РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проект "Электронная библиотека"

Проект "Электронная библиотека"
Ю.В.Свириденко 

Пути создания электронной библиотеки как справочно-информационного банка данных 

Совершенствование учебного процесса органично взаимосвязано с укреплением учебно-методической и материальной базы. Благодаря работе ИМЦ и ИВЦ мы имеем все предпосылки для реализации одного из важнейших направлений своей инновационной деятельности - НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ путем внедрения системных знаний в области информационной культуры студента. 

В этой связи, перспективным направлением можно считать создание электронной библиотеки, чтобы студенты имели свободный доступ к информации для самостоятельной и самообразовательной работы. Пользуясь электронной библиотекой, студент также приобретает и навыки работы с компьютером, работы в Интернет, получает возможность стать компетентным и активным, а в будущем грамотным и уважаемым специалистом.

Электронная библиотека - это решение проблемы обеспеченности литературой, проблемы лицензирования учебного заведения. Электронная библиотека - это шаг в будущее! 

Цели создания Электронной библиотеки:
  • Создание условий для полноценного справочно–информационного обслуживания 
  • Обеспечение доступа к информации, имеющей образовательное значение 
  • Обеспечение доступа к учебно – методическим материалам на электронных носителях 
Возможности Электронной библиотеки:
  • доступность к необходимой информации 
  • ввод данных об имеющемся учебно – методическом сопровождении 
  • поиск по ключевым словам в названии, оглавлении, тексте. 
  • просмотр оглавлений и текстов на компьютерах пользователей. 
  • ведение статистики поиска и просмотра книг. 
Электронные документы в отличие от традиционных бумажных носителей имеют ряд преимуществ:
  • электронный документ может использоваться одновременно несколькими пользователями в одно и тоже время 
  • электронный документ легко копируется и изменяется 
  • коллекции электронных документов занимают намного меньше по объему место, чем их традиционные виды 
В настоящий момент портал техникума содержит несколько разделов позволяющих организовать доступ к различным, информационным ресурсам. На Web – сайте техникума размещена ссылка на «электронную библиотеку», с помощью которой обеспечивается доступ к имеющейся базе учебно – методических материалов. 

Процесс создания электронной библиотеки не закончен, положены только первые шаги в реализации нового подхода в организации доступа студентов и преподавателей к информационным ресурсам: получению нужной учебной информации, доступа к электронным учебным материалом по разным дисциплинам и специальностям, а как следствие повышение качества образовательного процесса в техникуме.

"Электронный учебник (ЭУ) – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи".

Отличие учебного пособия от учебника. Можно выстроить следующую иерархическую последовательность:
научная монография => справочник => учебник => курс лекций => учебное пособие => задачник => практикум => методические указания => конспект => очень краткий конспект (шпаргалка).
В этом (неполном) ряду учебник является самым крупным учебным изданием, содержащим систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе. Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, т.е. частично соответствующее учебной программе. Учебник, учебное пособие и методические указания могут содержать в себе примеры решенных задач, контрольные вопросы, но основной набор задач и упражнений, предназначенный для самостоятельного решения, содержится все же в специальных учебных изданиях – задачниках, сборниках заданий, практикумах.

Предположим Вы написали курс лекций (обычный, не автоматизированный). Вы читаете его уже несколько лет и отработали до того, что можете, читая его, думать о чем-нибудь постороннем, т.е. Вы рассказываете одно и то же, иногда по несколько раз в неделю (а у меня бывает, что я объясняю устройство ПК 2-3 раза в день).
Скучно! Это время можно было бы потратить, скажем, на подготовку новых учебно методических материалов, или на индивидуальную работу со студентами. Или еще на что-нибудь. Но кто-то ведь должен все это рассказывать Вот пускай компьютер и рассказывает. Он от повторения не раздражается. Для него повторять одно и то же -любимое занятие – его работа.
Следовательно, если Вы перенесете наработанный курс на компьютер, то только от этого выиграете. И не только время. Если Ваш обучающий курс окажется удачным, Вы сможете его продавать.
Если Вы намерены просто дать обучаемому определенные знания, то Вы напишете ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК. Он будет отличаться от бумажного большим динамизмом, будет создавать иллюзию общения, но в принципе это будет учебник, и ничего более. Электронные учебники автоматизируют лекционную часть работы преподавателя. Это один из самых простых типов обучающих курсов. Но помните! Он не может и не должен заменять книгу. Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя объяснения компьютера.
Если Вы хотите, чтобы обучаемый получил и закрепил навыки, отработал приемы работы, то Вы напишете ТРЕНАЖЕР. Тренажер автоматизирует проведение практических и лабораторных работ. Разрабатывать тренажеры несколько труднее, чем электронные учебники, потому что нужно предусмотреть множество вариантов поведения обучаемого. Но зато и пользы от них намного больше: нагрузка на преподавателя, ведущего практическое занятие, падает, а качество обучения, наоборот, повышается.
Если же Вы решили тестировать обучаемых по той или иной теме и выставлять им оценки, то Вы напишете КОНТРОЛИРУЮЩИЙ КУРС, или как мы уже привыкли КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
Создаваемое электронное учебное пособие (ЭУП) может основываться либо на существующем печатном пособии (или учебнике), либо создаваться "с нуля".
Если электронное издание базируется на существующем печатном, то целесообразно подбирать в качестве источников такие, которые:
  • наиболее полно соответствуют действующим образовательным стандартам, имеют грифы Минобразования; 
  • лаконичны и удобны для создания гипертекстов, т. е. жестко структурированы и имеют очевидные контекстные пересечения модулей; 
  • содержат большое количество примеров и задач. 
Далее следует определиться с тем, будет ли ваше пособие основным учебным материалом для обучаемых или же дополнением к печатному учебнику. 

