РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Взаимодействие с родителями при работе с одарёнными детьми.

Взаимодействие с родителями при работе с одарёнными детьми. 
 
Решетникова С.Н., 
учитель начальных классов 
МБОУ «СОШ №12» 

«Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». 
[1: 58]. 

В развитие одарённости в первую очередь должны быть заинтересованы родители. Именно они с малых лет поддерживают ребёнка в его начинаниях и формируют его одарённость .Они просто обязаны создать для этого все необходимые благоприятные условия. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок мог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Воспитание начинается в семье: воспитывают все поколения друг друга, поэтому род, семья должна сохранять традиции и коллективно работать на развитие талантливого ребёнка. Однако нельзя забывать, что воспитание начинается в семье. Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы» [13:16].Родители обязаны принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов, стремиться развивать личные качества: уверенность, которая основывается на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе самом, интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску, уважение к доброте, привычку опираться на собственные силы…. 

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий: 
  1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношение с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т. п. 
  2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером. 
  3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. 
  4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания одарённых детей 
[3: 220 –221]. 

Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. . . 
Школьное образование – это та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Школьный этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребёнка. 

Практическая задача – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одарённых детей, представить систему работы с родителями. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Быть родителями на самом деле сложное задание. Оно становится ещё более сложным , если человек является родителем одарённого ребёнка. Какие советы по воспитанию могут стать полезными в этом случае? Зачастую воспитание детей требует специальных навыков. И.В.Гребенщиков пишет: «Родители должны обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей. Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается тот же классный руководитель или учитель» [2: 12,15]. 

Работа с одарёнными и способными учащимися , их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности нашей школы. Эффективным на наш взгляд является создание на базе школы «Родительской школы» 
Цель работы - создание условий для оптимального развития детей, знакомство родителей с эффективными навыками взаимодействия с детьми и подростками и обучению сохранения комфорта отношений с учётом особенностей детей с признаками одарённости. 
Задачи - выявление одарённых детей с использованием различных диагностик, отбор средств обучения и воспитания, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности, развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира. 

Осуществляя многогранную работу с родителями, мы пытаемся предотвратить разрыв воспитательного влияния школы и семьи, организовать постоянную и широкую информированность родителей о воспитательном процессе и успехах учащихся. Основными 
( традиционными) формами работы являются: индивидуальные, групповые, семейные консультации, лектории, анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной теме, подбор научной и практической литературы для родителей, связь с системой дополнительного образования, родительские всеобучи, собрания, конференции по обмену опытом, консультации, вовлечение родителей в организацию досуга детей, в проведение внеклассных мероприятий, посещение семей на дому с целью изучения семейных традиций. Нетрадиционные : деловые игры, регламентированные дискуссии, вечера вопросов и ответов. Кроме перечисленных форм работы с родителями упоминаются: деловые доклады, собрания актива класса, совместные экскурсии в музей и театры.. В работе родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям творческих успехов своих детей. Здесь выделяется тесная взаимная работа учителя и родителей, направленная на достижение поставленных целей. 

«И родители нужны школе и она нужна сегодня семье. 
Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. 
Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь одарённого ребенка становится беднее» [5: 20]. 
«Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое» [4:165]. 

Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность выбранной темы и рекомендовать учителям уделять большее внимание проблеме систематической работы учителя с родителями одарённых детей. Так как от неё зависит результат обучения, воспитания и формирования всесторонне развитой личности ребенка, а следовательно и всего будущего поколения. 

Литература: 
1.Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости.-Москва,1986.. 59 – 61. 
2 .Гребенщиков И. В. Школа и семья. – Москва, 1985. 
3. Подласый И. П. Педагогика т. 2 – Москва, 1999. 
4. Популярная психология для родителей. Под ред. А. А. Бодалева– Москва, 1988. 
5. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. – 1985,№ 9. – С. 19 – 21. 
6. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. – Москва, 1990.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены