РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Патриотическое воспитание младших школьников

Патриотическое воспитание младших школьников Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.
Бернард Шоу


К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Целью патриотического воспитания является развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни, общества, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:

  1. формирование у учащихся активной жизненной позиции.
  2. формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни.
  3. создание научно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в школе.
Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
Психологи установили, что дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью внешнего влияния, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, любить близких, беречь природу, не уверует свои способности и возможности, то в дальнейшем сделать это будет труднее, т. к. потребуется значительно больших душевных и физических затрат. 

Таким образом, именно у детей младшего школьного возраста должна закладываться система нравственно патриотического воспитания и формирования гражданской позиции. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов. Это они, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественно жизнь населения страны. Школьник под влиянием воспитания и обучения расширяет и углубляет познание окружающего мира, его суждения становятся всё более точными, адекватно раскрывающими содержание понятий. Подвергая содержание суждений анализу и синтезу, устанавливая причины и следствия, сравнивая и дифференцируя поведение, у школьника постепенно формируется развитие критического мышления. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для формирования и совершенствования нравственно-патриотического воспитания на основе организации образовательного и инновационного процессов. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательностью, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать соответствующие выводы. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в нравственно-патриотической основе, а также творчества.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Работу по патриотическому воспитанию простраиваю по 5 направлениям:

1. Историко-краеведческая и экскурсионная.
Работа по этому направлению проходит на уроках окружающего мира, дети посещают музеи, библиотеку города, возлагают цветы к памятникам., ежегодно встречаются с ветеранами ВОВ, проводятся праздники к 23 февраля и дню памяти, который проводится 15 февраля.

2. Гражданско-патриотическое направление.
По этому направлению провожу беседы: «Права человека», «Символика России», «Герб и символы Кемеровской области». 

3. физкультурно-оздоровительное:
Кроме уроков физической культуры, ребята регулярно участвуют в мероприятиях посвященных «Дню здоровья», «Веселые старты», «Лыжные гонки» и т.д.

4. Экологическое направление.
Ежегодно дети участвуют в акции «Помоги птицам зимой». Изучают лекарственные растения Кемеровской области.

5. Трудовое направление.
Знакомство с различными профессиями, проведение классных часов на тему: «Все профессии важны», «Кем я хочу быть, когда вырасту? Тем самым дети учатся уважать труд старших.

6. Семейное направление.
Дети изучают историю своей семьи, во втором классе составляли семейное древо, а одна из учениц провела исследование о жизни своей прабабушки и с этой работой выступала на научно-практической конференции.

Использую в учебной и внеурочной деятельности следующие группы символов:

  • словесные (девиз, название, имя);
  • предметные (знамя, форма, нагрудный знак);
  • действенные (ритуалы);
  • музыкальные (мелодии, сигналы);
  • изобразительные (рисунки).
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задач. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом и духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть нечутким к трагедиям отечества и народа.

Список литературы:
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.- Айрис-пресс.- 2002.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4.
3. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М. Республика.- 1998.
4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8.
5. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М. АРКТИ.- 2003.
Одинокова Виктория Анатольевна14.02.2013 44031 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Благодарю Вас за деятельность по привитию нашим деткам чувства патриота своей Родины!
avatar