РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Инновационная и научно-исследовательская деятельность классного руководителя в системе формирования профессиональной и социальной адаптации

Инновационная и научно-исследовательская деятельность классного руководителя в системе формирования профессиональной и социальной адаптации
Инновационная и научно-исследовательская деятельность классного руководителя в системе формирования профессиональной и социальной адаптации личности. 

Горшкова Л.Ф., ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) 
«Темниковский сельскохозяйственный колледж» 

Получение образования – основной фактор развития общества и важнейшее условие успешности человека в жизни. А инновационное образование – это тот ведущий механизм, который может реально изменить качество жизни как отдельного человека, так и целого региона.

Последнее время слово «инновация» употребляется слишком часто, а образовательные реформы, проводимые под флагом инноваций, проходят не всегда успешно. Но настоящее инновационное образование – это не эксперименты на детях. Если учащиеся находятся в условиях грамотно поставленной инновационной деятельности, то они получают уникальный и важный опыт творческого отношения к жизни.

Инновационный подход в профессиональном образовании должен осуществляться с учетом достижений психолого-педагогической науки и местных условий и возможностей. Невозможно осуществлять инновации только в одном направлении. Конечно, можно лишь обновить содержание образовательных программ, но при этом нельзя будет сформировать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Нужен комплексный инновационный подход к воспитательно-образовательному процессу.

Сегодня не вызывает сомнений, что инновационные процессы в колледже – это не дань моде, а насущная необходимость, поскольку колледж призван готовить студентов к жизни в реально существующих условиях, а значит, он должен постоянно развиваться в русле происходящих в современом мире перемен. Вместе с тем, освоение любого новшества требует определённых усилий, затрат, новое на какое-то время вносит нестабильность в сложившуюся систему отношений, представлений, убеждений. Поэтому эффективность инноваций напрямую зависит от того, насколько правильно определены и созданы организационно- педагогические условия для этих нововведений.

Важное место в образовательной системе колледжа занимает классный руководитель: через него осуществляется управление студенческим коллективом и процессом индивидуального развития студентов, семейным воспитанием, дополнительным образованием и досугом обучающихся. Среди функций классного руководителя традиционно выделяются не только социально-педагогические, но и управленческие, координаторские.

Работа в инновационном режиме предъявляет повышенные требования к классному руководству. Нововведения в колледже требуют адаптивного подхода: с одной стороны новшество необходимо приспособить к сложившейся системе, а с другой – помочь студентам и родителям адаптироваться к новым формам работы, к новым требованиям, а нередко – и к новым педагогическим ценностям. Таким образом, классный руководитель не только не может оставаться в стороне от осуществляемых в колледже инноваций, он должен активно участвовать в инновационной деятельности, быть проводником инновационных и инициатором реализации идей среди студентов своей группы и их родителей.

В структуре инновационной деятельности классного руководителя важную роль играет разработка форм воспитательной работы. Давно известно: какой бы замечательной, интересной ни была форма воспитания, рано или поздно у подростков снизится к ней интерес, если она применяется слишком часто. Снижение интереса ведёт к снижению активности обучающихся и, как следствие, к ухудшению результатов воспитательной работы. Поэтому постоянное обновление и разнообразие форм работы с детьми считается одним из важных условий эффективности воспитания.

Характер применения новшества в различных условиях зависит от квалификации педагогов, уровня обученности и воспитанности студентов, образа жизни. При одинаковых психолого-педагогических целях реализация идеи требует разных подходов, методов, нередко дополнительных исследований. Необходимо приспособить данное новшество к конкретной среде, преодолеть известную инерционность существующих организационных структур.

Научно- исследовательская работа в настоящее время является полноправным участником образовательного пространства. 
Различные учебные дисциплины уже испытали на себе силу интереса юных исследователей. Проводятся научные конференции, конкурсы, круглые столы с участием разного возраста: от первокурсников до выпускников. Проекты и исследования студентов имеют широкую тематику, практическую значимость, в них делаются глубокие и обоснованные выводы.

Педагоги также ведут исследования: разрабатывают свои методики, способствующие лучшему освоению предмета, делающие уроки интереснее и эффективнее, активизирующие познавательную деятельность. Это один из аспектов участия педагога в исследовательской деятельности. Другой аспект – научное руководство работой , которое требует от педагога как знания самого предмета и методов исследования, так и требований к написанию исследовательских работ, к созданию творческих и практико-ориентированных исследований.

Я же предлагаю Вашему вниманию третий вариант научно – исследовательской деятельности, где главными действующими лицами являются классный руководитель и его группа. Помощь и участие родителей в таких исследованиях приветствуется. Данные 
исследования можно отнести к виду воспитательной работы, хотя на самом деле их роль гораздо шире, чем воспитание или обучение. Они способствуют социальной адаптации студентов, содействуют профессиональному и личностному самоопределению, воспитывают уважение к семейным ценностям и Родине, формируют эффективные и безопасные жизненные стратегии, помогают преодолеть подростковый кризис и найти взаимопонимание с родителями.

Кроме того, совместная деятельность сплачивает группу, формируют доверительные и адекватные отношения с классным руководителем.

Конечно, включение исследовательской работы в деятельность классного руководителя требует дополнительного времени, усилий, получения новых знаний, даже, если хотите, изменения мировоззрения самого педагога. Однако, постоянное самообразование способствует личностному росту, освоению новых методов работы. Совместная работа с детьми и родителями способствует построению адекватных, добрых отношений, основанных на взаимном интересе, уважении и совместном творчестве. Но, самое главное, законченное исследование приносит большое удовлетворение, которого так не хватает в последнее время многим из нас! А, как известно, удовлетворение от работы – это лучшая профилактика профессиональной деформации и эмоционального выгорания.

Горшкова Л.Ф.12.03.2013 24260 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar