных качеств, способностью и потребностью в творческом самосовершенствовании в профессии, характеризующийся авторитетом личности, образ которого является самым желательным для образовательного процесса. 

Изучение и анализ педагогических идей формирования авторитета учителя показали, что с середины XIX в. под влиянием гуманистических и демократических идей западноевропейских просветителей К. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо и других, а также активизации общественно-педагогического движения в России была сформирована антропологическая концепция педагогики, которая отражала нравственную направленность авторитета учителя и была основана на общечеловеческих ценностях. В контексте антропологической концепции ставилась проблема научной, специальной и психолого-педагогической подготовки учителя, о чем не раз упоминает К.Д. Ушинский в свое работе «Опыт педагогической антропологии». Аксиологическим приоритетом во взаимоотношениях учителя и учащихся стали любовь к детям, уважение в ребенке растущей человеческой личности, служение развитию ребенка, его поддержка, стимуляция творческих сил (В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Н.А. Добролюбов, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, А.Н. Острогорский, П.Г.Редкин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.)[3,10]. 

Авторитет учителя стал рассматриваться не только как средство, обеспечивающее послушание, но и побуждения учащихся к самостоятельности, активности, в основе которого лежали положительное отношение к учителю, его добровольное признание, доверие, уважение, любовь к учителю. В отечественном педагогическом наследии этого периода авторитетный педагог представлялся в качестве образца нравственного совершенства, эталона поведения (В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.).[3].Впервые социальное развитие общества начинало рассматриваться в прямой зависимости от личностно-нравственного состояния и профессиональной компетентности учителя К.Д. Ушинским, в своем труде «Человек как предмет воспитания». Соответственно к учителю выдвигались требования всесторонней подготовки, безупречного знания своего предмета (Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.), владения теоретическими положениями педагогики и психологии (В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.)[4] . 

Владения методикой преподавания своего предмета, позволяющей обеспечить глубокий интерес к нему у учащихся (П.Ф. Каптерев, Н.Г. Чернышевский и др.)[5]. Любви к своей профессии (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.), высокой ответственности, серьезного, добросовестного отношения к своим обязанностям (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.), справедливости (П.Ф. Каптерев и др.), знания особенностей учащихся (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.), педагогического такта (Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.)[7]. Использования дифференцированного подхода к учащимся (П.Ф. Каптерев и др.) [6]. В период 1917-1930 гг. авторитет учителя приобрел социоориентированный характер. Учитель в представлениях прогрессивных педагогов 20-х гг. XX в. (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и др.) становился равным ученику, их связывали дружеские отношения, взаимоуважение, целью воспитания становилась внутренняя свобода личности, развитие творчества ребенка при условии развивающей роли труда. В качестве стиля деятельности учителя приветствовалась педагогическая поддержка. 

Среди значимых качеств педагога, востребованных в рассматриваемый период, выделялись такие, как любовь к детям (П.П. Блонский и др.)[8]; умение найти подход к детям (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская и др.), организовать взаимодействие с ними, создать и укрепить детский коллектив, организовать разнообразную творческую деятельность детей, ученическое самоуправление (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и др.), творчество учителя в классе, умение пробудить у ребенка интерес к своему предмету (Н.К. Крупская и др.)[9]. Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место - утверждал П.Ф. Каптерев, в своей работе «Дидактические очерки» – те или иные свойства ее могут повышать или понижать воспитательное влияние обучения. Итак, в воспитательной и обучающей деятельности учителя, смысл которой все яснее видится как созидание человека,
труд и культура зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Какие методы и какие подходы к учащимся избирает учитель, избрав неверный метод или подход , преподаватель не получит желаемых результатов обучения и воспитания. Учитель должен быть мудрым , добродетельным , созидающим ,обладающим знаниями и умениями человеком , при он будет восприниматься как источник для подражания , как средство стимуляции творческих сил ребенка , побуждения его к самостоятельности и активности. 

Список литературы:
1. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения М.;1961
2. Вахтеров В.П. Спорные вопросы образования М.; 1907
3. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания//Вестник воспитания; 1896; №2
4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения// Под ред. Арсеньева А.М.. - М.;1982
5. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения// Под ред. Арсеньева А.М.. - М.; 1982
6. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.2. Общие вопросы педагогики М.;1958.
7. Лукаций М.А. Л.Н. Толстой О деятельности учителя//Научно-методический журнал Начальная школа М.;2008 №8 стр.68-76
8. Латьшена Д.И. Л.Н. Толстой Народный педагог//Научно-теоретический журнал Педагогика М.;2010 №10
9. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения М.;1985
10.Ушинский К.Д. Проблемы педагогики М.;2002
Остапов Станислав Яковлевич19.01.2013 13820 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar