РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формы и методы работы с детьми, находящимися в социально опасном положении

Формы и методы работы с детьми, находящимися в социально опасном положении

Автор: Кожикова Надежда Петровна

Социальный педагог
МКОУ «Новологиновская СОШ» Большереченского района Омской Области

 

 

Формы и методы работы с детьми, находящимися в социально опасном положении 

 

 

Проблема психолого-педагогической поддержки обучающихся оказавшихся в социально опасном положении остается на сегодняшний день достаточно актуальной в системе образования, она требует особого внимания со стороны всех субъектов образовательного процесса.

Статус «социально опасное положение» имеют дети и подростки, находящиеся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья или не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию. А также несовершеннолетние, склонные к девиантному поведению или находящиеся в конфликте с законом.

В настоящее время создана правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства. Принятый 24 июня 1999г. ФЗ № - 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Наряду с тем, что существуют органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, классные руководители должны уделять не меньшее внимание проблеме. Упущенные возможности для развития ребёнка восполнить позднее почти невозможно.

Изучив, свой класс я выявила, что:

3 – ребенка проживают в неполных семьях;
6 – в многодетных;
1 – обучающийся сирота;
1 – семья состоит на контроле в сельской администрации и в БУ «Центре социальной помощи семье и детям» как социально опасная;
8 – обучающихся вызывались на заседание Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних совместно с родителями;

2 – обучающихся состоят на ВШК.

Согласно представленным данным одна обучающаяся проживает в семье находящейся в социально опасном положении и состоит на контроле в БУ «Центре социальной помощи семье и детям», сельской администрации и школе. Кроме того, девочка относится к категории подростков «отклоняющегося (девиантного) поведения».

Основные проблемы в работе с учащейся находящейся в СОП являются:

  • нежелание подчиняться общепринятому режиму в учреждении образования;
  • нарушения дисциплины, пропуски практических и теоретических занятий;
  • недостаточное владение навыками самообслуживания;
  • неумение строить свои взаимоотношения с другими учащимися группы;
  • нежелание участвовать в общественно-полезном труде;
  • плохая обеспеченность жильем;
  • употребление ПАВ;
  • ранние отношения с противоположным полом.

Свою работу планирую в трёх направлениях:

  • работа с ребенком (индивидуальная);
  • работа с классом;
  • работа с родителями;
  • работа с учителями – предметниками, социальным педагогом, педагогом – психологом и т.д.

Только работая в тесном контакте с различными органами и службами можно добиться положительных результатов.
Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов можно эффективно решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития ребёнка.
Моя работа началась с разбора ситуации, которая сложилась, при использовании данных психолого-педагогического обследования подростка.

 

Этапы работы:

1. Этап сбора предварительной информации.

Получение информации о жалобах родителей, педагогов, соседей, жителей села, сверстников в первичной беседе с ними, а также из имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в подростке лиц.

Социально-педагогический и психологический анализ информации о подростке, полученной из более подробной беседы с родителями о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана.

Изучение запроса родителей и учителей – предметников, формирование гипотез относительно проблемы подростка.

Наблюдение за деятельностью подростка в различных условиях.

2. Этап обследования ребёнка при участии педагога-психолога.

  • Определение общей стратегии обследования.
  • Составление конкретного комплекса методик для проведения обследования.
  • Проведение обследования и анализ продуктов деятельности.
  • Проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера, причин имеющихся трудностей.

3. Этап аналитический. 

Включает обработку данных, постановку психологического и социально-педагогического диагноза, составление прогноза, разработку рекомендаций для построения программы.

4. Этап коррекционный.

  • Беседы с родителями и учителями относительно результатов обследования.
  • Обсуждение социально-педагогического заключения и прогноза развития.
  • Совместная работа по профилактике социальных вредностей.

Серьезной ошибкой является использование в работе с учащимися находящихся в СОП мер негативного стимулирования – порицаний, выговоров, различного рода наказаний. Недоброжелательное отношение педагога приводит к возникновению психологического барьера между педагогом и учащимся. Учащийся замыкается в себе, сопротивляется любым попыткам педагога воздействовать на него, его поведение ухудшается.

 

Я стараюсь создавать благоприятные условия социализации личности, влиять на отношения между детьми, побуждать их к самовоспитанию, способствовать установлению в классе благоприятного психологического климата. Поэтому в соей работе я часто использую технологии активизации общения, развития коммуникативных навыков, формирование ценностных ориентаций.

Моя непосредственная деятельность состоит из следующих компонентов:

Ведение учета:

1. Сбор сведений об учащейся и заполнение индивидуальной карты.
Занятость в общественных организациях, кружках, секциях, клубах в учебных заведениях и по месту жительства
Посещение уроков. Составление программы наблюдения урока ученика. Диагностической карты. Составление характеристики на ребенка по форме.
Наблюдение за ребенком, фиксирование способов общения, оформление документации.
Профилактическая работа: беседы авторитетных лиц с ребенком, консультирование с приглашением врачей, психологов, инспекторов ПДН из районного центра.

  • организация практических мероприятий, направленных на профилактику отклонений в поведении: диспуты (простые или с просмотром видеофильмов), тренинги, систематическая диагностика особенностей личности ребенка, включающая:
  • проблемные классные часы:

«Смысл жизни»
Цели и задачи: помочь учащимся разобраться в своих собственных взглядах и убеждениях; разобраться вместе с учащимися в ситуациях, когда взгляды и убеждения могут влиять на их жизнь и взаимоотношения с другими людьми.

 

«Познай себя»
Цели и задачи: рассмотреть вместе с учащимися различные человеческие качества, необходимые для самоуважения, самоутверждения и достойных отношений с окружающими; акцентировать внимание учащихся на их собственных человеческих качествах.

«Свобода и ответственность»
Цели и задачи: определить различия между свободой и вседозволенностью.
«Как противостоять давлению среды»
Цели и задачи: обдумать способы своего поведения в случае, если оказывается отрицательное влияние; рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению среды; проанализировать, как давление среды, взаимоотношения с друзьями влияют на наше решение относительно курения, употребления алкоголя, наркотиков.

  • диагностика личности ребенка:

«Недописанный тезис» (ценности и убеждения)
Цель: определение ценностей и убеждений ребенка, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка.

 

«Недостатки – продолжение достоинств»
Цель: эта методика позволит по-новому взглянуть на подростка. Выявить наиболее развитые качества ребенка.
В работе с ребенком я никогда не забываю о принципе опоры на положительные качества человека, ибо при осуществлении значимой интересной деятельности у подростка возникают положительные переживания, которые я использую в дальнейшей своей работе.

«Социометрия»
Цель: определение места подростка в труппе сверстников.

Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)
Цель: позволяет выявить преобладание у девочки направленности личности на внешние стимулы, что свидетельствует о её убеждённости в том, что её неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. 

Методика «Шкала совестливости»
Цель: определение уровня «совестливости», демонстрирующую низкую степень уважения к социальным нормам и этическим требованиям.

Методика «Анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания учащейся в семье», применение которой, позволило получить данные по следующим аспектам:

  • состав семьи;
  • образование членов семьи;
  • специальность отца и матери;
  • отношение родителей к рождению ребёнка;
  • устойчивость семьи;
  • главные причины ссор;
  • главный источник конфликтов родителей и ребенка;
  • кто из работающих членов семьи занят воспитанием ребенка;
  • какие учреждения дочь посещала, в течение какого срока;
  • где и как ребенок отдыхает летом;
  • участие родителей в воспитании детей;
  • соотношение запретов и разрешающих действий;
  • характер и количество наказаний, применяемых к девочке;
  • как в семье организован досуг.

Выявив, благодаря диагностическому материалу интересы и склонности девочки, направляю её на кружок по интересам.
Работа с классом, девочками направлена на профилактику отклонений в поведении.
Встреча девочек класса с медицинским работником с целью беседы.

 

Тема: «Женское здоровье, гигиена».
Встреча класса с участковым инспектором с целью беседы.

Тема «Подростки и правонарушения. Статистика. Меры наказания».
Тренинговая игра «Кораблекрушение»
Цель: сплочение коллектива.

Ролевая игра «В синем море»
Цель: привить старшеклассникам навыки коммуникативного общения, развить способность к стратегическому мышлению.
Встреча класса со специалистом по молодёжной политике с беседой на тему «Проведение досуга», «Посещение палаточных лагерей», участие в молодёжных конкурсах, сборах.
По окончании коррекционных занятий с подростками была проведена беседа о замеченных ими изменениях в собственном поведении и поведении членов группы, ситуации, характере межличностных отношений. Ученики указывали на повышенный эмоциональный настрой, несмотря на то, что во время занятий были и отрицательные эмоции. Заметно эмоциональное сближение, смягчение контактов, эмпатийные проявления, сочувствие, сопереживание, желание оказать поддержку, выслушать и понять того, кто раньше не воспринимался как индивидуальность.

В результате рефлексии произошла переоценка некоторых ценностей и понятий.
В данной ситуации проблема усугубляется тем, что ребёнок из неблагополучной семьи, поэтому немало усилий надо приложить к работе с ней: выяснить степень необходимого вмешательства в проблему семьи. Для этого я совместно с социальным педагогом определяю причину неблагополучия.

В качестве инструмента для сбора информации использовались две основные методики и одна дополнительная. За основные были приняты: методика исследования стиля родительского отношения к детям (Я.А. Варги, В.В. Столина) и методика анализа семейного воспитания (опросник АСВ) авторов Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса).
Опросник родительского отношения позволил получить результаты, констатирующие наличие или отсутствие нарушений в родительском отношении к ребенку. Полученная информация дала возможность судить о наличии связи этих нарушений с девиантным поведением девочки.

Целью проводимой работы с родителями, являлась профилактика дисгармонии семейных отношений, установление недостатков семейного воспитания, как важнейших факторов, вызывающих девиантное поведение ребенка. Среди поставленных задач работы с родителями были выделены:

  • осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям, определение наиболее целесообразных форм работы;
  • осуществление комплексной работы в семье в целях восстановления здоровых взаимоотношений между её членами и коррекции имеющихся отношений в семейном воспитании.

Поставленные задачи, определили формы и технологии работы, которые использовались нами при оказании психологической помощи родителям (3 этапа, совместно с психологом): психологическое консультирование, проведение психокоррекционных занятий, организация и проведение групповых тренингов с родителями.

  1. Создание и оформление индивидуальной карты (включающей в себя: тип семьи, состав, данные о родителях и детях, жилищно-бытовые условия, признаки неблагополучия семьи, тип семейного воспитания, описание психологического климата, содержание коррекционной работы).
  2. Разработка мероприятий для работы с семьёй и ребёнком. Причем учитываются данные первичной диагностики.
  3. Реализация комплексной деятельности, направленной на достижение поставленной цели.

Затем с родителями проводятся индивидуальные консультации с целью изменения установок и позиций родителей, негативно влияющих на поведение детей, а также устранить те условия в семейном воспитании, которые способствуют формированию девиантного поведения.
В ходе консультирования вырабатывались стратегии поведения родителей при взаимодействии с детьми с учетом индивидуальных особенностей, условий семейного воспитания по отношению к детям, давались рекомендации по применению конструктивных способов взаимодействия в семье.
Консультации проводились еженедельно в течение месяца.
Коррекция нарушенных норм семейного воспитания осуществлялась путём проведения психокоррекционных занятий, направленных на восстановление взаимопонимания в семье, улучшение детско-родительских отношений, возникновение эмоциональной близости, исключение отчуждённости. Занятия проводятся с детьми и родителями (обязательно вместе).

Среди различных методов отдаю предпочтение тренинговым упражнениям и ролевым играм, как наиболее эффективным способам моделирования и усвоения социально приемлемых моделей детско-родительских отношений.
Работа с родителями также включает:

1. Посещение семьи для: 

 

  • беседы по проблеме,
  • осмотра жилищно-бытовых условий,
  • наличия у ребенка места для отдыха и занятий.

2. Родительские собрания:

 

Тема: «Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых»
Цели и задачи: обсуждение с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома; формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядом, для успешности учебной деятельности в девятом классе.Форма проведения: дискуссионный клуб.

Тема: «Таланты и поклонники»
Цель и задачи: укрепление духовной связи с учащимися; поддержка творческих успехов учащихся; формирование потребности к творчеству у родителей и подростков.
Форма проведения: вечер в кругу друзей.

3. Взаимодействие с учреждениями, способными помочь семье, (совместно с социальным педагогом, если в семье материальные проблемы, проблемы со здоровьем детей или родителей, жилищные, психологические проблемы).

4. Рекомендации, консультации педагогов, психолога, социального педагога по воспитанию детей (психологические проблемы);

5. Бесплатное обеспечение обучающихся комплектами учебников (семья относится к категории многодетной);

6. Защита прав детей, пропаганда законодательства о несовершеннолетних (совместно с социальным педагогом) оформление юридического уголка, беседы с родителями, детьми инспектора по охране прав детей, социального педагога, работа с учреждениями, ведомствами, имеющими отношение к охране прав детей (приглашение для беседы сотрудников милиции).
Всесторонний анализ положения учащегося и семьи является базой для принятия решения о том, какого вида помощь по реабилитации семьи необходимо обеспечить. Этот анализ проводится на этапе работы с учащимся и семьей, находящейся в социально опасном положении. Он позволяет вносить коррективы в план помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении.

Данный анализ включает:

  • сбор и анализ информации о семейной динамике и средовых факторах, повышающих вероятность жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей;
  • сбор и анализ информации о сильных сторонах семьи и имеющихся ресурсах, позволяющих улучшить уровень функциональности семьи;
  • формулирование конкретных целей и задач работы специалистов в данной семье;
  • выявление услуг, наилучшим образом отвечающих потребностям учащегося и его семьи;
  • анализ эффективности выполнения плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении. 

Всесторонний анализ положения семьи включает также анализ её окружения и отношений между её членами, изменений положения семьи в процессе социальной работы и должен завершаться документированием полученных результатов.
Неудовлетворение основных жизненных потребностей учащихся обычно являются симптомами личных, семейных, средовых или общественных проблем. Одни и те же «симптомы» могут потребовать различных способов разрешения. Если мы не поймем, как взаимодействуют факторы, способствующие возникновению социально опасного положения для семьи и учащегося, вся наша работа по составлению планов обеспечения безопасности и проведения вмешательств может не принести желаемого результата. Соответственно, точная всесторонняя оценка положения дел в семье является краеугольным камнем этой работы.

 

Построенная таким образом работа, позволяет достаточно успешно справляться с проблемой ребенка, находящегося в социально опасном положении. Именно чуткое, внимательное, гуманное отношение к детям, а особенно к тем, кому его не хватает такого отношения в семье должно идти от каждого педагога. Знание особенностей, возможностей и недостатков каждого ребёнка, стремление включить их в активную разнообразную деятельность в классе. Только изучив и обобщив всю информацию о ребенке (его состоянии, трудностях в учебе, в отношениях со сверстниками, семейные проблемы) можно ему чем-то помочь.
Особенно важна своевременная помощь. При правильном подходе, при снятии внешних причин, при правильной медико–психолого-педагогической помощи ребёнку личностные недостатки, особенно в детском возрасте, сглаживается, дети нормально адаптируются в коллективе и не вызывают особых трудностей в воспитательном отношении.
 

Памятка классного руководителя
  • Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
  • Помните, что психологическая атмосфера в детском коллективе, прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности.
  • Умейте слушать детей.
  • Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
  • Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, ранимы.
  • Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.
  • При общении с детьми педагог на должен забывать об эмпатии (сочувствие, сопереживание ребенку) и педагогической рефлексии (объективной оценки себя, самоконтроль).
  • При работе с «трудными» подростками следует так организовывать деятельность, при которой «трудному» ребёнку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успеха».
  • Помните, что преподаватель должен быть творческой личностью, «исследователем», а не простым «урокодателем», обезличенным носителем информации.
  • Чаще улыбайтесь детям. Школа, лишённая оптимизма, деградирует и умирает, преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не может научить их даже таблице умножения.

 

Кожикова Надежда Петровна17.02.2013 189240 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar