РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Решение задач компетентностного подхода к обучению посредством учебных исследовательских проектов

Решение задач компетентностного подхода к обучению посредством учебных исследовательских проектов

Сергиенко Наталья Владимировна
учитель биологии
МБОУ СОШ №7 г.Выборга
Ленинградской области

Решение задач компетентностного подхода к обучению посредством учебных исследовательских проектов Современная школа решает одну из важных и нелёгких задач, связанных с требованиями нашего общества. Из-за роста объёма информации, школа
должна обеспечить выпускника не только системой знаний, но и подготовить обучающихся к жизни в современном обществе. 

Возникают противоречия между требованиями к уровню подготовки обучающихся, ориентированных на формировании необходимых компетенций в условиях современного общества и средствами обучения. Следовательно внедрение в образовательную среду таких средств, которые способствуют формированию у обучающихся навыков самостоятельной познавательной деятельности и овладение информационно- коммуникативной деятельностью является одной из задач современной школы.

Решение задачи возможно посредством внедрения в образовательную среду инновационных методов, в том числе проектной технологии. Внедрение в образовательную среду исследовательских проектов позволяет приобрести учащимся опыт самостоятельной познавательной деятельности и способствует формированию ряда ключевых компетенций. Изменения в содержании и организации учебного процесса, связанные с внедрением учебных исследовательских проектов, приводят в свою очередь к изменению
материально-технической базы школьного кабинета.

Необходимыми условиями внедрения в образовательную среду метода учебных исследовательских проектов являются:

  • методическая компетентность педагога; 
  • готовность преподавателя к изменению роли в образовательном процессе (педагог становится не носителем необходимой предметной информации, а организатором процесса получения знаний и развития компетенций обучающихся); 
  • умение педагога организовывать различные формы работы (работа с информационными источниками, оформление презентаций, проведение исследований по теме, дискуссий, конференций); 
  • умение педагога диагностировать степень готовности обучающихся к выполнению проекта, их интеллектуальные умения и творческий потенциал; 
  • наличие материально-технической базы. 

Проектная деятельность включает несколько этапов, каждый из которых способствует формированию и развитию определенных умений, навыков и компетенций у обучающихся.

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы. На этом этапе педагогу необходимо учитывать психологические особенности ученика и степень его готовности к выполнению работы В подборе темы исследования важно также учитывать принцип доступности.Интерес к теме проекта вызывает осмысление обучающимися практической значимости результатов работы.

На следующем этапе исследования школьники собирают необходимую информацию. Анализируют её и оформляют работу. Работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетенции школьников. Работа над исследовательским проектом может проводиться учащимися как самостоятельно, так и в группе. Классическим вариантом выполнения исследовательских проектов является, когда класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по
отдельным разделам определенной темы. учащимся предоставлено право самим выбрать форму участия в проекте – индивидуальную или групповую. 

Индивидуальная работа ориентирована на личностные, индивидуальные особенности ученика. Групповая работа способствует формированию коммуникативных компетенций у школьников. Каждый из участников проекта выполняет определённую его часть, внося свой вклад в общее дело. Выводы школьники формируют сообща, на основе результатов исследования.

Так,например, в процессе работы над проектом «Индивид и личность» одна группа школьников находит информацию о инивиде и личности, их особенностях, видах характеров, условиях формирования личности. Другие участники проекта проводят исследовательские наблюдения отличительных особенностей личности в той или иной ситуации. А третья группа  обучающихся оформляет результаты деятельности. На заключительном этапе проводится анализ и оценка деятельности.

Особой ценностью проектов можно считать усовершенствование базовых знаний обучающихся по предмету. В процессе работы над проектом школьникам необходимо изучить литературу по выбранной теме. Для выполнения проекта школьники используют различные источники информации, в том числе и материал энциклопедий, Интернет- ресурсы, публикации, научные журналы, справочники и собственные наблюдения. Полученная информация и использование её в практической деятельности способствует расширению и углублению предметных знаний обучающихся.

Например, при ознакомлениями с изменениями погодных условий они узнают об особых приметах, которые позволяют ее предсказать, а также немаловажную взаимосвязь этих примет с живыми и разнообразными организмами.
Развитию опыта самостоятельной познавательной деятельности у обучающихся способствуют и такие виды деятельности, как сбор необходимой информации для изучения объекта исследования, поиск дополнительных сведений о механизме изучаемого процесса и строении изучаемого объекта, поиск, а затем выбор методов исследования, а также постановка и проведение экспериментальной части проекта. 

Результатом внедрения в образовательный процесс учебных исследовательских проектов являются:

  • формирование у обучающихся умения самостоятельно привлекать знания из различных областей; 
  • умение самостоятельно находить информацию в информационном поле; 
  • умение выдвигать гипотезы; 
  • умение планировать организацию своей деятельности; 
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы; 
  • освоение обучающимися методологии исследовательской деятельности; 
  • умение устанавливать причинно-следственные связи. 

Важным моментом в исследовательской деятельности обучающихся является признание результата их деятельности полезным, значимым для других, положительная оценка сверстниками. 
Применение метода проектов способствует формированию самостоятельной и активной позиции обучающихся в образовательном процессе. 
После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. 


Литература:
  1. «Обучение и развитие» Под ред. Л. В. Занкова.— М.: Педагогика, 1975. 
  2. ГалееваН.Л:«Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии». –М.ООО « 5 за знания»,2006г. 
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с 
  4. И.Ю.Алексашина,Н.И.Орещенко,А.А.Ульянова методика преподавания «Естествознание с основами экологии»-М. Просвещение 2005г. 
  5. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии. -Минск, 2004. 
  6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации ; Народное образование. 2000, №9, с. 177-180.
Сергиенко Наталья Владимировна15.02.2013 11110 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar