РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся"

Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся"
Активизация познавательной деятельности младших школьников. 

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем обучения. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому учитель должен развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.

Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Необходимо знать конкретные признаки проявления познавательной активности. В этом, как показало изучение опыта, многие учителя затрудняются. Поэтому действуют интуитивно, принимая хорошую учебу детей за высокий уровень их познавательной активности, что не всегда отвечает действительности( успеваемость лишь один из признаков познавательной активности, но не единственный).Бывает так, что школьник хорошо учится, а уровень его познавательной активности не высок. В классе есть ученик ( Миретин Дима), который очень аккуратно пишет, хорошо читает, но на уроках старается больше отсидеться молча, сам никогда не проявит инициативу ответить на вопросы, выйти к доске. Его постоянно приходиться « шевелить» на уроках. Я поощряю тех детей, которые активны на уроке, хотя не всегда правильно отвечают на вопрос, решают примеры. Добиваюсь , чтобы они доказывали правильность своего ответа, и после обсуждения, они часто сами находят свои ошибки. К таким ученикам относятся Фролов Миша, Спиридонова Диана.

Внешняя активность младшего школьника на уроке ( вмешательство в ответы товарищей, беспредельное желание отвечать и т.д) также не всегда свидетельствует о направленности его мысли. Следует учитывать , что для поведения детей этого возраста характерна подвижность , импульсивность , преобладание процесса возбуждения над торможением. В классе есть дети , которые почти всегда в заторможенном состоянии – это Каширские Ваня и Саша, Хочиева Саглара, Авдеев Андрей. А Очиров Саша, Кудаев Максим, Каракозов Олег- эти ученики постоянно в возбуждении. Моя задача, как учителя , одних расшевелить, других успокоить, но, чтобы и те и другие были активны в познавательной деятельности.

Среди средств активизации учения школьников дидакты выдвигают такие , как «учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации учения.

Содержание учебного материала содействует обогащению и расширению знаний ребенка, приобретению опыта, развитию его кругозора. Однако не все в содержании учения привлекает школьников Поэтому задача учителя – заинтересовать детей. Одним из средств повышения познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала. Так, например, при изучении темы «Ударения» важно показать детям, что знать этот материал необходимо для того , чтобы правильно произносить слова, безошибочно писать в них безударные и ударные орфограммы.

Постановка познавательных задач перед детьми всегда создает проблемную ситуацию, в процессе которой у них могут возникать определенные затруднения. Познавательные задачи стараюсь ставить на всех уроках . Для этого использую методический аппарат учебников , не упуская из виду вопросы , направленные на выработку умения рассуждать, сравнивать, оценивать, сопоставлять.
Доказано, что положительные мотивы учения предопределяют его успех. Поэтому побуждение и мотивация рассматриваются учеными и практиками как специальная педагогическая задача. Важно создать у учащихся правильное , сознательное отношение к учению и по возможности укреплять его. Положительные эмоции стимулируют учение детей, отрицательные убивают интерес к познанию, тормозят их деятельность. Почти все учащиеся в классе переживают из-за отрицательных оценок. Но есть ученики, которые без переживаний относились к тому, что получили «2»( Каракозов Олег).Кудаев Максим рад , когда получает «3», для него только «2» является плохой отметкой. Некоторые не дают дневники для выставления «2» и «3», но это из-за того , что дома их ждет наказание. Но очень радуются, когда исправляют плохую отметку на хорошую.

Занимательность на уроках математики.
 
Одним из средств развития у учащихся познавательного интереса к содержанию учебного материала является занимательность .Я использую различный занимательный материал: дидактические игры, задачи в стихах, загадки, задачи- шутки, задачи-смекалки, задачи-головоломки, ребусы. Занимательный материал можно использовать на разных этапах усвоения материала. Использование его оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой урока.. При ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковым значением чисел использую иллюстрацию к сказкам «Терем-теремок», «Рукавичка», «Репка». «Колобок.(слайд) Учащиеся вспоминают содержание сказки и отвечают на вопросы: кто первым пришел к теремку? Кто пришел вслед за лягушкой? Сколько всего стало жить в теремке?

При изучении первого десятка одним из трудных вопросов является состав десятка чисел. Здесь я предлагаю детям такие игры: «Угадай-ка», « Открой форточку», «Лесенка» и другие.(слайд). В игре «Угадай-ка» дети узнают, из каких двух слагаемых состоит , например, число 8 (4+4,5+3,6+2).Выигрывает тот, кто назовет или напишет наибольшее число случаев.

Игра «Эстафета» может быть проведена в виде соревнования по рядам. Например, двум рядам предлагается одновременно записать все случаи состав числа 10. Выигрывает тот ряд, который быстрее и без ошибок выполнит задание Эта игра еще и развивает чувство коллективизма и ответственности перед товарищами.

Необходимо добиваться, чтобы во время игры работали все ученики. Учащиеся с желанием решают задачи –стихи (слайд):

Известно, сапожек не носит кошка,
Но мама кошке купила сапожки.
Сколько сапожек мама купила,
Чтоб кошка ножек не замочила?

Пять щенят плюс мама- лайка.
Сколько будет? Сосчитай-ка!

У меня четыре книжки,
Две картинки и два мишки,
Кто ответит поскорей,
Сколько у меня вещей?

Наиболее трудной из величин в начальной школе является время, так как время обладает свойством необратимости и продолжительность промежутка времени зависит от того , чем и как он заполнен. 

Смысл основных единиц измерения времени целесообразно выяснить с помощью загадок:
В году у дедушки четыре имени ( Зима, весна, лето, осень).
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят.
Друг друга не находят.

Практика убеждает в том, что занимательный материал оказывает большую помощь учителю в привитии интереса к математике.

Использование занимательного материала на уроках русского языка.

Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.

Уже в период обучении грамоте используются загадки, занимательные стихи, задания в игровой форме. К примеру, прежде чем выделить звуки т и т* из исходных слов кот , котик, я загадываю загадку: « Мягкие лапки, в лапках царапки», для звука к : «Не лает, не кусает, а в дом не пускает»- замок. 

Такой занимательный материал используется для выработки навыков правильного произношения звуков Г,Ж,Ш,Ч,Щ, и др. Например:

1. 

Кто не хочет быть грязнушей,
Моет руки , моет уши
Добела, добела.
Ты журчи, журчи , водица,
Хорошо ты нам помыться
Помогла, помогла!

2. 

В небе тучи, в небе тучи.
Скоро будет дождь плакучий.

Для выработки навыка слогового чтения в букварный период использую следующие игры: игра «Почтальон».Ученик ( почтальон) достает из конверта слоговые карточки и вручает тому, чье имя на конверте, адресат должен из слогов сложить как можно больше слов.

При изучении предлогов предлагается назвать слово, одинаковые по произношению, но разные по написанию.

1. Веснушки.

  • Веснушкам нету сноса, не исчезают с носа.
  • Я , не жалея мыла, зависело б от мыла,
  • Веснушки я б отмыла.

Занимательные стихи помогают учащимся усвоить правильное произношение отдельных слов.

Например:


Телефон опять звонит!
От него в ушах звенит.
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Очень помогает специальная литература. На уроках русского языка и на занятиях кружка я использую книги : « Уроки речевого творчества», « Развивающие задания по русскому языку».

Занимательность на уроках по окружающему миру.

Уроки по окружающему миру направлены на формирование у учащихся экологической культуры. В частности , рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. В основе методики преподавания курса лежит проблемно- поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы, различные творческие задания. Проводят ролевые и дидактические игры. Предусматриваются и экскурсии. На каждом уроке учащиеся работают в рабочих тетрадях, где дописывают определения, выполняют различные творческие задания , отгадывают загадки, сами придумывают их, разукрашивают картинки, отгадывают ребусы. Мои ученики очень любят работать по тестам . Каждый урок начинается с этой работы ( один из видов контроля).

При правильной организации все виды деятельности способствуют привитию у детей интереса к знаниям, усиливают связь их с окружающим миром, содействуют расширению кругозора, приобретению умений и навыков.
« Игра, учение, труд, общественная, художественная, спортивная и другие виды деятельности не заменяют одна другую. Каждая из них имеет неисчерпаемое богатство для развития личности подрастающего человека.»
 

Учитель начальных классов Андросова Н.А.
Андросова Нина Александровна08.02.2013 35020 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar