РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская работа "Влияние приемов учебной деятельности на степень обученности учащихся при обучении математике"

Исследовательская работа "Влияние приемов учебной деятельности на степень обученности учащихся при обучении математике"
Тема: «Влияние приемов учебной деятельности на степень обученности учащихся при обучении математике». 

Содержание.
1. Краткая справка.
1.1 Актуальность
1.2 Ожидаемые результаты
2. Описание проекта
2.1. Программа выполнения работ по проекту (определение этапов, сроки выполнения)
2.2 Научно-методическое обеспечение.

1.1. Актуальность.
В стране происходит бурное развитие науки, техники, искусства. В этих условиях, знания, приобретенные в школе, быстро устаревают. Чтобы не отстать от жизни, активно участвовать в научно-техническом прогрессе человеку приходится и по окончанию школы, на протяжении всей дальнейшей жизнедеятельности постоянно обновлять свои знания. Основы общего образования учащиеся получают в процессе систематического школьного обучения. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации.
Важнейшими задачами школы в связи с этим становятся формирование у всех учащихся устойчивой потребности в расширении и углублении своих знаний. Успешное решение этих задач необходимо не только для подготовки к будущим занятиям самообразованием по окончании школы в течение всей последующей жизни, но и для совершенствования сегодняшнего учебно-воспитательного процесса. Для этого необходимо добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний, формирование приемов учебной деятельности. 

Содержание обучения с переходом из класса в класс усложняется, и для усвоения более сложного содержания, как по структуре, так и по уровню обобщения требуется выполнять все более сложные учебные действия. И если учащихся таким действиям не учат, то возникает несоответствие знаний и действий, в котором лежит одна из причин нарастания у школьников трудностей в учебной деятельности. Чтобы установить нарушаемое единство содержательной и процессуальной сторон обучения, необходимо обучать учащихся приемам учебной деятельности: более сложным задачам должны соответствовать более рациональные способы действий по их усвоению. 

Проблема усвоения учащимися приемов учебной деятельности осознается в теории и должна реализовываться на практике, как необходимость всеобщего развития способностей всех детей и создания ситуации успеха для каждого ученика.

Проблема.
  1. Какой должна быть система отработки умений и навыков учащихся, которая позволит обеспечить рациональную организацию учебной деятельности усвоения уровня предмета и содержания учебного материала каждым учеником? 
  2. Как выстроить урочную и внеурочную деятельность или индивидуальное обучение каждого учащегося, чтобы каждый ученик мог реализовать свои индивидуальные способности? 
Объект. Учащиеся, имеющие разную степень обученности, процесс развития учащихся, учебно-воспитательный процесс. 

Предмет: развитие приемов учебной деятельности учащихся 

Предмет исследования. Содержание, формы, педагогические технологии, методика работы с учащимися, имеющими разную степень обученности 

Цель Влияние приемов учебной деятельности на степень обученности учащихся и выявление сложностей при отработке вычислительных навыков учащихся 

Задачи
  1. Изучить проблему влияния приемов учебной деятельности на изучение теории и отработку вычислительных навыков учащихся 
  2. Определить формы, методы, необходимые для освоения приемов учебной деятельности 
  3. Разработать схему приемов учебной деятельности по некоторым видам учебной деятельности 
  4. Разработать программу индивидуальных занятий 
Гипотеза.
Возможно соответствие знаний и действий учащихся для решения трудностей в учебном процессе.

Методы
  1. Изучение литературы по данной проблеме 
  2. Изучение методических документов 
  3. Анкетирование учащихся по заранее составленному тесту 
  4. Наблюдение, анализ, сравнение, обобщение 
  5. Основные этапы выполнения проекта. 
1. теоретический этап.
  • изучение теоретических основ проблемы и имеющегося практического опыта; 
  • подбор диагностических материалов по направлениям: 
  • творческое мышление; 
  • уровень самооценки; 
  • доминирование правого и левого полушария; 
  • диагностика задатков и склонностей личности 
2. Диагностический этап:
  • стартовая диагностика; 
  • выявление познавательной деятельности учащихся; 
  • сбор наиболее оптимальных диагностик. 
3. Практический этап:
  • реализация программы, технологий с корректировкой в случае необходимости; 
  • промежуточное диагностирование. 
4. Аналитико - прогностический:
  • подведение итогов, изучение результатов; 
  • выявление соответствия целям исследования; 
  • систематизация, оформление результатов; 
1.2. Ожидаемые результаты (Результативность работы):
В условиях класса со смешанным типом способностей, организовывается контроль за усвоением приемов учебной деятельности на разных уровнях усвоения предмета, развитием познавательной деятельности учащихся разного уровня подготовки по направлениям:
  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности; 
  • сотрудничество учителя и ученика; 
  • возможность выбора учеником уровня сложности и трудности контрольного задания; 
  • тематический учет знаний; 
  • поощрение ученика; 
  • соответствие целей контроля целям учебно-воспитательного процесса 

Научно-методическое обеспечение проекта.
Проект написан на основе изучения вопросов возрастной педагогической психологии, психодиагностикой работы по изучению особенностей личностного развития учащихся .
Проект обеспечен необходимым психологическим инструментом, стимулирующим материалом, который соответствует возрастным особенностям учащихся.
Участники: учащиеся 8 классов
Руководитель исследования: Кропотина Г Н

Опытно – эксперементальная работа и ее результаты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Владение системой приемов учебной деятельности называют умением учиться. При этом учащийся не просто овладевает некоторыми умениями и навыками, он учится из многих способов деятельности выбирать наиболее подходящие для данной ситуации. Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта решения учебных задач означает рациональную организацию учебной деятельности ученика.

Продвижение учащихся по уровням образования способствует систематическая работа по формированию у них приемов учебной деятельности. Прием учебной деятельности определяется как система действий, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения учебных задач. Степень овладения учащимися приемов учебной деятельности характеризуется терминами «умение» и «навык», что отражает разный уровень сформированности приема.
Первый уровень – умение - это способность ученика выполнить действия в составе приема, зная способ их выполнения, под активным контролем внимания. 

Второй уровень – навык - это способность ученика выполнить действия в составе приема быстро, автоматизировано.
Третий уровень – применение усвоенного приема и усвоение учебного предмета. А это средство для решения многих других задач.
Если в обучении математике не выделяется такое дидактическое звено, как формирование приемов учебной деятельности учащихся, то они недостаточно используются как необходимая опора для формирования умений и навыков. Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта решения учебных задач означает рациональную организацию учебной деятельности ученика. 

В настоящее время получает распространение в практике такая форма проверки знаний, как тестирование. С помощью тестов, по мнению многих, можно более эффективно проверить уровень сформированности определенных видов деятельности и, исходя из результатов, использовать затем такие методы обучения, которые способствуют переходу учащихся от низкого уровня обученности к более высокому. Но если ученик слабо владеет приемами учебной деятельности, то уровень усвоения предмета с помощью теста будет низким. И надо заметить, что в школьной программе нет контрольных заданий в тестовом варианте. Для каждого уровня усвоения предмета, мы предлагаем варианты разноуровневых заданий, имеющихся в учебнике и в дидактических материалах, которые заранее помечены знаками. Имея тестовое задание и несколько ответов к нему, все ли ученики будет прорешивать его, или ставить ответ наугад? 

Эффективность учебной деятельности ученика зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это то, чего достиг ученик, и то, к чему он стремится. 

Самооценка, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяет судить о том, как происходит процесс развития личности под влиянием учебной деятельности. С возрастом у слабоуспевающих учащихся нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному уровню притязаний. Большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ученик постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Таким учащимся нужна помощь и индивидуальный подход со стороны взрослых, необходимы похвала, поддержка, комплименты, что повышает уровень притязаний ученика и тем самым побуждает его браться за более трудные задачи.

С этой целью
  1. Проанализированы учебные программы и пособия с различными дифференцированными заданиями; 
  2. Подобраны и проведены диагностические методики с целью определения уровня развития способностей (индивидуально-психологических особенностей личности) учащихся с разной степенью обученности; 
  3. уровня самооценки; 
  4. творческого потенциала и мышления; 
  5. познавательного интереса; 
  6. доминирующего полушария. 
Полная комплексная диагностика проводилась по параметрам: 

Полная комплексная диагностика учащихся проводилась по параметрам:
  • обученность (на первом этапе проверяется АУЗ -актуального уровня знаний- Приложение 2); 
  • обучаемость по методике И.П.Третьякова и С.Б. Сербского (Приложение 5); 
  • доминирующее полушарие по методике И.П. Павлова, тест (Приложение 4); 
  • интеллектуальное мышление по методике Г. Мюнстерберга, (Приложении 6) 
  • уровень самооценки по методике Дембо Рубинштейна 
  • выявление типа темперамента по методике Г. Айзенка (круги) 
  • творческий потенциал учащихся по методике Щебетенко А.И. 
  • проведение итоговых работ, наблюдение динамики качества усвоения знаний (Приложение 2 а) 
  • уровень внимания 
Опытно-экспеременальная работа проходила по следующим этапам: 
  1. Диагностический – на этом этапе подбирались и проводились психодиагностические методики по изучению степени обученности учащихся и уровня усвоения предмета по отдельным темам; проводилась подготовительная работа с родителями, определялась готовность родителей и учащихся для участия в работе. 
  2. Практический этап - на этом этапе было организовано экспериментальное обучение учащихся с целью выявления уровня подготовки учащихся; познавательной активности учащихся. В конце этого этапа проводилась повторная диагностика по изучению уровня усвоения предмета учащимися с помощью контрольных срезов, разноуровневых заданий. 
  3. Результативность работы – заключительный этап. На нем обрабатывались и сравнивались результаты, а также формулировались выводы по данному исследованию. 
На первом этапе (диагностическом), я пыталась составить психологический портрет учащихся и определить их индивидуальные познавательные способности. Я определяла отношение ребят к предмету и ко мне, как к учителю. Подобрала методики, которые позволили мне выявить проблемы, над которыми мне предстояло работать, то есть, выявить, что влияет на уровень усвоения предмета при отработке вычислительных навыков и как умеют учащиеся владеть приемами учебной деятельности? 
Проверялись: познавательная активность, интеллектуальное мышление учащихся, творческий потенциал: логическое мышление, внимание, зрительная память, слуховая память, так как развитие способностей учащихся связано с развитием психики, с особенностями переработки информации и принятия решений. Наблюдать за учениками этой параллели начала с 5 класса. Дети одного и того же класса отличались друг от друга по своим интересам, способностям, темпам мышления, подготовке, отношению к учебе, складу характера, степени усвоения изученного материала. Больше всего волновали те ученики, которые по каким-то причинам не могли справиться с выполнением домашнего задания, заучиванием правил и их применением. Первые два года (5-6 классы) посвящаю наблюдениям, изучению психологии детей, диагностике результатов обучения, накапливаю материал для включения учащихся в дифференцированную работу. 

С целью выявления познавательной активности учащихся при изучении математики была предложена анкета (см Приложение 1). Анкета проводилась в начале учебного года в 7 классе. Результаты анкетирования показывают, что математика, как предмет, учащимся нравится, но объяснить почему, многие не могут.

Хотя, знают, что 
С-1 67% родителей применяют математику в работе; 

С-2 57% учащихся отметили, что математика дается им легко, а 43% заучивают или с трудом усваивают. 

С-3 60% отметили, что любят этот предмет и занимаются с увлечением, 40% - чтобы получить хорошую оценку, или чтобы не ругали дома, и есть те, кто не хочет ее вообще учить. 

С-4 62% любят решать упражнения и примеры, с трудом могут решать задачи -7%, 31% примеры и задачи. 

С-5 Познавательная активность учащихся показала степень: высокую – 6%, среднюю - 52%, низкую - 42%. 

С-6 Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки, так как существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Определение уровня самооценки показал, что высокую самооценку имеют 25% учащихся, нормальную 27% и низкую 48% учащихся. С возрастом, особенно у слабоуспевающих учащихся возрастает тенденция к недооценке своих возможностей, что влечет к неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному уровню притязаний. 

С-7. Для понимания воздействия упражнений на мозг человека, необходимо разобраться в таких понятиях как: функциональная асимметрия полушарий и межполушарное взаимодействие. Правое – гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое, равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного п/ш другим. 
Диагностика показала, что 34% учащихся - левополушарные. Легко справляются с письменными заданиями, тестами; любят работать индивидуально. Хорошо запоминают материал абстрактно-логического содержания (доказательства, выводы), особенно на слух, хорошо перерабатываю информацию.
47% - правополушарные. Воспринимают материал зрительно, целиком, но медленно перерабатывают информацию, при восприятии на слух делают больше ошибок, то есть сразу повторить новое не могут. Им необходимы задания в схемах, таблицы, карточки, алгоритмы выполнения заданий, презентации на уроке, работа в группах, парах, предпочитают устные ответы, чем письменные. Необходима помощь со стороны учителя.
Равнополушарные – 19%. Познавательная активность поверхностная. Начатое дело не доводят до конца. Среди них бывают гении. 

С – 8. Чтобы правильно оценить умственную деятельность ученика, необходимо исходить из современных данных о мышлении как о разных способах отражения мира с помощью анализа, сравнения, обобщения. Предметно-действенное 13%, наглядно- образное 62% и словесно- логическое - 17% (могут сформулировать вывод) ; абстрактно-символическое мышление 12%.(усваивают информацию с помощью формул, математических операций)

С – 9. Так что же такое темперамент? Темперамент — это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент проявляется не только в поведении. Это, прежде всего, человеческая индивидуальность, ее природная основа, с которой человек рождается и которая мало изменяется в течение его жизни. Ранжирование показало, что 43% сангвиники, 35% холерики, и 22% флегматики. 

Это личностные, а не умственные способности. Холерикам необходима постоянная смена действий, они не могут долго выполнять одну и ту же работу, сангвиники быстро остывают, теряют интерес к тому, что совсем недавно его волновало, умственная работа их быстро утомляет, флегматики очень медленно настраиваются на работу
Результаты анкетирования заносились в диагностическую карту индивидуальных познавательных способностей учащихся по каждому классу. 

В тестировании принимали участие 75 учащихся 8 классов. Творческий потенциал составил 48%, любознательность 42%, зрительная память 84%, слуховая 32%, постоянство – 42%, сосредоточение - 33%.
Из них способны хорошо усваивать предмет: 24%; необходима помощь 59% учащихся; с трудом усваивают предмет 11%; не могут усваивать 6% учащихся. 

Определялась общая картина всего класса и индивидуальная каждого ученика в отдельности. Сопоставление индивидуальных познавательных способностей учащихся, позволило мне составить психологический портрет каждого ученика. Определилось отношение каждого ученика к учебе, подготовке, степени усвоения предмета, проблемы при отработке вычислительных навыков при обучении математике. 

На втором этапе (практическом) реализовывались технологическая карта педагогических технологий, цель применения которых:
  • вовлечение каждого школьника в учебный процесс; 
  • создание условий для развития учащихся; 
  • определение эффективных методов и приемов в учебной деятельности, соответствующих структуре личности каждого учащегося; 
  • предоставлении учащимся вариантов деятельности для формирования умений и навыков самосовершенствования. 
Предпочтение отдаю технологии дифференцированного обучения, автор Гузик. 

Определялся уровень обученности учащихся. После объяснения нового материала и показа образца применения нового материала в аналогичной и измененной ситуациях, проводятся самостоятельные работы, для проверки уровня усвоения.. Как только, 5 – 6 учеников, выполнят задания, собираю рабочие записи у всех. Результаты степени обученности проверялись по шкале В. Симонова. 

Например: при изучении темы: «Решение линейных уравнений» первая самостоятельная работа показала, что
4 - й уровень степени обученности, высокий, его достигли 15% учащихся –
3 - й уровень степени обученности – понимание. Его показали 20% учащихся. Это нормальный уровень.
2 - й уровень степени обученноси – запоминание. Низкий уровень, его показали 48% учащихся. ( См технологию В.Симонова - уровни обученности.)
1-й уровень 17% 

После этого провожу коррекцию знаний с учетом психо-физиологических данных учащихся. Учащимися отрабатываетя прием .И провожу вторую проверочную работу, результат которой показывает, что увеличилось число учеников на третьем и четвертом уровнях, . Учащиеся с 1 и 2 уровней лучше справляются с работой. 

Составлялась характеристика видов учебной деятельности, которая состоит из 4 уровней:
  1. воспроизведение знаний с подсказкой; 
  2. воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации; 
  3. применение знаний в незнакомой ситуации; 
  4. творческая деятельность. 
Затем проводила диагностику обученности учащихся по уровням, которая показывала, что учащиеся первого и второго уровней плохо знают теорию и не владеют приемами учебной деятельности; либо ориентируются в теории, но не владеют приемами учебной деятельности, хотя и знакомы с ними. На третьем и четвертом уровне - хорошо знают теорию и владеют приемами учебной деятельности, самостоятельно находят приемы для решения новых задач в любых ситуациях. Но до этого уровня доходят не все учащиеся. Чтобы учащиеся достигали третьего уровня, необходимо учить их овладевать приемам учебной деятельности, ( это знание формул, правил, умение определить тип задания, знать свойства и способ его решения) а не способам решения отдельных задач, примеров, уравнений. 

После этого провожу коррекцию знаний с учетом индивидуальный данных учащихся. Учащимися отрабатываетя прием усвоения темы.
После этого провожу уроки - консультации, работу в парах сменного состава применяю каточки-минутки, алгоритмы, которые позволяют быстро проверить уровень усвоения материала.
И провожу вторую проверочную работу, и результаты сравниваю, видно, что увеличилось число учеников на третьем и четвертом уровнях. Учащиеся с 1 и 2 уровней лучше справляются с работой. 

На третьем этапе (заключительном)
Обрабатываю и сравниваю результаты
Если учащимся, которые нуждались в помощи, не предлагать варианты деятельности с учетом их индивидуальных возможностей, то степень обученности бедет низкой. В качестве поддержки эти учащиеся на первых этапах изучения темы имели памятки, алгоритмы решения. При этом учащийся не просто овладевает некоторыми умениями и навыками, он учится из многих способов деятельности выбирать наиболее подходящие для данной ситуации. Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта решения учебных задач означает рациональную организацию учебной деятельности ученика. Владение системой приемов учебной деятельности называют умением учиться.

Вывод
  • Успехи всех складываются из успешного продвижения не большинства, а каждого. 
  • Но каждый продвигается индивидуально. 
  • Значит, имеет право на свой темп, свой путь и свой потенциал возможностей. 
Кропотина Галина Николаевна21.01.2013 39340 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar