РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Внедрение информационных технологий в учебно–воспитательный процесс

Внедрение информационных технологий в учебно–воспитательный процесс
Внедрение информационных технологий в учебно–воспитательный процесс 

Ю.В.Свириденко преподаватель
математики и информатики КТИТС 

Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин является структурным подразделением КТИТС, работу которой направляет и координирует ИМЦ. Ведущим направлением совместной работы ИМЦ с кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин является решение единой методической проблемы «Создание системы мониторинга качества образовательного процесса» на основе внедрения в учебный процесс информационных технологий.

Роль кафедры в решении проблемы заключается в разработке программного обеспечения и техническом сопровождении учебно – воспитательного процесса. Наша кафедра тесно сотрудничает с преподавателями кафедры «Высшей математики» КнАГТУ, поэтому имеется возможность экспертной оценки результатов деятельности. 

Разработаны основные этапы совместной деятельности:

  1. Разработка, создание и экспертиза УП, ЭУП, ЭУК
  2. Внедрение в учебный процесс автоматизированного контроля знаний, создание контрольно-измерительных материалов в электронном виде (Универсальная тестовая оболочка, автор Молодцов Г.С.)
  3. Создание общей сети КТИТС
  4. Создание Web - сайта КТИТС
  5. Создание Интернет – класса
  6. Организация работы по созданию и обогащению информацией ИМЦ (в электронном виде)
В начале 2002 года в техникуме была создана локальная сеть, включающая в себя учебные компьютерные лаборатории, предметные кафедры, библиотеку и читальный зал, информационно методический центр, и другие административные службы. Возникла необходимость создания единого информационного центра КТИТС. ИМЦ совместно с нашей кафедрой были разработаны и проведены курсы обучения компьютерной грамотности для всех преподавателей и сотрудников. Разработаны методические указания (памятки) по работе с сетью и сетевыми программами.

Возможности сети позволяют обмениваться информацией между структурными подразделениями, сэкономить время как преподавателей, так и администрации техникума, а также обеспечить необходимый доступ к учебно -методическим материалам. 

Например.

При необходимости получения информации о распределении учебной нагрузки, с любого компьютера включенного в сеть имеется доступ к машине расположенной у «Зам.директора по УР» (211).
Если же преподавателю необходимы данные, связанные с методическим обеспечением, есть возможность найти их в машине ИМЦ (301, 303).

Все компьютеры снабжены программой «Чат», с помощью которой можно обмениваться сообщениями различного типа.


Например.

Если директору техникума необходимо экстренно собрать всех заведующих кафедрами, он может послать сообщение, и подтверждение, о его доставке.

Студенты любой формы обучения имеют возможность получить информацию по имеющимся УП, литературе, методическим указаниям, так как в общей структуре сети расположены Библиотека и читальный зал.
В настоящее время на кафедре работает творческая группа преподавателей, которая совместно со студентами специальности 2203 разрабатывает Web - сайт КТИТС (структура).
Благодаря усилиям администрации и фирмы РОСНЕТ в нашем техникуме на днях будет открыт Интернет – класс, который позволит не только обеспечить нам связь с другими учебными заведениями, но и откроет двери к единому информационному пространству глобальной сети.

Сегодня преподаватели КТИТС ищут новые пути, которые позволили бы не только улучшить качество обучения, конкурировать с другими учебными заведениями, но и сохранить свое достойное место в образовательной системе России. Одним из очень перспективных направлений на пути к этим целям является развитие новых учебных информационных технологий, дистанционных учебных проектов, обучающих программ, или, коротко ЭУК.

ЭУК представляет собой гипертекстовый документ, возможно с включением динамического гипертекста. Для его создания используется язык HTML и дополнительные программные средства, облегчающие сам процесс разработки учебника: визуальные редакторы, компиляторы гипертекста и т. п. Преимуществом электронного учебника, созданного на основе данной технологии, является платформенная независимость полученного продукта, а также универсальность его способа представления обучаемым: он может быть записан на дискеты или компакт-диск, распространяться по сети Internet или в локальной сети учебного заведения. Кроме того, подобные учебники легко дорабатывать, что особенно важно для тех учебных дисциплин, содержание которых меняется очень часто (информатика, вопросы законодательства и т. п.).

С точки зрения содержания ЭУК должен обеспечивать полноту представления конкретной предметной области, эффективность используемых педагогических и методических приемов.
Основной задачей электронного ученого курса является предоставить преподавателю и обучаемым новые возможности и преимущества: от пассивного восприятия учебного материала к самостоятельной продуктивной деятельности; от сообщающего обучения к дискуссиям и совместному творческому поиску; от ограниченной помощи обучаемому к широкомасштабным образовательным услугам

Информационно-содержательный блок включает два подблока.

Информационный:

  1. Общие сведения об изучаемом учебном курсе;
  2. Сроки изучения данного курса
  3. График прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине;
Содержательный:
  1. Учебные планы, рабочая программа;
  2. Учебники, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии;
  3. Список основной и дополнительной литературы, включающие названия дисков с обучающими программами;
  4. Методические рекомендации по работе с электронными материалами.
Информационно – содержательный блок состоит из трех разделов:
  1. Методические рекомендации по работе с электронным материалом;
  2. Рабочая программа;
  3. Курс лекций.
В первом разделе содержится рекомендации для пользователей по работе с электронным материалом, для эффективного использования электронного учебного курса в процессе обучения.

Второй разделе включает пять подраздела:

  1. Пояснительная записка
  2. Примерный тематический план
  3. Содержание учебной дисциплины
  4. Перечень лабораторно – практических работ
Контрольно – коммуникативный блок включает в себя:
  • система тестирования с реализацией обратной связи;
  • вопросы для самоконтроля;
  • вопросы к зачетам и экзаменам;
  • лабораторный практикум;
  • контрольно – измерительные материалы;
Справочные материалы включают в себя:
  • наглядные пособия;
  • краткий словарь терминов;
  • список основной и дополнительной литературы.
Требования к техническому исполнению ЭУК

Для эффективного использования ЭУК в учебно – воспитательном процессе применены следующие требования:

  • оптимальность объема требующейся памяти, корректность автоматической установки, ее допустимость для пользователя – непрофессионала.
  • Эргономичность данного продукта, обеспечение интуитивной ясности, дружественности, удобство навигации.
На кафедре организована работа, по повышению профессионального уровня преподавателей, которая включает в себя:
  • разработку концепции новых учебных курсов
  • работу над индивидуальной темой самообразования
  • сотрудничество с кафедрами ВУЗов по организации:
    • рецензирования;
    • обмена опытом;
    • совместной разработки УП и ЭУП;
    • совместных заседаний кафедр
    • и проведению стажировки;
    • совместных мероприятий (семинаров, конференций) и т.д.

Свириденко Юлия Валерьевна27.01.2013 13610 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar