РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Заметки учителя - словесника

Заметки учителя - словесника

Размышления учителя – словесника (Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «ООШ п. Тургеневский Пугачёвского района Саратовской области» М.А.Масловской.

Как писать сочинение по литературе. Памятка для учащихся.

  • Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
  • Сочинение должно быть основано на знании текста.
  • В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского "Гроза", а Катерина; не Андрей - у Толстого, в "Войне и мире", а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.
  • Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику.
  • Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы).
  • Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
  • Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
  • Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.
  • Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
  • Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
  • Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа.
  • Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.
  • Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения. 
Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературы.

Одна из задач уроков литературы – воспитание талантливого читателя, читателя- собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующими такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска?

По пословице, доброе начало полдела откачало. Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления – это то доброе начало, которое задаёт тон урока – поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать ученика, сформулировать цели работы. Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приёма «Верные и неверные утверждения». Я предлагаю учащимся ряд утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. После знакомства с основной информацией я возвращаюсь к их утверждениям и прошу ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Учащиеся пересматривают свои утверждения, выбирают верные, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт или попросту угадывая.

Следующий приём «Верите ли вы…»можно использовать при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала я демонстрирую портреты писателя или поэта, а потом предлагаю утверждения. Их может быть несколько. Учащиеся выбираю утверждения, с которыми они согласны. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции.

Следующий приём «Прогнозирование» .Например, при изучении творчества поэта предлагаю несколько стихотворений, написанных в разное время. Прошу расположить их в хронологической последовательности. Обоснуйте свой выбор. После высказывания прогнозов учениками учитель сообщает правильную последовательность.

Приём «Письмо по кругу» - мой любимый. У учащихся часто возникает проблема с кратким пересказом художественного произведения, а «письмо по кругу» в увлекательной форме позволит отработать этот навык.
Итак, приёмы развития критического мышления помогают организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.

Работа со слабоуспевающими детьми

Хочу поделиться своим опытом работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Считаю, что учителю для успешной работы с каждым учеником необходимо знать его домашние условия для учебной работы, пробелы в знаниях и их причины, учитывать его интерес к предмету, взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем. 

Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся, на мой взгляд, следующие:

  • отставание в умственном развитии от своих сверстников; запущенность;
  • невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;
  • большое количество пропусков по болезни;
  • перегрузка домашним заданием.
Отставание в умственном развитии от своих сверстников.

К таким детям нужно отнести детей с замедленным умственным развитием. Такие дети есть в каждом классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому нужно создавать такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение.

В работе с такими детьми применяю такие методические приемы:

  • Самый удобный способ проверки знаний таких учащихся карточки. Даю карточки и другим учащимся (дифференцированно), чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.
  • Хороший стимул в работе с такими учащимся коллективная работа, комментирование по образцу, повторения, объяснения по схеме, плану. -Помогают в работе с такими детьми карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части.
  • Успешная «цепочка» отработка практических навыков при изучении нового материала. Новый материал учащиеся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.
Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала.


Работа начинается с консультации. На ней повторяется старый материал и выбирается материал нужный для новой темы.

Если есть пробелы по текущей теме, то нужно провести:

  1. диалоги по теоретическому материалу (в парах). Хорошо если есть таблицы, схемы алгоритмов. Рассказывают друг другу. Опрос занимает 5-7 минут. Они оценивают друг друга;
  2. коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);
  3. практические (тренировочные) упражнения. Может быть дифференцированными (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);
  4. при проверке домашнего задания (на доске выписываются ответы и в тетради корректирую задания, прописывая затрудняющимся образцы). При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике ( ?), если были вопросы или затруднения. 
Большое количество пропусков по болезни.

В данном случае провожу послеурочные консультации. Иногда такие консультации прошу провести учеников, у которого лучше всех получается данная тема. Отрабатываем теорию и выполняем по образцу задания. На закрепление даю карточку.
Если консультации мало, пробелы значительные, даю карточку с ответами, определяю сроки подготовки материала. Вопросы из карточки включаю в тест на повторение.

Оценки выставляю, опираясь на итоговые, обобщающие уроки. Если в процессе систематического повторения ученик показывает более высокий уровень, то оценка будет выше. Такой учет знаний, умений и навыков помогает ослаблению отрицательного психологического влияния на ученика отрицательной оценки, стимулирует его к добросовестной учебной деятельности. В учащихся появляется желание трудиться лучше. Больше всего контроль ошибок проводится на контрольной работе или административной работе.

Изучая последующую тему каждый день делаем по несколько заданий на ликвидацию пробелов.
В своей работе я использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может быть внимание, психологическое настроение, тревожность, семейные неурядицы и т.д. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях .

Тестирование, проводимое на уроках позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходе творческих самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться учебником, записями в тетради, обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. Каждый ответ оценивается и поэтому все стараются решить больше и сложнее. Оценка в журнал выставляется с учетом разных форм работы (теста, с/р, диктанта устных ответов). На самостоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося. Еще хочу отметить важную роль оценки, поставленной в тетради. Тетради раздаю заранее, чтобы ученики увидели свою оценку, задали вопрос. У кого неудовлетворительная, обсудить план действий на повышение, успокоить, чтобы работа на уроке была плодотворной.
Внеурочная работа со слабоуспевающими детьми.

На каждом уроке я веду анализ ошибок, допускаемых учениками. Выделяю группы учащихся по проблеме пробелов знаний. Провожу индивидуальную работу на уроках и внеурочное время. Осуществляю индивидуально-личностный подход к коррекции знаний учащихся. После проведения контрольных работ, а также административных работ провожу анализ ошибок: тематические, вычислительные, ошибки на внимание, ошибки предыдущих тем. Работаю над устранением их. Строю график ошибок к/р.
Учащиеся получившие неудовлетворительную оценку работают в тетради-коррекции. Решают задания для приобретения навыков умений и знаний по теме или по ошибкам, которые допустили. С каждым учеником работа ведется индивидуально. Тетрадь проверяется. Каждое задание оценивается. Провожу консультации во внеурочное время. В заданиях ошибки отмечаются, прописываются образцы оформления решений. Предлагаю решить задания такого же типа. С каждым разом задания даются сложнее. Для этого использую индивидуальные карточки. На консультации приходят и сильные дети. Часто обращаюсь с просьбой помощь в консультации. Для сильных в консультации свои задания. Кто-то готовится к исторической справке для новой темы, кто-то решает разными способами уравнения и т.д. Кто-то работает в паре опрос теории. Для развития познавательного интереса даю задания составить карточку опроса, подобрать материал «Теоремы Пифагора и способы доказательства». На консультации есть возможность подготовке и решению (составлению плана решения д/з). Дети, имеющие пробелы в знаниях независимо от группы возбудимы, легкоранимы, быстро утомляемы. Поэтому внеурочная работа с ними помогает им. Здесь царит дружеский микроклимат они спрашивают, я вижу результаты сразу. Особая группа детей со слабым вниманием и непониманием до конца излагаемого материала. 

Для них более приемлемая работа во внеурочное время. С ними приходится воспроизводить материал по схемам, таблицам, алгоритмам. Решать задания по образцу. При подготовке к дополнительному занятию они отмечают ? в книге теоретический материал и в тетради задания. Часто дети знают материал, чувствуют ответ, а оформить грамотно не могут, не умеют. Я использую инструкции по оформлению заданий, давая инструкцию, заранее учитываю, чтобы она давала наиболее высокий успех.

Бывают случаи: дети часто пропускают школу, а математики дается им еще и с трудом, тогда я работаю вместе родителями. На беседу-встречу я вызываю родителей с учеником и прошу взять тетрадь по предмету. Я готовлю с/р, тесты + к/р. Показываю родителям работу ребенка и для сравнения несколько работ учащихся класса. Беседа ведется с целью выработать совместные мероприятия по поднятию уровня знаний, умений и навыков каждого ученика. Иногда приходится советовать посетить психолога или семейного психолога школы, так как проблема психологической устойчивости ученика желает быть лучшей. Я стараюсь знать много о домашних условиях учащихся, о микроклимате в семье. Для поднятия качества учебы я посещаю родительские собрания классов, в которых работаю. Объясняю родителям, как работает класс, как изменились знания детей, какие проблемы, что нужно для обеспечения уроков математики, кому нужна консультация. Такие посещения собраний + родительские дни, индивидуальные встречи – дают результаты. Родители чувствуют заботу об их детях и отзываются на предложенные формы работы с учеником. Очень важно работать при подготовке к экзаменам. Показать родителям, что ты заинтересован в успехе его ребенка.

Рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях учащихся по русскому языку

Ученик должен уметь четко представлять зрительный облик слова, поэтому главным помощником в обретении этого умения является чтение. Ученикам 9-11 классов необходимо ежедневно читать до 10 страниц печатного текста.
Ведите специальный рукописный справочник с опорными схемами, таблицами, конспектами. Записывайте или подчеркивайте примеры разными цветами. Выделенное цветом лучше запоминается.

Регулярно работайте с лингвистическими словарями, пусть они станут для вас настольными книгами.
Систематически и качественно выполняйте заданные учителем на дом задания: они способствуют закреплению знаний, умений и развивают орфографическую и пунктуационную грамотность.

От семантики – к грамматике. Осмысливайте, сопоставляйте, учитесь анализировать, синтезировать, устанавливать закономерности, выстраивать ассоциативные ряды, заставляя работать образную память.
Интенсивная работа мысли и силы воли – необходимое условие повышения качества успеваемости.
Регулярно посещайте дополнительные занятия по совершенствованию знаний, умений и навыков. Не отказывайтесь от услуг репетиторства.

На уроках учителя используют контрольно-измерительные материалы по подготовке к ЕГЭ предыдущих лет, а также демонстрационные материалы 2009 года. Просматривается практическая направленность работы учителей: выработать прочные ЗУН с целью подготовки учащихся к ЕГЭ. Проводится текущая проверка знаний в форме тестового опроса. Но используются задания в основном двух уровней сложности (типа А и В материалов ЕГЭ), исходя из учебных возможностей большинства учащихся класса. На уроке обществознания учащиеся учатся писать эссе, отвечая на проблемный вопрос, виды деятельности и формы заданий на уроке английского языка соответствуют требованиям экзаменационных билетов, на уроках истории России используются тестовые задания, на уроках всеобщей истории учащиеся готовятся к устным ответам на вопросы билетов, для чего ведется работа по развитию речи, учащиеся дают аргументированные ответы, выражают собственное мнение, основанное на фактах. Таким образом, содержание учебного материала уроков, организация самостоятельной деятельности учащихся, оптимальное сочетание форм организации познавательной деятельности учащихся, текущий и итоговый контроль ЗУН учащихся – все это способствует формированию прочных ЗУН, подготовке к экзаменам.

Масловская Марина Александровна01.03.2013 24410 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar