РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование информационных технологий в работе методиста

Использование информационных технологий в работе методиста
Г. А. Творогова 
МБОУ СОШ №38, г. Сургут

Использование информационных технологий в работе методиста

«…если все учителя – предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки. Ребенок должен осознавать необходимость информационно-коммуникационных технологий при изучении других предметов, а эту мотивацию ему может создать только учитель-предметник. Только тогда мы достигнем успеха в решении поставленной перед нами задачи…»
Болотов Виктор Александрович, 
Вице-президент Российской академии образования 

Поставленная перед нами задача – переход на новые ФГОС. Сейчас вся работа в образовательных учреждениях строится в этом контексте. Масштабные национальные проекты в сфере образования ставят задачи активного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы. Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Информатизация образования ведет к изменению роли учителя, к появлению новых методов и организационных форм подготовки и повышения квалификации педагогов [2]. Без педагога, владеющего ИКТ, успешное внедрение ФГОС невозможно!

Рекомендации ЮНЕСКО в разделе «Структура ИКТ-компетентности учителей» говорят нам о том, что «успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников» [2]. Успешное решение проблем информатизации образования в решающей степени зависит от уровня подготовленности и готовности педагогов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности.

ИКТ – компетентность педагога является показателем уровня его квалификации, поэтому задача эффективного управления её развитием является одним из приоритетных направлений в работе, как администрации, так и методической службы образовательного учреждения.

Цель методической работы: оказание действенной помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации работников ОУ.

Задачи:

  • создавать условия для повышения квалификации педагогических работников;
  • активизировать работу учителей по подготовке материалов к публикациям, по участию в мероприятиях городского, окружного и федерального уровней;
  • оказывать методическую помощь, в том числе и по вопросам применения ИКТ;
  • организовать научно-методическую работу учителей.
Как показывает практика, наличие средств ИКТ не решает вопрос по их эффективному применению. Одной из причин является неготовность педагогов к инновациям, в том числе и к внедрению ИКТ, ещё одна причина – это старение педагогического коллектива. Средний возраст педагогов 38 лет. Старше 50 лет около 20% учителей. Педагогический коллектив обновляется, вливаются новые кадры, которые плохо, а иногда и совсем не владеют компьютером.

Таким образом, возникает необходимость непрерывного повышения квалификации педагогов по вопросам использования ИКТ в своей деятельности. Вот здесь и выходит на первый план методическая служба.

В образовательном учреждении наметились благоприятные тенденции: совершенствуется материально-техническая база (но для более качественного использования ИКТ компьютер с выходом в Интернет, локальную сеть необходим в каждый кабинет), формируется корпоративный стиль презентации при представлении опыта образовательного учреждения на различных уровнях, расширяются знания педагогических кадров в области информатики и интерактивных технологий.

Методист сам должен стремиться к такому уровню владения ИК-компетенцией, чтобы уметь находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах на основе ИКТ для решения профессиональных задач. Всё вышеперечисленное требует и от самого методиста непрерывного повышения своей квалификации.

Использование ИКТ в работе методиста можно рассматривать в двух направлениях:

  • непосредственно в деятельности методиста на рабочем столе (работа с документами, составление диаграмм, схем, презентаций; работа с информационными ресурсами, поисковыми системами, электронной почтой;
  • методическая поддержка работников образовательного учреждения по вопросам применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе, повышение ИКТ-компетентности педагогических работников.
Я остановлюсь на направлениях и используемых формах работы с педагогами школы по формированию информационной компетентности и активизации их деятельности по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Работа проводится по следующим направлениям:

  1. Организация специализированного повышения квалификации и курсовой переподготовки руководства и педагогического коллектива в области информационных технологий (в г.Сургуте уделяется внимание процессу подготовки учителей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, но этого не достаточно, т.к. таких групп набирается небольшое количество, занятия проводятся с отрывом от производства, что вызывает затруднение в выполнении учебной программы. Поэтому педагоги нашей школы используют все возможности для углубления своих знаний в области применения информационных технологий, в том числе и дистанционные курсы).
  2. Организация внутришкольной системы повышения ИКТ компетентности педагогов;
  3. Методическое сопровождение и личное участие в мероприятиях различных уровней с использованием ИКТ;
  4. Методические сопровождение использования ИКТ;
  5. Обобщение и распространение педагогического опыта в области использования ИКТ.
Успешной реализации данных направлений способствуют такие формы работы с педагогами как:

По 1 направлению:

  • повышение квалификации (участие в КПК - 63 % педагогов, семинарах, вебинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике; дистанционном обучении – 7). Для учителя 21 века подготовить презентацию к уроку уже мало. Учителя осваивают сервисы Web 2.0. На сегодняшний день при проведении ВШК, анкетирования мы выяснили, что 71% педагогов свободно владеют и систематически используют ИКТ (итоги диагностики 2010 г. – 51%).
По 2 направлению:
  • Проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов по использованию ИКТ в педагогической деятельности, таких как «Интерактивная доска в работе учителя-предметника», «Использование электронных образовательных ресурсов в работе с интерактивным комплексом «Эпсон», «Сетевые сообщества – форма самообразования учителя», «Создание веб-портфолио с использованием сервиса Google»;
  • проведение научно-практической конференции педагогов по проблеме использования ИКТ в образовательной деятельности "Информационно-коммуникационные технологии и система тестового контроля на современном уроке";
  • проведение внутришкольного конкурса методических разработок уроков и внеклассных мероприятий с применением средств ИКТ; 
По 3 направлению:
  • сопровождение участия в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах; в сетевых профессиональных сообществах (городское «Сурвики», региональное «информационно-образовательный портал ХМАО (eduhm.ru) и федеральных (51%), в сетевых телекоммуникационных проектах «Золотая рыбка», «Отчизна Дон Кихотов» (помощь в создании и редактировании wiki – страниц), во всероссийских конкурсах цифровых образовательных ресурсов («IT — эффект», «Цифровой фарватер»);
  • сопровождение участия в городском конкурсе уроков с применением ИКТ (Разработка урока учителя английского языка вошла в городской сборник «Уроки в общеобразовательной школе с использованием информационно-комуникационных технологий — 2010», ч.2);
По 4 направлению:
  • оказание методических консультаций по применению Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru., использованию материалов федерального центра информационно-образовательных ресурсов( ФЦИОР) http://fcior.edu.ru (активно используют учителя физики, истории, начальных классов)
  • содействие созданию методических и дидактических материалов к конспектам уроков (учебные мультимедийные презентации, различные виды контролирующих материалов) с использованием ИКТ и пополнение методической копилки;
  • консультации по работе над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;
  • содействие активному использованию Интернет-ресурсов по предмету (например, при проведении уроков в кабинете ИКТ с выходом в сеть Интернет учителя демонстрируют видеофрагменты, фильмы, картины известных художников и т.д. (учителя русской словесности, МХК, географии);
  • содействие использованию ИКТ в процессе работы обучающихся над творческими проектами, при подготовке и проведении научно-практической конференции (на новый уровень выходят достижения учеников, которые участвуют в сетевых проектах, дистанционных олимпиадах, конкурсах, тестировании; используют презентации, разрабатывают проекты, выступают на конференциях и т.д. (таблица 1).
По 5 направлению:
  • Обобщение и распространение педагогического опыта (печатные публикации по использованию ИКТ – 3; публикации в электронных СМИ – 15, подготовка педагогов к выступлению на городском креатив-фестивале методических разработок – 3) методическая поддержка разработки проектов по использованию ИКТ учителями-предметниками.
  • Новое направление работы – методическое сопровождение внедрения в школах округа системы «БАРС.Образование-Электронная Школа». Предстоит совместная работа с IT-специалистами школы.
Планомерное и систематическое внедрение ИКТ в практику работы всех участников образовательного процесса будет способствовать успешному решению задач, которые ставит перед собой школа. Но подходить к этому процессу надо стремиться творчески, не злоупотребляя использованием данных технологий и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.

Литература
  1. Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М.: Изд-во ИТО - Томск, 2009. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0-116.html 
  2. Бурмакина В., Фёдорова Ю. Как много ждут от методиста//Учительская газета Москва.- №32-№33.-2009.- 18 августа.-Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/33819 
  3. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - Редакция 2.0 Русский перевод (сигнальный вариант), Опубликован в 2011 году организации Объединенных Наций по вопросам Образования, Научная и Культурная Организация 7, place de Fontenoy, 75352 PARIS 07 SP ЮНЕСКО 2011 г — с.10
Творогова Галина Александровна12.02.2013 51340 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar