РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Реализация здоровьесберегающих образовательных  технологий в учебном процессе
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. 

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. 

Физическое здоровье: 

  • это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); 
  • это состояние роста и развития органов и систем организма, основу 
которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение). 
Психическое здоровье: 
  • это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и 
  • моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); 
  • это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение). 
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. 
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. 


Духовное здоровье - система ценностей и убеждений. 

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. 

Здоровый образ жизни: 

  • благоприятное социальное окружение; 
  • духовно-нравственное благополучие; 
  • оптимальный двигательный режим (культура движений); 
  • закаливание организма; 
  • рациональное питание; 
  • личная гигиена; 
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); 
  • положительные эмоции. 
Главная цель нашего педагогического коллектива - формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, сохранение и укрепление физического здоровья школьников, формирование основ здорового образа жизни. 

Основными задачами для нас на пути достижения указанной выше цели являются: 

  1. оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика; 
  2. проведение системы лечебно-оздоровительных мероприятий; 
  3. реализация системы профилактических мероприятий; 
  4. организация физкультурно-массовых мероприятий; 
  5. оптимизация системы психологической помощи учащимся; 
  6. формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогическом коллективах. 
  7. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. 
Наша работа строится в соответствии со следующими принципами здоровьесберегающей педагогики. 
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса. 

Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. 
Принцип наглядности – для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. 

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на, приступить к познанию последующего, более сложного материала. 

Один из специфических принципов, выражающих закономерности педагогики оздоровления - принцип «него Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. 

Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы 

Принцип постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой. 
Принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. 

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. 
Двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 

Все здоровьесберегающие технологии, которые мы применяем в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы: 

  1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; 
  2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; 
  3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями. 
Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий. 

1 группа: Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. 
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. 
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. 

Активные методы (ученик в роли учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) 
Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. 
Поза учащегося, чередование позы Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек 

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. 

Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу 

2 группа: Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников 
Анализ научно-методической литературы и практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий. 

Правило 1. Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на уроке. 
Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. 
Задавание вопросов является показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности, что и служит показателем его психофизического состояния, психологического здоровья 

Правило 2. Использование каналов восприятия

Образовательный процесс всегда связан с получением новой информации, которая лучше запоминается, если задействованы различные каналы. Например, от просто прочитанного в памяти остается только 10% информации, от услышанного -20%, от увиденного – 30%, от того, что слышим и видим, -50%; от того, что используем в своей практической деятельности и особенно в самостоятельном творчестве – 90%. Отсюда вывод: необходимо использовать различные источники информации. 

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

Работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели, года и зависит и от возрастных особенностей детей. Поэтому мы учитываем это при составлении расписания. 

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

Учет интенсивности умственной деятельности детей на уроке позволяет снизить утомление, поддерживать и восстанавливать работоспособность, что и будет способствовать здоровьесбережению. 

3 группа: Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. 

Психологическое сопровождение образовательного процесса имеет огромное значение для адаптации и успешного обучения. 
Снятие эмоционального напряжения. 
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. 
Создание благоприятного психологического климата на уроке. 
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. 
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. 
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. 
Каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. 
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что приводит и к более качественному усвоению знаний и к более высоким результатам. 
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали. 

4 группа: Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. 

Среди образовательных технологий выделяются технологии личностно-ориентированного обучения, которые учитывают особенности каждого ученика и направлены на возможно более полное раскрытие его потенциала. 

Сюда относятся технологии личностно-ориентированного обучения: 

  • технологии проектной деятельности 
  • технологии дифференцированного обучения 
  • обучение в сотрудничестве 
  • разнообразные игровые технологии 
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. 

Воспитание ценностного отношения к здоровью - это длительный и последовательный процесс, включающий в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей активной здоровьесберегающей жизненной позиции. 

Здоровьесберегающими технологиями являются те, использование которых идет на пользу обучающимся. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и интерес к уроку. Этому не научит ни один учебник. Это наш самостоятельный путь к мастерству. 

Использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. 

Здоровье ученика в норме, если: 

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; 

б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; 

в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться; 

г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; 

д) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен. 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни. 

Школа с 2006 по 2010 год являлась опорно-методической площадкой КРИРОиПК по направлению «Здоровьесбережение» (научный руководитель Яковлева М.А. , утверждено Приказом ГОУ ДПО КРИРОиПК №75-КП от 22.02.2006г.). 

В школе ведётся пропаганда здорового образа жизни: акции «ЗОЖ», внеклассные мероприятия (классные часы, беседы), функционирование военно-патриотического клуба «Оптимист» (организация походов), участие в районных соревнованиях, спартакиадах. 

Регулярно проводится диагностика и мониторинг здоровья: 

  • медосмотр 2 раза в год. Функционирование зубного кабинета; 
  • мониторинги по состоянию здоровья учащихся (по полугодиям); 
  • проведение медосмотров узкими специалистами; 
  • приглашение медработников с беседами на классные часы; 
  • диагностика школьной тревожности; 
  • анкета напряжённости; 
  • психологическое обследование детей. 
Проводится профилактика заболеваемости обучающихся. В школе соблюдается тепловой, световой, питьевой режим. Организовано двухразовое питание. Создана благоприятная психологическая обстановка. Работает психолог. 

Ежегодно функционирует детский оздоровительный лагерь. 


Обеспечивается двигательная активность обучающихся: 

  • динамические паузы в начальных классах; 
  • спортивные часы и секции во всех классах. 

Литература: 
1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990. 
2.Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе 
/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009. 
3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 1998. 
4.Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005. 
5.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с. 
6.Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с. 

Электронные ресурсы: 
1. Биология, обучающая энциклопедия: http://www.informika.ru/text/database/biology/ 
2. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru 
Попова Светлана Михайловна28.02.2013 53370 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar