РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль семьи и школы в воспитании талантливых детей

Роль семьи и школы в воспитании талантливых детей
Роль семьи и школы в воспитании талантливых детей 

Кулагина Е.В.
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»


Намеченные стратегические задачи развития России, в конечном счете, предусматривают создание общества, которое способно дать всем желающим все самое лучшее для личной жизни и творческой деятельности. 

Что же является главным в решении этой проблемы? Ответ однозначен: акцент должен делаться на нашем интеллекте, трезвой самооценке, чувстве собственного достоинства, предприимчивости. Переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен лишь с помощью раскрытия творческого потенциала каждой личности. 

В настоящее время в сфере образования на первый план выходит проблема воспитания творческой личности, становление которой происходит во всевозможных условиях и видах деятельности. 

Творческая личность обладает способностями и многими качествами. Дети, обладающие творческим потенциалом, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Основными особенностями мышления таких детей становятся:
  1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей. 
  2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей. 
  3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи. Это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми. 
  4. Законченность- способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид. 
Для развития творческих способностей талантливых детей в начальной школе необходимо:
  • активно включать талантливых детей в совместную творческую деятельность. 
  • развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся. 
  • вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, поощрять использование дополнительной литературы. 
При выполнении этих условий у учащихся повышается:
  • уровень самостоятельности, 
  • качество знаний и умений, 
  • развивается мыслительная деятельность, речь учащихся, 
  • развиваются творческие возможности. 
Каждый ребенок талантлив по-своему. Большую роль в воспитании таланта ребенка играет семья.
Растущее дарование, немыслимое без развивающейся способности к независимой деятельности, к оригинальности, творчеству, вскармливается любовью. Самоотверженная любовь родителей- это мощный поток энергии наделяющий ребенка силой и способностью сопротивляться испытаниям судьбы. Что чаще всего мешает человеку творчески реализовать себя? Страх неудачи, страх показаться глупым, смешным, странным в глазах окружающих. Любовь близких рассеивает эти страхи, создает основу для уверенности ребенка в себе, для его самоуважения.

Истинная любовь к ребенку предполагает принятие его таким, каков он есть, признание его уникальности и его возможностей для самостоятельного позитивного роста. 

«Люди рождены для творчества - это их богатство, право и основа судьбы». Это утверждение П. Вайнцвайга справедливо для всех возрастов. Пожалуй, никто из родителей не станет возражать против проявления «творческости» у детей. И вместе с тем создается впечатление, что «на коком-то этапе нашей жизни, порой очень рано, наша творческость заглушается родителями, учителями, братьями и сестрами, друзьями, при этом каждый из них, как правило, движимый хорошими побуждениями, убивает в нас радость творческого созидания беспощадной критикой того, что мы делаем». 

Родители и педагоги учат детей делать все только «правильно». Что бы ребенок ни делал- пробовал лепить и сочинять, учился решать или рисовать, всегда рядом оказывается взрослый, который оценивает: «правильно делаешь» или «неправильно делаешь». И когда нам говорят «неправильно», мы переживаем и делаем вывод, что «я не творческий человек», тем самым обесценивая самих себя. И наоборот, по мере творческого роста снижается уровень тревожности, мы усиливаем себя и испытываем чувства радости и надежды. То же происходит с нашими детьми. 

Конечно, это не значит, что нужно совсем отказаться от оценок, от коррекции действий, поступков ребенка. Но было бы большой ошибкой как равнодушное отношение, так и неизменно восторженное. 

Так же предпочтительнее относиться к ребенку, если мы действительно заинтересованы в раскрытии его дарования, способностей?
Н. Роджерс предлагает настроиться так:
  1. Я буду внимательно слушать тебя. 
  2. Я буду уважать тебя и твои решения. 
  3. Я могу не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду. 
  4. Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду толкать тебя силой. 
  5. Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой, временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я об этом скажу тебе прямо «прости». 
Кажется, так просто и понятно, но следовать этим рекомендациям гораздо сложнее. Все ситуации, которые возникают в процессе воспитания ребенка, раскрытия его талантов, предвидеть невозможно, нет готовых рецептов на все случаи жизни. И все же, принимая эти советы и стараясь им следовать , можно разрешить многие проблемы.

Некоторые родители даже не представляют, как много в развитии их детей зависит от родительских действий и ожиданий. Ведь в результате даже небольших усилий со стороны близких возможен реальный прогресс в раскрытии детского таланта.
Процесс воспитания – длительный, требующий много сил, времени. Но нельзя думать, что все уходит впустую. Затраченная энергия, время, терпение дадут свои плоды рано или поздно. Если не верить в это, не понимать роли родителя в развитии ребенка, то бессмысленно мечтать о раскрытии таланта у ребенка.
Литература.
1. Бурменская Г.В. Одаренные дети. М., 1991г.
2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М. 1998г.
3. Дусавицкий А.К. Дважды два = икс. – М.,1985г.
4. Матюшкин А.М. Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб.пос. –М., 2007г.
5. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе». - М., 2000г.
6. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия». – М., 1997г.
7. Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992г.
8. «Начальная школа плюс до и после» № 12 – 2009г., № 11 – 2010г., № 3 – 2012г.
Кулагина Елена Валентиновна06.02.2013 14330 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar