РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок физкультуры как средство формирования у учащихся потребности в ЗОЖ

Урок физкультуры как средство формирования у учащихся потребности в ЗОЖ
ВВЕДЕНИЕ 

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
 

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник»,гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих. 

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья –социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. 

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. 

Актуальность настоящего исследования определяется противоречиями между:
  • повышением интенсивности учебного труда и ростом числа учащихся с ослабленным здоровьем; 
  • высокими требованиями к здоровью подрастающего поколения и малоподвижным образом жизни подростков. 
  • необходимостью формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью этой проблемы в современной школьной практике. 
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Урок физической культуры как средство формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни». 

Цель опыта состоит в разработке и реализации условий формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни через урок физкультуры. 

Объект исследования – урок физической культуры. 

Предмет исследования – педагогические условия формирования у учащихся среднего школьного возраста потребности в здоровом образе жизни. 

Гипотеза исследования определена следующим образом. 

Процесс формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни будет протекать более эффективно, если:
  • будет разработан комплекс психолого-педагогических приёмов, способствующих мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни; 
  • взаимодействие педагога с учащимися будет строиться с учётом личностных, психологических и физиологических особенностей ребёнка, его интересов и возможностей здоровья; 
  • в урочной и внеклассной деятельности будет создан благоприятный психологический климат. 
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:
  • изучение специальной психолого-педагогической литературы и современных образовательных технологий по проблеме формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни; 
  • ознакомление с особенностями здоровья учащихся, рекомендациями специалистов, индивидуальных психологических и физиологических особенностей каждого ребёнка, его интересов, уровня физической подготовленности; 
  • отбор и разработка комплекса мер по взаимодействию с учащимися и реализация их через организационную и содержательную стороны урока физического воспитания; 
  • осуществление анализа результативности работы посредством составления мониторинга. 
Забота о здоровье детей была в центре внимания многих ученых и практиков. В работах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, В.А. Сухомлинского охарактеризована роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни. 

Приобщение детей к здоровому образу жизни происходило в контексте физического (Л.П. Греев, А.П. Матвеев, С.Б. Мельников и др.), гигиенического (Г.Н. Сердюковская, И.И. Соковня-Семенова и др., нравственного воспитания (О.С. Богданова, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов и др.). 

В последние годы вопросы охраны здоровья человека рассматриваются в концепции воспитания экологической культуры личности, разработанной в лаборатории экологической культуры Института семьи и воспитания (Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова и др.), а также в контексте педагогической валеологии (Г.К. Зайцев, Л. Г. Татарникова, Б.М. Чумаков и др.).

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ. 

В условиях социально-экономического кризиса в нашей стране обострились противоречия между биологической сущностью личности и социальными условиями ее существования, между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей, произошло резкое снижение уровня здоровья населения, что воспринимается многими учеными как катастрофическая ситуация, ставящая под сомнение существование нации. 

На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: снижение уровня жизни в целом по стране, повсеместное ухудшение экологической обстановки, изменение в материальном положении и воспитательном потенциале семьи. Доля вины за сложившееся положение возлагается на школу, которая не отвечает современным требованиям гигиены и возрастной физиологии, вызывает дезадаптацию, хроническое переутомление детей и провоцирует рост заболеваний. 

В этой связи проблема сохранения здоровья и воспитания здорового образа жизни у школьников представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики. 

Однако в теории воспитания акцент ставился преимущественно на сохранении и формировании физического здоровья через пропаганду здорового образа жизни. При этом личностный и мотивационный компоненты формирования мотивов здорового образа жизни были разработаны недостаточно. 

Изучение нами ценностных ориентаций подростков показало, что здоровье в иерархии ценностей у подростков занимает 4-5 место, вслед за такими ценностями, как «наличие верных друзей», «свобода», «любовь», что свидетельствует о достаточно низком уровне побуждений к здоровому образу жизни и согласуется с данными психолого-педагогических исследований (М.М. Борисов, А.А. Касаткин, В.Н. Куликов и др.). Для 56,2% подростков значимы функционально-рекреационные ценности, для 23,8 % – духовно-эстетические, для 20% – учебно-ценностные, связанные со здоровым образом жизни. Полученные данные подтверждают необходимость формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у школьников. 

Анализ современных исследований, собственный опыт работы показывают наличие предпосылок формирования ЗОЖ:
  • понимание здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности, определяемой как биологическими, так и социальными факторами; 
  • необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни школьников; 
  • недостаточность раскрытия путей включения подростка в процесс овладения основами ЗОЖ, слабо разработаны критерии и показатели сформированности мотивов здорового образа жизни; 
  • реализуется не в полной мере потенциал взаимодействия педагогов и учащихся, от которого зависит формирование здорового образа жизни подростка; 
  • необходимость дальнейшего уточнения и разработки вопросов содержания и методики реализации педагогических программ формирования мотивов здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы. 
Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяют нам определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни. 

Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, активизирующих (энергетизирующих) и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья. 

Понимание, сущность потребности в здоровом образе жизни требуют осмысления такой базисной категории, как «здоровый образ жизни». В нашем исследовании под здоровым образом жизни понимается система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сферах различной деятельности (учебной, бытовой, общественной, коммуникативной), отражающая отношение к себе, к социальной среде, окружающей природе с позиции ценностей здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности. 

Существующая школьная практика показывает, что приобщение школьников к здоровому образу жизни, формирование осознанных побуждений к нему не всегда носит целенаправленный характер. Обозначенное состояние практически объясняется отчасти отсутствием в теории целостной концепции, раскрывающей пути и условия формирования мотивации к ЗОЖ в условиях общеобразовательной школы. 

Процесс формирования мотивации ЗОЖ у школьников целесообразно рассматривать, на наш взгляд, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера школьника, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс. 

Таким образом, реализация процесса формирования мотивации ЗОЖ школьников предусматривает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, в частности, валеологизация содержания учебных дисциплин, с другой стороны, – на изменение внутриличностной сферы посредством сознательно – волевой работы по осмыслению, переосмыслению школьниками отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни. 

С позиции системно-целостного подхода процесс формирования мотивации здорового образа жизни выстраивается с учетом логики развития данного психологического феномена, предполагающей движение мотивации от системных проявлений к устойчивому функционированию, и предусматривает несколько этапов:
  • Ориентационный этап, в процессе которого у подростков формируется положительное отношение и интерес к здоровому образу жизни, осознается ценность здоровья для самореализации. 
  • Этап становления, в ходе которого формируются потребности в здоровом образе жизни, стремление к самообразованию в данной сфере с позиции ценностей здоровья. На этом этапе цель определяется как формирование устойчивой мотивации ЗОЖ, характеризующейся устойчивым интересом к проблеме, стремлением к самообразованию в области ЗОЖ, самооценке и коррекции отдельных компонентов жизнедеятельности с позиции ценностей здоровья. 
  • Этап генерализации, основным содержанием которого является становление целостной системы мотивов здорового образа жизни, обеспечивающее проектирование жизнедеятельности с позиции здорового образа жизни. На этом этапе четкой становится субординация мотивов, углубляются социально-ценные мотивы учебной деятельности с позиций здорового образа жизни, стимулируются побуждения к уверенной реализации валеологических знаний и умений в организации учебной деятельности, в новых ситуациях, потребность в творческом проектировании жизнедеятельности с позиций здорового образа жизни. 
Для реализации цели ориентационного этапа наиболее действенными являются следующие средства:
  • насыщение содержания материала учебных дисциплин современными знаниями в области проблем здорового образа жизни («ЗОЖ – сущность, современные подходы», «Здоровьесберегающие технологии в образовании»» и др.), занимательной информацией, историческими справками («Генезис и перспективы развития ЗОЖ »); 
  • включение материала, имеющего профессиональную направленность («Моя будущая профессия и здоровье», «Карьера и здоровье» и др.); 
  • создание ситуаций самоанализа (оценка своего здоровья по отдельным показателям, составление собственного «Паспорта здоровья»); 
  • использование проблемного изложения материала по отдельным аспектам здорового образа жизни, дискуссий («Здоровый образ жизни – хобби или необходимость?», «Мой образ жизни, здоровый ли он?»). 
Цели этапа становления достигаются с помощью углубления содержания учебных дисциплин; созданием ситуаций саморегуляции, побуждающих к анализу и коррекции своего образа жизни с позиции здорового образа жизни (оценка уровня сформированности готовности к здоровому образу жизни, гигиенической и нравственной воспитанности и составление на основе полученных результатов программ саморазвития), практико-имитационных ситуаций («Точка зрения», «Передача эмоций» и др.), стимулирующих более глубокое осмысление необходимости знаний и умений ЗОЖ в учении и других видах деятельности, побуждающих школьников к высказыванию оценочных суждений, отстаиванию своих убеждений по различным проблемам ЗОЖ. 

Для реализации цели этапа генерализации школьники включаются в ситуации самореализации, стимулирующие стремление к самовыражению, демонстрации собственных подходов к построению целей в ходе решения валеологических проблем и в процессе реализации учебной деятельности (создание индивидуальных программ ЗОЖ, разработка и обоснование вариантов валеологизации учебного процесса в школе, проведение круглых столов «Мое мнение о ЗОЖ», проблемные и практико-имитационные ситуации, моделирующие типичные черты здорового образа жизни, будущей профессиональной деятельности). 

Формирование мотивов здорового образа жизни рассматривается нами как целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Этот процесс строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья. 

Модель формирования мотивов здорового образа жизни у подростков представлена ценностным, личностным, целевым, деятельностным, когнитивным и результативным компонентами, взаимосвязанными между собой. 

Целевой компонент связан с формированием ответственного отношений к здоровому образу жизни на основе самосознания ценности формирования положительной «Я-концепции». Ценностный компонент модели представляет собой самоопределение в сфере здорового образа жизни, отношение к здоровью как к ценности; когнитивный компонент – получение и перевод информации о целостности здоровья в знание законов здоровья, факторов риска и устойчивости; личностный компонент – личностные структуры, востребованные в процессе формирования здорового образа жизни (чувства, характер, воля, креативность); деятельностный компонент – опыт овладения здоровым образом жизни, здоровьетворением, самодиагностикой, проявление потребности в сохранении и укреплении здоровья; результативный компонент – целостное представление и ответственное отношение к здоровому образу жизни, опыт овладения его средствами.

Изложенные выше педагогические аспекты и этапы формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся требуют организации комплексного воздействия всего учебно-воспитательного процесса. 

Однако ведущая роль в решении поставленной проблем принадлежит уроку физкультуры. 

Урок - основная форма физической деятельности в школе. Каждый урок
должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, при решении которых целесообразно использовать современные образовательные технологии или их элементы.
Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, двигательной подготовленности. Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений каждого учащегося. Здесь ведущую роль играет технология уровневой дифференциации. 

Использование на уроках элементов модульной технологии способствует формированию рефлексивных умений, что необходимо для положительной мотивации к здоровому образу жизни. Модульная технология интересна и эффективна тем, что она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. 

В урок учитель должен включать знания о приемах закаливания, о способах самоконтроля, о способах саморегуляции.
Это оказалось возможным при определении воспитательного потенциала урока физкультуры. Он состоит в возможностях прикладного решения проблемы воспитания цивилизованного отношения к ценностно-культурному слою сознания учащихся, как внутренней, субъективной среде, являющейся основным источником самоорганизации личности. 

В связи с этим, проблема физического воспитания переходит в плоскость научного обоснования, развития и становления качественно новых, более тонких и гибких отношений общения между педагогом и учащимся. 

Основным в этой работе является определение целей отношений общения между педагогом и учащимся. Взаимно выработанная цель обеспечивает взаимодействие внешних воздействий (педагогических требований педагога) и внутренних источников самоорганизации (личностных структур сознания учащегося). 

Общая цель - это воспитание личности, заинтересованной в формировании потребности в здоровом образе жизни. Эта цель определяется особой атмосферой общения, возникающей в процессе овладения учащимися различными видами спортивной деятельности, индивидуальных, групповых беседах учителя и учащегося, в походах. 

Выбор условий для организации общения между педагогом и учащимися:
а) для востребования ценностно-смыслового компонента сознания - изменение речевых стратегий, обращение к нравственной характеристике автора информации о спортивных идеалах, создание ситуаций выбора на основе предложения альтернатив и т.д.;

б) для востребования ценностно-эмоционального компонента сознания - дополнение интуицией недостатка в объективной информации, принятие решений в процессе обсуждения той или иной проблемы, учет влияния педагогического решения на настроение учеников, поощрение и развитие "малых талантов" и т.д.

Ведущую роль в выполнении данных условий играет технология сотрудничества.
Направления деятельности педагога по формированию потребности учащихся в здоровом образе жизни: диагностическое, поисковое, договорное, рефлексивное. 

Диагностическое направление - выявление и фиксация факта, сигнала проблемности: отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей и качеств, внешние препятствия. 

Цель диагностического направления - создание условий для осознания учащимся сути проблемы. Учитель должен помочь учащемуся сформулировать самому проблему, т.е. проговорить ее. Важно получить согласие учащегося на помощь и поддержку в данной ситуации. 

Ведь большинство учащихся испытывает потребность в педагогической поддержке.
Поисковое направление - организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения, взгляд на ситуацию со стороны, как "глазами учащегося", так и при помощи синергетического принципа "выхода в стороннюю позицию". Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учащимся на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа. Задача учителя поддержать ученика в выборе ориентации на формирование потребности в здоровом образе жизни. 

Договорное направление - проектирование действий педагога и учащегося. В соответствии с алгоритмом педагогической поддержки, этот прием развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность учащегося самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий. 

Деятельностное направление - для обеспечения успеха преподаватель должен поддерживать учащегося.

Рефлексивный - совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее осмысления учащимся. В ходе рефлексии могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения.
Приведенное научно-методическое обоснование помогает на практике приблизить педагога к пониманию и преобразованию своей роли в оказании педагогической поддержки по развитию ценностно-смысловой сферы сознания учащихся средствами урока физической культуры.

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ.

Исходя из актуальности поставленной проблемы и определения условий для её решения, составлена система формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни на уроках физкультуры.
 
Представленная система включает в себя три компонента:
  • Диагностический компонент направлен на изучение состояния здоровья учащихся, их личностных индивидуальных особенностей, интересов, уровня физической подготовленности; предполагает систематическую диагностику, сбор данных для педагогического мониторинга с целью разработки дальнейших способов взаимодействия с учащимися, организации коррекционной работы. 
  • Методический компонент на основе результатов диагностических исследований включает в себя разработку и отбор средств, методов, технологий взаимодействия с учащимися через организационную и содержательную стороны учебного занятия; организацию совместной работы по проблеме с родителями учащихся, специалистами школы, педагогами, взаимодействующими с детьми. 
  • Деятельностный компонент осуществляет реализацию условий, способствующих формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни. 
Реализация системы осуществлялась в период с 2005 по 2012 год и состояла из трёх этапов:
  • I этап – ориентационный (5-6 класс) направлен на формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни. 
  • II этап становления (7-8 класс) предусматривает формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, потребности в нём. 
  • III этап генерализации (9-11 класс) формирует субординацию мотивов к здоровому образу жизни, проектирование жизнедеятельности с позиции ЗОЖ. 
Реализация этапов становления системы формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
 

I этап. Ориентационный 
  • Привлечение внимания к себе, собственному здоровью 
  • Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни 
  • Ознакомление учащихся с особенностями физиологического развития в данном возрасте, обозначение индивидуальной проблемы каждого и способов её решения через включение в урок физического воспитания основ валеологических знаний. 
  • Демонстрация необходимости занятий спортом и ценности здоровья через ИКТ технологию. 
Обеспечение дифференцированного подхода к каждому учащемуся:
  • Дозированность 
  • Индивидуальная форма оценивания 
  • Создание ситуации успеха. 
Всё это приведёт к ликвидации мотива избегания неудач.
Привлечение к занятию спортом через нетрадиционные формы уроков, предоставление права выбора учащимся (с его обоснованием) вида, продолжительности, интенсивности деятельности. Чёткая формулировка цели каждого вида деятельности, которая должна быть близка и понятна детям. Обеспечить интерес не только к результату деятельности, но и к процессу его достижения через успешность, доступность, занимательность. При подведении итога показать результат работы на уроке и чётко обозначить его перспективу, которая должна найти отражение в домашнем задании.

II этап. Становление. 
  • Создание условий для формирования устойчивой мотивации к ЗОЖ 
  • Способствование формированию саморегуляции в области занятий спортом 
  • Обучение приёмам самокоррекции отдельных компонентов жизнедеятельности, направленных на ЗОЖ Решение поставленных задач происходит с опорой на успешность учащихся, результативность работы (имеется в виду индивидуальная динамика). 
Теоретическая составляющая урока основывается на дальнейшем приобретении валеологических знаний. Но на данном этапе способ овладения индивиализируется с учётом личных целей, интересов, проблем каждого учащегося. Увеличивается доля самостоятельности в выборе изучения области валеологии. 

Большое внимание уделяется формированию саморегуляции занятий спортом, которое на данном этапе строится по следующей схеме:
  1. Обозначение проблемы, постановка цели. 
  2. Выбор средств для решения. 
  3. Реализация средств на уроках, внеурочное время: включение упражнений в жизнедеятельность учащегося. 
  4. Поэтапный контроль и коррекция под руководством учителя. 
  5. Анализ результата, демонстрация успешности, необходимости. 
На данном этапе происходит обучение проектированию своей деятельности, направленной на достижение положительного результата:
  1. Теоретическая подготовка: сбор информации по проблеме 
  2. Построение режима дня с учётом своих особенностей 
  3. Следование разработанным правилам 
  4. Отслеживание результата. 
Таким образом, широкое применение на уроках физкультуры находит проектная технология. 

III этап. Генерализация. 
  • Стимулирование побуждений к уверенной реализации валеологических знаний 
  • Способствование творческому проектированию жизнедеятельности с позиции ЗОЖ. На данном этапе происходит ярко выраженнная субординация мотивов к ЗОЖ с учётом профориентационного выбора. Это и является основой побуждения учащихся к применению полученных знаний в реальной практике. 
Коррекция проблем строится с учётом личных целей, что и берётся за основу проектирования самостоятельной жизнедеятельности с позиции ЗОЖ. 

Организационная и содержательная стороны урока физкультуры должны быть ещё более индивидуализированы, чтобы соответствовать потребностям учащихся, поэтому необходима большая доля самостоятельности . На основе умений саморегуляции учащимися составляется и реализуется программа физического самовоспитания. На данном этапе упор делается на технологию уровневой дифференциации. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Результаты, полученные в ходе реализации системы, показывают, что выполнение следующих условий:
  • систематическое диагностическое исследование личностных особенностей каждого учащегося, изучение состояния здоровья каждого подростка; 
  • разработка и выбор средств, методов, технологий в соответствии с результатами диагностики; 
  • вовлечение каждого учащегося в процесс физического самовоспитания через мотивационную субординацию; 
  • соответствие организационной и содержательной сторон учебно-воспитательного процесса потребностям и возможностям каждого подростка благотворно влияет на формирование положительной мотивации к урокам физкультуры, что способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. А деятельность, дающая положительные результаты, является механизмом формирования потребности в дальнейшем самосовершенствовании. 
Проблема здорового образа жизни детей и подростков будет оставаться актуальной всегда, поэтому необходимо продолжить работу над представленной проблемой, которая должна решаться не только в рамках одного урока физического воспитания, поэтому в дальнейшем планирую расширить социальное пространство педагогического взаимодействия с учащимися, а именно: привлечь к работе родителей учащихся, организовать более тесное взаимодействие с учителями и специалистами школы, педагогами дополнительного образования; организовать с учащимися старших классов научно-исследовательскую работу по проблеме здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА.
1. Андреев, В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание/ В.И. Андреев. – Казань, 2000. 
2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. Изд – 2 доп.: - М., «Физкультура и спорт»1990
3. Зайцев, Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования / Г.К. Зайцев. – СПб, 1995.
4. Здоровая школа: Сборник научно – методических материалов. – Пермь,2001.
5. Касаткин, В.Н. Школа здоровья / В.Н. Касаткин. – М., 1996.
6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004.
7. Лихницка И.И. – Что надо знать о возрастных и физических резервах организмах. Л.,«Знание», 1987
8. . Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов Москва «Просвещение» 2007.
9. Стальков, Е., Панин, В. Валеология: от идеи спасения жизни к идее сохранения здоровья. – М., 2001.
10. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития/ Л.Г. Татарникова. – СПб., 1997.
Шеметов Михаил Иванович14.03.2013 71080 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar