РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация проектной деятельности обучающихся по физике

Организация проектной деятельности обучающихся по физике
Организация проектной деятельности обучающихся по физике

Дзюрич Елена Алексеевна 
учитель физики и математики муниципального 
общеобразовательного учреждения «Средняя 
общеобразовательная школа с. Агафоновка 
Питерского района Саратовской области» 

Развивающее обучение, которое занимает одно из приоритетных мест среди инновационных технологий, можно осуществлять на основе деятельностного подхода. Традиционный процесс обучения физике предусматривает такие виды деятельности, как наблюдение демонстрации, подготовленной учителем, решение задачи, предложенной учителем, выполнение лабораторной работы, ход которой подробно изложен в учебнике. В результате интерес к предмету заметно пропадает.

Необходимо процесс обучения физике строить не только на восприятии по образцу, но и вовлекать учащихся в активную и разнообразную деятельность по самостоятельному овладению теорией и практикой. Достижение данных целей возможно при использовании новых педагогических технологий, например, проектной методики. Метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность. Однако, под проектом часто понимают любую деятельность учащихся, результатом которой является тот или иной продукт. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых, творческих методов, ориентированных на практический результат, значимый для ученика. Применение проектной методики особенно актуально при обучении школьников, так как в этом возрасте они хотят активно участвовать в организации процесса обучения, получать знания, связанные с реальностью, самостоятельно находить и решать проблемы. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, сравнения, активной деятельности.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Формы проектной деятельности обучающихся при изучении физики могут быть самыми разнообразными. Эти формы зависят от интересов и склонностей учащихся. Постановка задач, выдвижение гипотезы, решение проблемы повышает мотивацию к проектной деятельности.

При работе над проектом с использованием информационно-коммуникационных технологий обучающиеся приобретают навыки работы с различными компьютерными программами, а также учатся работать в сети Интернет и находить необходимую информацию. С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки с применением средств информационно-коммуникационных технологий.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы, связанного с углубленным изучением предмета. Но чаще всего темы проектов относятся к актуальной практической жизни. Проект моделирования - это внедрение во внеурочную и урочную деятельность тех элементов, которые поверхностно раскрываются на уроках физики и дают возможность учащимся углубить свои знания по предмету через практическую деятельность.

Виды проектов зависят от определенных критериев. В зависимости от количества учебных предметов, охваченных проектом, различают внутрипредметные, межпредметные, надпредметные. В соответствии со временем выполнения и объемом работы над проектом возникают краткосрочные и долгосрочные проекты. При разнообразном количестве участников проекта рождаются индивидуальные, групповые, коллективные проекты.

Роль учителя в работе учащихся над проектом заключается в снабжении обучающихся необходимыми материалами, обсуждении различных способов преодоления возникающих трудностей, обучении фиксированию результатов деятельности, анализе результатов выполнения проекта.

Основными этапами осуществления проектной деятельности являются:

  • Программирование замысла проектной деятельности;
  • Реализация проектной деятельности;
  • Получение результата.
Этап программирования замысла проектной деятельности.

На данном этапе ученики обозначают проблему и выдвигают гипотезу и пути ее решения, обсуждают возможные источники получения информации для проверки данной гипотезы, планируют работу.

Этап реализации проектной деятельности.

На данном этапе учащиеся участвуют в практической деятельности, собирают и обрабатывают материал, интерпретируют результаты.  

Этап получения результата.

Учащиеся анализируют успехи и неудачи, занимаются поиском способов коррекции и устранения ошибок. Разрабатывают и создают собственный творческий продукт с последующей его защитой.

Проектная деятельность в МОУ «СОШ с. Агафоновка» стремительно набирает темп. И это понятно: для того, чтобы быть успешным в современном мире, необходимо, чтобы вся наша деятельность была проективной. То есть, начиная что-либо делать, нужно обязательно планировать свою работу, ставить определенную цель и, самое главное, нужно определить, где, когда, кому и зачем результаты этой работы могут быть полезны. Поэтому формированию у наших учеников проектного мышления в школе уделяется особое внимание.

Учебные исследования дают возможность интегрировать теоретические знания и практические навыки, полученных в школьных учебных курсах, путем творческого исследования под моим руководством. Учащиеся приобретают опыт участия в исследовательской деятельности, навыки взаимодействия в группе, участия в научных конференциях, активизируется интерес к учебе, научной деятельности и будущей профессии.

Участие в такой форме работы способствует моему профессиональному росту, позволяет лучше узнать учеников, их творческие возможности, расширяет круг профессионального общения.
В I полугодии 2011-2012 учебного года обучающиеся 7-11 классов активно участвовали в проектной деятельности по физике.

По окончании проекта обучающимися были представлены результаты в виде презентаций и буклетов. Некоторые работы обучающихся помещены на сайтах сети Internet.

Второй год подряд проводится районный конкурс творческих проектов по предметам естественно - математического цикла, где ученики нашей школы принимают участие и занимают призовые места. Так в 2010-2011 учебном году на конкурс были представлены два проекта: «Чернобыль» (Репников К., 11 класс), «Мир фонтанов (Сажин Н., 10 класс). Оба проекта заняли первые места. В 2011-2012 учебном году был представлен проект «Рентгеновское излучение» (Дзюрич В., 10 класс), занявший первое место. Хочется отметить творческий проект «Мир фонтанов». Ученик 10 класса Сажин Николай из бросового материала изготовил действующую модель фонтана..

При выполнении проектов ученики учатся наблюдать, исследовать и описывать свойства изучаемых объектов, видеть изучаемый объект во всем многообразии исходящих от него связей с другими объектами. Итогом совместной деятельности над проектами, конечно, является готовый к использованию на уроках или во внеурочной работе готовый программный продукт. Это видимая сторона работы. Скрытые ее стороны рано или поздно проявятся - качественный рост показателей всех участников образовательного процесса, повышение мотивации к учению, возрастание эффективности урока, развитие творческих и исследовательских способностей, повышение интереса к физике и, безусловно, повышение качества знаний по предмету.

Дзюрич Елена Алексеевна08.02.2013 18900 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar