РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики»

«Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
средняя общеобразовательная школа № 9 
города Нижнего Новгорода 
 
«Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики» 


Выполнила: 
Залядинова Альфия Зангерайевна 
учитель начальных классов 
МБОУ средней 
общеобразовательной школы №9 
Нижний Новгород 

Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. 

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. 
 
Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. 
Задача учителя научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга заданиями. Уметь выделять учебную задачу это значит ясно представить себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-то конкретное задание.  

Учебные задания курса математики Истоминой Н.Б., по которому мы работаем, (УМК «Гармония») сформулированы таким образом, что побуждают детей рассуждать, строить высказывания, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи, то есть создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. 

Я подобрала и сгруппировала занимательный дидактический материал для уроков математики в 1 -4 классах. Материал соответствует основным требованиям ФГОС в начальной школе. Мною рассматриваются такие темы как пространственные представления, порядок возрастания и убывания, сложение и вычитание, деление и умножение, нумерация многозначных чисел, действия с многозначными числами, задачи на движение, нахождение периметра и площади, задачи с дробями, решение логических задач и нестандартных примеров.

В своей работе я использую приёмы педагогической техники, обеспечивающие полноценную учебную деятельность учащихся. Это стимулирование познавательной деятельности и игровая учебная деятельность. 

Поддерживать и развивать интерес к учёбе мне помогают нетрадиционные задачи, задания на смекалку. Я сделала подборку задач Григория Остера. 


Дети с интересом их решают. 

Например: 

  1. Когда младенца Кузю поцарапала кошка, он кричал 5 минут, когда его укусила оса, он кричал на 3 минуты больше, но, когда его мама начала мыть с мылом, Кузя кричал в два раза дольше, чем после укуса осы. Мама мыла Кузю 9 минут. Сколько минут кричал уже вымытый Кузя? 
  2. В поисках Царевны—лягушки Иван—царевич обследовал 4 болота. На каждом болоте было по 357 кочек, а на каждой кочке сидело по 9 лягушек. Сколько лягушек перецеловал Иван—царевич в поисках своей невесты? 
Задачи в стихах 

Задачи в стихотворной форме всегда нравятся ребятам больше обычных задач. Они эмоциональны, легче запоминаются. Поэтому я всегда предлагаю детям для решения такие задачи. 

Например: 

Пять зелёных лягушат 
На песочке в ряд лежат. 
Одному из пяти братцев 
Захотелось искупаться. 
Остальным же неохота 
Возвращаться вновь в болото. 

– Сколько лягушат осталось лежать на песке? (4) 

Назову я вам число, 
Всем известное оно. 
Попрошу вас не зевать 
«Соседей» у числа назвать.У 4? У 7? У 6? 

Малыши оживляются, у всех на лицах улыбки, каждый спешит сообщить ответ. Задачи в стихах можно использовать в любом классе, если они соответствуют уровню знаний учащихся.

1. Задали детям в школе урок: 
 
Прыгают в поле сорок сорок, 
Десять взлетели, 
Сели на ели. 
Сколько осталось в поле сорок? 
 
2. Я, Сережа, Коля, Ванда — 
Волейбольная команда. 
Женя с Игорем пока — 
Запасных два игрока. 
А когда подучатся, 
Сколько нас получится?
 
3. К двум зайчатам в час обеда 
Прискакали три соседа. 
В огороде зайцы сели 
И по три морковки съели. 
Кто считать, ребята, ловок, 
Сколько съедено морковок? 

Часто в своей работе использую задания на смекалку. 
  • Логические упражнения «Найди недостающую фигуру». 
  • Головоломки 
  • Как разделить этот циферблат на 6 участков любой формы, чтобы сумма чисел, попавших на каждый участок, была одинаковой? 
  • Ребусы Магические квадраты 
  • С целью стимулирования познавательной деятельности использую приём «Привлекательная цель» 
  • Замечательные игровые стишки приводят детей в восторг
Перед учеником ставлю простую, понятную и привлекательную для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет то учебное действие, которое планирую я. 

Чтобы повысить интерес к учебному материалу применяю приём «Путешествие в прошлое» 

С целью поддержания интереса к учёбе я использую приём «Лови ошибку!» 
Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Как только произношу нечто, что может вызвать у учеников сомнение, взметается вверх рука и следует реплика: « А я не верю! Докажите, что…» Это действует Фома Неверующий. Планируя ошибку, планирую, и её убедительность. Я считаю, что есть смысл учителю делать ошибки в ошибко - опасных местах. Например: 2 + 2 * 2 = 8 
Ученики должны заметить ошибку и доказать, что правильным ответом будет 6. Это задание можно выполнять в форме групповой работы. 

Ребята ищут ошибку, спорят, совещаются.…Придя к определённому мнению, группа выбирает спикера. Спикер оглашает задание и результат его решения перед всем классом. 

Учу детей мгновенно реагировать на ошибки. За внимание и вдумчивость поощряю учащихся и в качестве награды использую «переходящую почётную шляпу Фомы Неверующего». 

Для младшего школьного возраста наряду с учебной деятельностью ведущей так же является и игровая деятельность. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет не кто. 
Игровая учебная деятельность способна увлечь, поставить детей в активную позицию. 
На этапе актуализация опорных знаний предлагаю детям игру. 

При изучении темы: Воспроизведение последовательности чисел от 0 до 10 в порядке возрастания и убывания, начиная с любого числа, через одно число, через два числа. С детьми мы играем в игру «Путешествие по городам». 
На доске записаны числа от 0 до 10, рядом с каждым числом указано название города. 

По указанию учителя дети называют числа, например, через одно от 0 до 10. 
Вызванный к доске ученик проводит линию (прокладывает маршрут путешествия). 
Аналогично называются числа через два от одного, двух или трех. 

В трудный момент, чтобы растворить скуку однообразия на помощь приходят математические цепочки, особенно, если это красочно оформлено на новой интерактивной доске. 

Детям нравятся всевозможные упражнения и игры с геометрическими фигурами: определи количество фигур, сравни их количество, составь похожий рисунок по предложенному образцу. 

Игровые задания способствуют не только формированию вычислительных навыков, но и развивают внимание, логическое мышление, способствуют развитию умений применять свои знания в нестандартных ситуациях. 
Благодаря приёмам обратной связи я отслеживаю настроение учеников, степень их заинтересованности. О своём эмоциональном состоянии ученики сигнализируют мне с помощью карточек со стилизованными рисунками. 

Иногда этим же приёмом я и заканчиваю урок. Если улыбок стало больше, значит, урок удался! 
Свое выступление я хотела бы закончить словами замечательного педагога В. А. Сухомлинского. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 

Список литературы 
  1. Игнатьев В.А. «Внеклассная работа по арифметике в начальной школе» Москва, «Просвещение» 1965 г. 
  2. Котов А.Я. «Вечера занимательной математики» Москва, «Просвещение» 1967 г. 
  3. Сорокин П.И. «Занимательные задачи по математике» Москва, «Просвещение» 1967 г. 
  4. Труднев В.П. «Считай, смекай, отгадывай!» Москва, «Просвещение» 1970 г. 
  5. Труднев В.П. «Внеклассная работа по математике в начальной школе» Москва, «Просвещение» 1975 г. 
  6. Остер Г.Б. «Задачник» Москва, «Спарк-М» 1995 г. 
  7. Байрамукова П.У. «Внеклассная работа по математике» Москва, «Издат-школа «Райл» 1997 г. 
  8. Зак А.З. «600 игровых задач для развития логического мышления детей» Ярославль, «Академия развития» 1998 г.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.