РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся начальной школы.

Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся начальной школы.
Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся начальной школы. 

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции. Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям... Одной из таких технологий является технология дифференцированного обучения, которая позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся.
Как известно, дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. 

Чаще всего учитель работает в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями.
Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы. Решается проблема неуспеваемости потому, что каждый учится так, как может. Именно поэтому в классе улучшается психологический климат. Учащиеся с низкими учебными воз-можностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации. Проблема преодоления неуспеваемости - это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим. 

Использую этот метод уже достаточно давно, начинаю его применять с первых дней ребенка в школе, на любом этапе урока. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно – ориентированного подхода, опробованных и освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его оптимизации.
Класс делится на три группы, причем уровень сложности задания ребенок выбирает сам. В самом начале применения метода дети иногда завышают или необоснованно занижают свои возможности, но постепенно каждый учится выбирать необходимое. 
  • 1 уровень - самый легкий 
  • 2 уровень – рассчитан на среднего ученика 
  • 3 уровень – повышенной сложности. 
Приведу примеры. 

На уроках обучения грамоте даю задание:
При изучении буквы с даются слоги
са, во, ка, со, ни, си, по, ру, то, су, се, ми, ва, ло, сы.
  • 1 уровень – найди слоги с буквой, подчеркни букву с 
  • 2 уровень -придумай слово со слогом. Запиши. 
  • 3 уровень – придумай рассказ. 
Урок русского языка во втором классе:
Сле.., тра..ка, клу.., камы.., сапо.., моро.., избу…ка, ле…ка.
  • 1 уровень - вставь пропущенные буквы. 
  • 2 уровень – запиши проверочное слово. 
  • 3 уровень – придумай и запиши предложения. 
Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности. При таком «расслоении» каждый вносит посильный вклад в урок. Учащиеся, испытывающие трудности, обретают уверенность, охотно отвечают, свободно включаются в работу. За отведенное на задание время некоторые дети успевают сделать не только свой уровень, но и работают дополнительно, что исключает проблему свободного времени на уроке. Проверяется задание тоже по уровням, причем в обсуждении «чужого» задания может участвовать любой ученик. Все это способствует развитию речи, свободному владению изученным материалом, умению доказать свою точку зрения.
При решении задач, которые не каждый учащийся любит и может решать, также использую этот метод.

Задача. На аллее памяти посадили 15 берез, а лип на 8 больше. Сколько всего деревьев посадили?
  • 1 уровень – реши задачу 
  • 2 уровень – измени вопрос. 
  • 3 уровень – придумай аналогичную. 
Дети знают, что каждый следующий уровень, предполагает сначала решение предыдущего, а потом выполнение выбранного задания. 

При учитывании уровня готовности учащихся к восприятию учебного материала ,при реализации психолого - педагогических условий, грамотном использовании методик дифференцированное обучение может служить основой интеллектуального развития младшего школьника, будет способствовать повышению качества и объема знаний, самооценки учащегося, развитию компетенций субъектов образовательного процесса.

Становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума. Идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий.

Например:
  • составление текстов диктантов: 
  • составление карточек-заданий по изученному материалу; 
  • составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 
  • сочинение лингвистических сказок (миниатюр); 
  • работа с дополнительной литературой; 
  • проверка индивидуальных заданий, выполняемых 
  • учащимися ,которые имеют более низкий уровень подготовки; 
  • выполнение обязанностей консультанта при групповой работе; 
  • работа «учителем» (проведение фрагментов урока). 
Школьникам необходимы опорные схемы, таблицы. В классе должен быть стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме, на парты кладутся словари и «папка-помощница»
Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания .Например ,если весь класс пишет диктант, то слабые учащиеся выполняют задание на карточке. 
Образец карточки-задания.

Наступление весны.
Зима к…нчает(?)ся, начинается весна .День становит(?)ся светлее, воздух теплее. Со…нце руш…т снежн… крепости.Зима (н…) (з,с)д ает(?)ся без боя. Ночью моро(с,з) заковывает землю. Утром вверху бл…стит со…нце,а на белой земл... по… вляют(?)ся сини… тени от деревьев. У д…мов шумят вороб… и, и под крыш… й соби- рают(?)ся голуби.
Обычный диктант не показывает реального состояния орфографической грамотности слабых школьников, а задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся. При объяснении нового учебного материала или во время его закрепления слабым учащимся предлагаются опорные карточки, так как им требуется зрительно-текстовая опора и индивидуальный темп работы. 

Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение следующих условий:
  • учитель хорошо знает школьника ,его индивидуальные и психологические особенности, его сильные и слабые стороны; 
  • ученики достигли определенного уровня умений самостоятельного приобретения знаний; 
  • в классе есть коллектив; 
На наш взгляд, схема урока дифференцированного обучения может быть следующей:
  1. Совместная постановка задачи. 
  2. Дифференцированное повторение необходимого материала. 
  3. Совместное изучение нового материала.(Для учащихся III группы он повторяется в облегченном варианте. Если материал уже знаком, возможно что учащиеся I и II группы работают по учебнику, а III группа с учителем. 
  4. Дифференцированное закрепление. 
  5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников. 
  6. Общая проверка усвоения материала. 
  7. Дифференцированное домашнее задание. 
При планировании урока мы
  • во-первых, определяем систему знаний, умений, навыков ,подлежащих усвоению. 
  • Во-вторых, подбираем тексты упражнений, определяем способы их выполнения. 
  • В-третьих, выделяем наиболее сложные вопросы, которые могут затруднить учащихся 
  • В-четвертых, продумываем пути взаимодействия групп ,рациональные приемы проверки результатов. 
В начальных классах любой урок можно начинать с пятиминутки чтения и орфографической разминки Пятиминутки могут строиться по-разному: «жужжащее» чтение, «представление» прочитанной книги ,вопросы учителя и учеников по прочитанным книгам. Орфографическая разминка в форме словарных диктантов по орфографическим темам: безударные гласные в корне, чередующиеся гласные.
Работа с деформированным текстом, текстовые диктанты.
Как может осуществляться дифференцированный подход на различных этапах урока?
На этапе введения нового материала сильные учащиеся получают задание самостоятельно прочитать литературу, проанализировать текст. 

Учащиеся II группы также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме.
Слабые ученики нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руководством учителя, который использует наглядно-опорные материалы.
На этапе закрепления учащиеся выполняют различные виды заданий, уровень сложности которых постепенно повышается, так как и слабым ученикам постоянно работать на облегченном материале нельзя — затормозится их развитие.
Роль учителя в работе с каждой из групп меняется: ученикам I группы, которые работают самостоятельно, он дает в основном общие указания о требованиях к выполнению задании, а также о путях и способах выполнения. Ученики II группы получают более детальные комментарии. 

Нельзя недооценивать роль самостоятельной работы для учеников III группы. Если их лишить возможности упражняться самостоятельно, они могут привыкнуть действовать только по образцу и только с посторонней помощью. Но, с другой стороны, они больше остальных нуждаются в постоянной помощи учителя. 

Я считаю, что дифференцированное домашнее задание для учеников I группы должно быть направлено на расширение и углубление знании, умений и навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода; задания для учеников II группы - на углубленное изучение нового материала. У школьников III группы домашние задания служат закреплению основ изу-ченного и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках. 

Таким образом, дифференцированная работа должна тщательно планироваться на всех этапах урока.

Итак, мы доказали
  • актуальность предложенной темы в свете развития компетенции субъектов образовательного процесса; 
  • выделили вопросы ,требующие доработки в плане практической организации дифференцированного обучения; 
  • рассмотрели разные подходы к определению уровня обучаемости; 
  • предложили критерии деления школьников на подгруппы; 
  • выдвинули варианты разнообразных заданий ,направленных на развитие компетентной творческой личности; 
  • предложили схему проведения урока в технологии дифференцированного обучения; 
  • очертили круг работы учителя при планировании урока; 
  • рассмотрели дифференцированный подход к обучению на разных этапах урока. 
ЛИТЕРАТУРА
1.Ушинский К.Д.Методика начального обучения М.1968 г.
2.Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника
М.1989 г.
3.Калмыкова З.И.Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога
М.1982 г.
Дорожко Любовь Владимировна21.01.2013 60940 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar