РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дети любят учиться

Дети любят учиться

Учитель-новатор С.Н. Лысенкова обратила внимание коллег на парадокс: дети любят учиться. Парадоксом стала эта фраза из-за слова, которое мы в своей взрослой суете забыли. Забыли...

Забыли о том, что ребенок любит учиться хорошо. "Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха", - писал В.А.Сухомлинский. Что же зачастую видим мы в реальности? Еще на начальном этапе обучения не всегда удается создать ситуацию успеха для каждого ученика. А она нужна прежде всего для тех ребят, которые не успевают со всеми: сегодня, завтра он просто не успевает, а послезавтра при отсутствии ситуации успеха он обрастает комплексами и перестает учиться. И это закономерно, ведь ребенок любит учиться хорошо.

Как же сделать так, чтобы маленькое слово "хорошо" не исчезло в учебно-воспитательном процессе? Каждый ответит на этот непростой вопрос по-своему. Хотелось бы предложить, конечно же, субъективные и далеко не бесспорные размышления об этом, сложившиеся из опыта работы .

Одним из кризисных явлений современного образования является противоречие между необходимостью всё время увеличивать объём информации и возможностями человека в её усвоении. Научно-технический прогресс, захватывающий всё больше и больше областей человеческой деятельности, требует от современного человека всё увеличивающегося объёма знаний и умений, и поэтому возникает естественная потребность в значительном увеличении объёма информации, включаемой в содержание образования. В то же время возможности человека в усвоении информации хотя и растут, но неизмеримо в меньшей степени. Это противоречие получило форму так называемой перегрузки учащихся, ведущей к ослаблению их здоровья.

Так, по данным кафедры медико-биологических знаний БГПУ, среди учащихся среднего звена в г. Уфе 40% ребят страдает неврозами, из 20 процентов – дидактогенными. Из старшеклассников абсолютно здоровы лишь 20-25 % детей. Таким образом, борьба с перегрузкой учащихся - одна из важнейших задач, которую нужно решать путём совершенствования образовательных технологий .
Значимым шагом в данном направлении можно считать предложенную П.М. Эрдниевым идею укрупнённых дидактических единиц. Именно на основе этих идей и построена работа с опорным конспектом по технологии В.Ф Шаталова, органично дополненная элементами проблемного обучения.

В основу системы положены основные принципы укрупнения дидактических единиц:

  1. одновременное изучение противоположных и родственных понятий
  2. системность знаний
  3. проблемный характер обучени

В этом случае последовательное структуирование учебного материала заменяется усвоением «пучками», когда одновременно усваивается несколько однородных понятий. Подачу материала «по капельке» можно сравнить с таким показом картины, когда сегодня мы знакомимся с правым верхнем углом произведения живописи, через два дня – с левым и т.д. параллельная ж подача материала – это одновременное знакомство со всей картиной.

Одной из главных особенностей работы с ОК является чёткая, строго определённая организация учебной деятельности учащихся. Иначе говоря, структура изучения каждой темы неизменна. Начинается эта работа с «выведения» или «рождения» опорного конспекта (ОК). Он появляется с процессе решения познавательных задач проблемного характера, наблюдений эксперимента.
Простейший пример. Прежде чем воспроизвести блок О.К., в котором говорится о гласных и согласных звуках (русский язык, 5-й класс), выясняя, как проходит воздух при образовании гласных и согласных звуков, проводим опыт с колебанием предмета. Прежде чем говорить о слоге и ударении, проводим опыт со свечой.

Заканчивается выведение опорного конспекта общим его объяснением. Мы объяснили тему. Это знание еще наше, оно не стало достоянием ученика. Здесь наступает время следующего этапа – внутреннего проговаривания: ученик пытается воспроизвести объяснение учителя «про себя». Далее выясняем, что не понятно, и наступает время следующего этапа – проговаривания внешнего. Его проводим по-разному (чаще всего – работа 1-2, 2-1, ответ вслух по очереди или ответ 2-3 учеников у доски.)

Обычно закрепление на первом уроке не проводится, либо проводится осторожно, фрагментарно. Как можно закрепить то, чего фактически еще нет: знание как таковое еще не стало достоянием ребенка. Следующий урок начинается с письменного восстановления ОК, далее – развернутое закрепление, заканчивающееся сдачей зачёта.

Такова структура подачи материала. Что это даёт практически? Результатов работы с ОК много и хороших, и нехороших тоже. Начнём с недостатка. А состоит он в том , что структура изучения темы, о которой я подробно рассказывалось , одинакова во всех классах , для всех учебных тем. И в 5, и в 9-ом классах, и при изучении орфографической темы , и при изучении морфологической темы структура изучения учебного материала одна и та же. Тем самым нарушается принцип развития, ибо структура организации ученого материала должна соответствовать типологическим (возрастным) особенностям учащихся. Ясно, что эти особенности у младших подростков и у юношеского возраста разные, но этот серьёзный недостаток вполне преодолим. Достаточно, как нам кажется, дифференцировать время на каждую структурную единицу изучения материала. Снимает остроту проблемы и начальное «выведение» ОК.

Положительных результатов работы с ОК гораздо больше. Прежде всего, для большинства ребят урок превращается из повинности в момент интеллектуального наслаждения. Другим важным итогом работы является развитие речи учащихся за счёт увеличения времени активной устной речи. Ведь среднее время этого важного вида деятельности для каждого ученика в течение 6 уроков – 2 минуты. Найти путь к увеличению этого времени – значит решить одну из важнейших педагогических проблем.
Исследуя ряд психолого-педагогической, методической литературы, опираясь на опыт учителей и свой личный, могу сделать следующие выводы о положительных сторонах используемой системы:

  1. обеспечение оптимальной работы мозга; саморазвитие знаний школьника (благодаря кодировке информации и трёхфазовости действий учащиеся обретают приращение знаний и алгоритмов).
  2. Трехфазная целостность: частное – общее – частное; образное – логическое – образное; словесное – символическое – словесное
  3. При обучении увеличивается число понятий, вошедших в данную смысловую единицу и число связей между понятиями.
  4. решение проблемных задач позволяет развивать самостоятельность мышления.
  5. При последовательном применении методической системы усвоение программных знаний достигается с экономией учебного времени до 14% против годовых норм и уровень знаний в среднем возрастает на 1 балл.
  6. система помогает разрешить противоречие между увеличением объема, информации и ограниченным количеством учебного времени: на уроках создается единый, общий темп учебной работы заданный самими учащимися; дети быстрее думают, быстрее пишут (и меньше), свободнее рассуждают, доказывают; в целом обеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса.
  7. Введение УДЕ значительно оживляет урок, активизирует учащихся.

В последнее время технологию укрупнённых дидактических единиц на основе опорных конспектов органично дополняют информационно-коммуникативные технологии. В данный момент нами разработано интерактивное учебное пособие по русскому языку, получившее положительные отзывы петербургского методического издания «Завуч».

При создании пособия учитывались все требования, предъявляемые к первичному «выведению» ОК.

Попков Сергей Иванович23.01.2013 9500 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar