РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование представления о войне по школьным учебникам

Формирование представления о войне по школьным учебникам

Формирование представления о войне по школьным учебникам. 

Освещение событий Великой Отечественной войны в школьных учебниках по новейшей отечественной истории для учителей школ является проблемой. Страна, пережившая такую трагедию, очень трепетно относится к этому знаковому событию. На учебники истории возлагают большую долю ответственности за формирование должного образа Великой Отечественной у подрастающего поколения. Мало того что мы ждем от учебника верного изложения событий войны, но через изучение истории Великой Отечественной предполагается осуществлять гражданское и патриотическое воспитание. Хотя говоря об освещении событий Великой Отечественной войны в школьных учебниках, мы акцентируем внимание на содержании или объеме рассматриваемого на уроках материале. Важно, какими методами излагается в современных школьных учебниках материал, посвященный событиям ВОВ, т.к. именно от формы его подачи, а не от конкретного содержания и объема текста зависит в первую очередь воспитательное воздействие учебной книги. 

Школьник должен понять, в чем проявился героизм людей во время войны, но как доказать, что это действительно был героизм, как рассказать о страхе войны, о тяготах и лишениях, как вызвать сопереживание и сострадание. Нет такого в школьном учебнике. Учебник предполагает монологичность рассказа, а ученика нужно вызвать на диалог, чтобы он показал свое отношение к описываемым событиям. Первый раз в учебной программе с подробным изучением событий Великой Отечественной войны учащиеся встречаются в 9 классе (в начальных классах они получают общее представление) и от того как он воспримет изучаемое событие сформируется их отношение к событиям войны. И не только от учебника, а в большей мере от учителя зависит представление учащегося о важном для нашей страны события. Эмоциональный фон сопереживания должен идти от учителя, но если он требует запоминания изложенного материала, то и учебник, который сейчас в школе, не поможет исправить допущенной ошибки. То, что ученик получил в школе остается основой для дальнейшей взрослой жизни, и можно только строить предположения во что могут превратиться ростки посеянного равнодушия.

Чтобы учебник вызвал ученика на диалог необходимо добавить в него собеседников, обращающихся к нему, например: профессионального историка, участника событий, и пусть там будут и противники, очевидцев событий - людей разных возрастов и занятий.. Учащиеся увидят разное восприятие войны, разные переживания, а обращение в заданиях к собственному мнению позволит задуматься о своих чувствах и переживаниях. Задания "приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), содержащиеся в учебной литературе” будут учащимися выполняться намного легче, так как они увидят события войны с разных взглядов.

Еще хочу выделить такой момент, в учебниках до минимума сокращен иллюстративный материал, но значение принципа наглядности никто не отменял и он помогает понимать и запоминать.

Моя точка зрения, на формирование представления о войне по школьным учебникам, сформирована в ходе работы в общеобразовательной школе, я использую все ресурсы, чтобы учебник расширить и дополнить при изучении разных тем, но Великая Отечественная война всегда стоит на особом месте. В ходе войны в нашем крае проходили решающие события Сталинградской битвы. Рассказ о них идет по внеучебному материалу, по воспоминаниям земляков, в душах молодого поколения это оставляет неизгладимый след и места равнодушию там нет.

Грибенникова Валентина Анатольевна08.02.2013 11130 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar