РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Совершенствование навыков беглого, осознанного и выразительного чтения

Совершенствование навыков беглого, осознанного и выразительного чтения Федорова Татьяна Владимировна
Г. Старый Оскол
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27 
с углубленным изучением отдельных предметов.»

«Совершенствование навыков беглого, осознанного и выразительного чтения»

Приступая к обучению чтению, учителю нужно многое знать и уметь. Но, прежде всего, нельзя забывать о том, что чтение-это раздел практического курса родного языка. Осознать данный факт - значит получить и принять для себя точную установку для организации учебно-воспитательного процесса, формирующего младших школьников - читателей на уровне современных социальных и научных требований.

Казалось бы, ответ прост: прежде всего, надо обеспечить каждому ребенку умение читать, т. е. способность вступать в осмысленное речевое общение с любым собеседником через написанный им текст.

С первого дня на уроках обучения грамоте должен присутствовать подлинный мотив обучения чтению, тот мотив, который не может не быть адекватным цели: овладевая грамотой, дети должны постоянно совершенствовать навыки беглого, осознанного и выразительного чтения; постоянно узнавать, осознавать, представлять себе возможных для них, интересных им потенциальных собеседников-авторов литературных произведений.

Кроме беглости и правильности, квалифицированное чтение отличают еще два признака: осознанность и выразительность. Это одна из актуальных проблем начальной школы.

Управлять процессом формирования навыков чтения можно при соблюдении следующих условий:

  • при формировании навыков чтения необходимо опираться на развитие таких психических процессов, как воспитание, внимание, память, мышление;
  • навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо;
  • навык чтения необходимо рассматривать как одну из задач уроков математики, окружающего мира, русского языка, истории, музыки. Осуществляя межпредметную связь, мы не только совершенствуем навык чтения, но и способствуем усвоению других учебных дисциплин;
  • занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у обучающихся положительную мотивацию к чтению и книге вообще .
В начальной школе обучают изучающему чтению, а не просмотровому.
Огромную роль в формировании положительного отношения к чтению играет процесс обучения грамоте. Дифференцированный подход к обучающимся в этот период, разноуровневое обучение - важнейшее условие руководства процессом формирования навыков чтения.

Разнообразная работа с книгой, помощь родителей и библиотекаря - важные стимуляторы роста техники чтения и интереса к книге в младшем школьном возрасте.

В школ я работаю 28 лет и считаю урок чтения самым интересным, но очень трудным и ответственным. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно и осознанно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи. Этому помогут такие приемы как: аудирование, прослушивание чтения учителя, чтение в паре, пересказ с опорой на текст, многократное чтение, убыстрение чтения, переход на незнакомый текст, чтение с отрывом взгляда от текста.

Уроки чтения не могут проводиться по стереотипному плану, занятия должны быть бесконечно разнообразны, и это определяется тем, как поставлены цели урока и какие пути ведут, по мнению учителя, к их осуществлению.

Общеизвестно требование: каждый урок должен совершенствовать умение детей читать. Под умением читать, надо понимать не только овладение техникой чтения. Скажем больше: для характеристики полноценного читателя недостаточно только понимать прочитанное. Умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена. А это - высшее умение.

Я постаралась показать эффективность работы по совершенствованию навыков беглого, осознанного и выразительного чтения обучающихся начальной школы как одного из условий гуманного перехода на более высокий уровень обучаемости и привела некоторые примеры, применяемые мною на практике с целью решения данной проблемы.

Фудорова Татьяна Владимировна14.02.2013 20380 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar