РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья на тему "Личность учителя в современной школе"

Статья на тему "Личность учителя в современной школе"
Личность учителя в современной школе. 

На всем протяжении развития педагогики за сменой исторических эпох следовала смена различных типов педагогов:
  • средневековый педагог – догмат, строго следующий канонам; 
  • более свободный разумом педагог эпохи возрождения; 
  • нравоучительный и немного наивный педагог-просветитель … 
и многие, многие другие типы учителей, приходящих и уходящих вместе с очередной эпохой. Наступил новый век и новое тысячелетие, а с ними и новое время. Какие чувства мы испытываем на пороге другой эпохи? Они противоречивы: это и радость, и волнение и ощущение некой пустоты и ожидание перемен. Сейчас стало актуальным подведение итогов. Но гораздо важнее задуматься о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь педагог, занимаясь воспитанием детей, работает практически на будущее. А чтобы создать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, видящим себя и свою профессию через десятки лет.
В последние 10- -12 лет отечественная педагогика стала ориентироваться на изменения, которые произошли в стране и в обществе и которые, в свою очередь, предъявляют новые требования к современному учителю. 

Какой он современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос.
Прежде всего, современный учитель – это профессионал, он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Педагогический профессионализм определяется, прежде всего, через понятие педагогическое мастерство.
Педагогическое мастерство – это владение преподавателем системой психолого-педагогических знаний, навыков, умений и способностей по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению. 

Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Несомненно, что одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и устойчивом их интересе к предмету, т.е. учитель тогда – педагог-мастер, если он умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Современный учитель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, иметь хорошие коммуникативные навыки. Это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Он осознанно развивает свою индивидуальность средствами своей профессии. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей знаний. Узкопрактические специалисты не могут быть полноценными собеседниками, не в состоянии поддержать тему разговора, не могут общаться с детьми и коллегами. А ведь способность к общению, обмену информацией одна из ведущих способностей педагога. Школам нужны квалифицированные педагоги, способные организовать работу обучающихся по новым учебным материалам, вооруженные современными технологиями. И это значит, что учитель есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий, постоянно занимающийся самообразованием. 

Образование учителя должно быть непрерывным процессом, при котором базовое образование служит лишь отправным пунктом. Самообразование учителя более эффективно в том случае, если оно связано не только узко-дидактическими целями, но и реализует идею всестороннего развития специалиста как личности для обеспечения высокого качества обучения и воспитания учащихся. Учитель, который постоянно и эффективно занимается самообразованием, оказывает влияние на формирование у школьников потребности в самостоятельном приобретении знаний, на развитие у них соответствующих умений и навыков. Личный пример учителя во все времена считался важнейшим средством воспитания.
Профессиональное самообразование можно определить как опосредованное практикой расширение полученных знаний, творческое освоение учителем своей профессиональной роли с целью ее адекватного исполнения. Самообразование всегда выступает средством сохранения профессиональной компетентности, являясь важнейшим условием функционирования человека в профессиональной деятельности. 

Трудно представить себе современного педагога профессионала без стремления к педагогическому творчеству и исследовательской деятельности. Искатель – он находится в постоянном творческом поиске, стремится создать новое или существенно усовершенствовать известное. Творчески работающего учителя отличают внедрение инновационных технологий в свою деятельность, углубление своего опыта за счет постоянного и целенаправленного обогащения новыми элементами – самыми эффективными и перспективными.
Педагогическое творчество и стремление к исследовательской деятельности не есть свойство избранных, овладеть творчеством может каждый. Опыт учителя, выросший из его педагогической интуиции, углубленный и отточенный до профессионального мастерства, позволяет создать свою индивидуальную педагогическую систему. Иногда учителя интересует не вообще какой-то сложный вопрос, а комплекс проблем, помогающих пробудить у школьников интерес к познанию. Однако главное – умение вовлечь их в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Чтобы развить творческий потенциал каждого учащегося, каждому педагогу важно стать творческой личностью. 

Чем же отличается творческий учитель? Прежде всего, тем, что хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует собственные ошибки и просчеты, стремится на научной основе решать повседневные задачи обучения и воспитания. Его не пугают временные неудачи. Точно так же, как не обольщают «видимость дела» и мнимый успех. Он всегда в поиске.
По мере усиления творческой составляющей возрастает интерес учителя к профессии, становление педагога приобретает личностный смысл и набирает оптимальный темп. Такой учитель работает с перспективой.
Он не распыляется на сиюминутные педагогические задачи, знает им цену и место. Учитель-исследователь ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с подготовкой обучающихся к творческому труду, обладает гибким педагогическим мышлением, создает собственные исследовательские проекты, умело руководит учебно-исследовательской работой школьников. 

Составной элемент творческой атмосферы – признание лидерства лучших учителей.
Творческая атмосфера – не самоцель, а средство повышения эффективности педагогического труда учителя. Лицо коллектива в большей мере определяется наличием в нем учителей, которые задают тон, служат вдохновляющим примером. В каждом коллективе есть учителя, которые постоянно совершенствуют педагогическое мастерство. Учителя-лидера отличает поразительная самоотдача, постоянная работа над собой, стойкость в сложных и конфликтных ситуациях школьной жизни.
Положение лидера в педагогическом коллективе очень трудное: лидер – всегда первопроходчик, он дерзает и пробует, исследует и выбирает еще не апробированные приемы и методы. Он всегда в борьбе, ибо оспаривает что-то признанное, пусть положительное, но уже несовременное. Это означает, что он опровергает тех, кто этого положительного достиг.
Лидер преодолевает инерцию, он всегда в борьбе с самим собой, продолжая совершенствоваться, опережает себя и иногда вступает в противоречие с тем, за что боролся. Отсюда задача здорового коллектива с творческой атмосферой – увидеть и признать лидера, а цель лидера – увлечь своими идеями, открытиями коллег по педагогическому цеху.
Учитель-лидер положительно воздействует на коллектив своей личностью. Он общается со своими коллегами, делится с ними заботами, но если и не делает этого, то его сосредоточенная энергия – будь то радостное возбуждение или живая заинтересованность – благоприятно влияет на окружающих. 
Универсального образа учителя-лидера не существует. Попытаемся, однако, перечислить качества, наиболее часто встречающиеся у такого педагога. Это, прежде всего, энергичность, высокая работоспособность, а также независимость, смелость, мужество, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство. Успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы, принимать правильные решения. А эффективное выполнение этих функций, как известно, зависит от интеллекта: ума, логики, памяти, интуиции, широты кругозора, оригинальности, быстроты мышления, образованности, рассудительности, энциклопедических познаний, чувства юмора.
Личностные качества – доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность, толерантность – учитель в основном приобретает и развивает при выполнении своих функций.
К деловым качествам учителя-лидера можно отнести организованность, дисциплинированность, надежность, гибкость, обязательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, способность к разумному риску.
Перечень потенциально важных лидерских качеств не претендует на полноту и может оказаться бесконечным. По этой причине нельзя создать универсальный образ учителя-лидера. 

Нужно отметить, что работа современного учителя с детьми основывается на принципах гуманизма, т.е уважения к личности ребенка. Учитель друг по отношению к детям, советник и союзник.
Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, стремится к тому, чтобы каждый ученик четко осознавал свое место в обществе и был готов к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.
Учитель способен создавать условия для развития творческих способностей учащихся, развивать у них стремление самостоятельно мыслить, полнее реализовывать потребности учащихся, повышать мотивацию для изучения предмета, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
Любовь и терпение творят чудеса. Чудо из чудес – ребенок. Творить его мир, наполнять этот мир красками природы, верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет в новом благодарном человеке – вот работа учителя.
Подводя итог выше сказанному, необходимо подчеркнуть, что мы рассмотрели один из аспектов личности учителя в современном обществе – его педагогическую деятельность. Но педагогическая деятельность и личность учителя находятся во взаимообуславливающем взаимодействии: личность влияет на эффективность, зрелость педагогической деятельности, а она (педагогическая деятельность) в свою очередь способствует развитию профессионально значимых личностных качеств.
Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. Известна народная мудрость, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный человек. 

Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно и часто определяет одно другое: интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, необразован, не может сформировать положительное отношение к данной области знаний.
Т.о., интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики поддерживают педагогическую энергию учителя, а педагог открывает перед школьниками «новые горизонты». Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом свой собственный имидж.
В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового человека.
Имидж – красивое и загадочное слово появилось в нашем языке в конце 80-х годов прошлого века. В переводе с французского и английского - образ.
Причем под «образом» нужно понимать не только визуальный, зрительный, но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере.
Визуальная привлекательность – первостепенная составляющая имиджа педагога. Весь облик учителя должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка. 

Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. 
Искусство речи – это ее гибкость, выразительность, оригинальность. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние его учеников, но и их работоспособность.
Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми.
Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни, который также влияет на имидж в целом. Имидж вашего образа жизни – это как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение и характер. 

Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватить самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. 

Привлекательные люди:
  • часто и охотно улыбаются; 
  • обладают тонким чувством юмора; 
  • естественно себя ведут; 
  • часто и охотно говорят комплименты; 
  • знакомы с этикетом и следуют ему; 
  • уверены в себе; 
  • умеют посмеяться над собой; 
  • быстро вызывают человека на разговор; 
  • осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы; 
  • дружелюбны, с ними легко общаться. 
Совершенно не обязательно, чтобы люди вас любили и обожали, просто вы должны им нравиться.
Имидж может быть положительным или отрицательным. Кроме личностного, имидж может быть профессиональным. Понятие «имидж» может быть применено не только к человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж любой школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.
Итак, имидж – впечатление, которое производит человек на окружающих: что и как говорит, делает, каков стиль его мышления, поведения, общения с людьми, манеры, одежда, внешний вид. 

Помните поговорку «Встречают по одежке, провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа является единственным «банком данных» о человеке. И чем точнее создан Ваш образ, тем легче людям общаться с вами, тем меньше сил вам потребуется, чтобы найти общий язык с учеником.

В процессе подготовки к педагогическому совету был проведен ряд исследований:

• Анализ результатов анкетирования:
«Учитель глазами обучающихся разных возрастных групп»
Ответственный – Позинюк И.Я.

• Анализ сочинений на тему: «Каким я хочу видеть своего учителя».
Ответственный – Касьянова Н.А.

• Диагностика «Ранжирование ценностей учителя»
(мнение обучающихся, родителей, учителей, научное мнение)
Ответственный – Щукина О.А.
Буркова Татьяна Ивановна16.01.2013 66611 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Мне понравилось.
avatar