Создание ЭУП может быть начато с электронной версии теоретической части. Электронная копия бумажного варианта издания с использованием средств гипертекста проста в производстве, не требует больших дополнительных затрат, используется как информационно справочный материал, эквивалентный обычному учебному пособию. Если по курсу не существует и не предполагается издание базового учебного пособия либо он опирается на давно не переиздававшиеся учебники, можно создать краткий электронный конспект лекций. Однако, с учётом особенностей обучения к содержанию ЭУП предъявляется ряд определённых требований, в соответствии с которыми рекомендуется перерабатывать содержание печатных учебных пособий-оригиналов:

Стиль изложения может быть представлен в форме монолога, обращённого непосредственно к читателю, стимулирующий желание читать. 

Доступность материала. В это понятие входит наличие:
  • списка чётко сформулированных целей пособия; 
  • описания знаний и навыков, необходимых для успешной работы с ЭУП; 
  • гипертекстового оглавления; 
  • схемы, отражающей основные понятия, которые необходимо усвоить и взаимосвязи между ними; 
  • словаря специальных терминов с гиперссылками на него; 
  • информации об альтернативных способах изучения этого же материала. 
  • Наличие (по необходимости) приемлемых по качеству иллюстраций, адаптированных по масштабу к просмотру на экране компьютера. 
  • Наличие вопросов для самоконтроля с ответами или ссылками на них. 
  • Возможность для пользователя написать вопросы и замечания и переслать их (при работе в сети) автору или преподавателю. 
После этого начинается этап проектирования и конструирования учебного пособия.

Создание новых ЭУП выполняется поэтапно:
  • Первый этап – аналитическая работа, направленная на диагностическое изучение состояния учебно - методической базы. 
  • Второй этап - конструктивная работа, ориентированная на разработку учебников, ЭУП. 
  • Третий этап - издание экспериментальных ЭУП. 
  • Четвертый этап - апробация экспериментальных ЭУП. 
  • Пятый этап - массово - издательская работа. 
Порядок создания электронного учебного пособия 

При разработке электронного учебного пособия необходимо привлекать специалистов различных направлений, либо обязательно учитывать их мнение. К таким специалистам относятся:
  1. Преподаватель; 
  2. Психолог; 
  3. Специалист по методам контроля за результатами обучения (тестолог); 
  4. Дизайнер форм или web-мастер; 
  5. Кодировщик (программист). 
Создание эффективного электронного учебного пособия возможно только при использовании апробированных информационных технологий и педагогических методик. 

Электронное учебное пособие также как и любое другое пособие является носителем содержания образования и средством обучения. 

Структуру электронного учебного пособия как форму содержания учебного материала можно представить в виде схемы, представленной на рис. 1. 


Рис.1. Структура электронного учебного пособия

Электронное учебное пособие должно содержать:
  1. Введение в дисциплину. 
  2. Учебную программу по дисциплине. 
  3. Цель и задачи изучения дисциплины. 
  4. Оглавление. 
  5. Основное содержание, структурированное по разделам (модулям). 
  6. Контрольные упражнения (тестирования, задания). 
  7. Глоссарий. 
  8. Список основной и дополнительной литературы. 
  9. Сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, звание, название организации, рабочий телефон, адрес электронной почты). 
На сегодняшний день, благодаря увеличению технических средств информатизации техникума появилась возможность:
  • сформировывать из имеющихся массивов комплекты документов ориентированных на изучение конкретных дисциплин для определенных специальностей. 
  • создавать на сайте техникума систематизированные коллекции, состоящие из набора веб-страниц с полными электронными текстами этих материалов. 
  • обеспечивать доступ к ним авторизированных пользователей. 
Универсальной технологии создания электронного учебного пособия не существует. Каждый производитель (автор) применяет собственную технологию.

Подводя итоги, теперь отвечу на вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник?

Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он: 
  • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.; 
  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; 
  • освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; 
  • предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы; 
  • дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки; 
  • выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч. 
Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он: 
  • позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий; 
  • освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру; 
  • позволяет оптмизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом; 
  • позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
Свириденко Юлия Валерьевна26.01.2013 20120 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar